Яндекс.Метрика

1 сентября. Крылатая ракета «Буря». АМС «Пионер-11»

buran_mkr32

1957 — 1-й полет крылатой ракеты «Буря».

1976 — в США РН «Скаут» запущен навигационный ИСЗ «TIP-3».

1978 — осуществил успешную посадку космический корабль «Союз-31».

1979 — американская АМС «Пионер-11» совершила пролет орбиты планеты Сатурн.

1994 — начало 135-суточного эксперимента по автономной жизнедеятельности трех
           российских исследователей (В.Ю. Лукьянюк – космонавт–исследователь; В.В.
           Караштин – космонавт-исследователь; И.Ф. Нечипорук – ведущий научный
           сотрудник  ИМБП) на борту полномасштабной модели ОС «Мир».

1998 — в России запущен на орбитальную станцию «МИР» грузовой космический
             корабль   «Прогресс  39».

1999 — с космического телескопа «Чандра» получены первые спектрографические   данные.

 

Крылатые ракеты прошлого

До создания межконтинентальных баллистических ракет проблему доставки зарядов  большого веса и мощности пытались решать путем создания крылатых ракет. В 1933-40 гг. в Советском Союзе этой проблемой занимался С.П. Королев. Наиболее полно об этой стороне его деятельности в тот период описал А. Романов в книге «Конструктор космических кораблей» (М.: Изд-во Политической лит-ры, 1969г.) Под руководством Королева в Реактивном НИИ в те годы создаются и испытываются управляемые крылатые ракеты под номерами: «212», «201», «216», «217». На ракете «212» был установлен тот же двигатель разработки В.П. Глушко, что и на королевском ракетоплане «РП-318».

Далее по А. Романову: «Это был цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом трапециевидной формы. Его стартовый вес достигал 210 килограммов. Вес топлива (азотная кислота и керосин) — 30 килограммов. Длина равнялась 3 метрам. Ракета могла нести полезный груз в 30 килограммов. Старт ракеты «212» проходил с помощью пороховой ракетной катапульты с рельсового пути. Первый полет состоялся 29    января 1939г.».

Заметим, что старт американских «шаттлов» производится с использованием ракетных твердотопливных двигателей. Во время работы над крылатыми ракетами Королев писал: «Крылатая ракета имеет большее значение для сверхвысотного полета человека и для исследования стратосферы». После ареста Глушко и Королева эти работы прекратились.

В период Второй мировой войны Гитлер потребовал бомбардировок на дальних расстояниях, т.е. Англии и США. Над этим заданием трудились лучшие умы фашисткой Германии. И надо признать, немцы достигли многого. Конструктором В. Брее была создана крылатая ракета «Фау-1» в виде самолета-среднеплана. Стартовый вес — 2.2 тонны с боевым зарядом 1 т. На крылатой ракете стоял пульсирующий воздушно-реактивный двигатель с тягой 2.7 т. Скорость – 350 км/час. Дальность полета от 240 до 370 км. Пуск производился с катапульты, работающей на перекиси водорода. Ракета имела автономную гироскопическую систему управления.

Всего по Лондону было выпущено около 10 500 ракет, из которых 2500 взорвались в городе. Первый ракетный удар по Лондону был произведен 13 июня 1944г. Для бомбардировок США немцы планировали использовать несколько вариантов, в основе которых были баллистические ракеты ФАУ-2 конструктора Вернера фон Брауна. Один из вариантов предусматривал транспортировку ракеты подводной лодкой в специальном контейнере. Около берегов США контейнер всплывал, принимая вертикальное положение, и из него стартовала ФАУ-2.

Существовали и другие проекты. К ним относится проект австрийского ученого и конструктора ракетной техники Зенгера.

С точки зрения концептуального моделирования основные походы к созданию немецких проектов (ФАУ-1 и проект Зенгера) крылатых ракет не были оригинальны по отношению к крылатым ракетам С.П. Королева.

После создания атомного оружия проблема доставки его на межконтинентальные расстояния встала с особой остротой. 20 мая 1954г. в Советском Союзе было принято Постановление о разработке тяжелого носителя.  Конструкторским бюро С.П. Королева, С.А. Лавочкина и В.М. Мясищева были даны задания на его разработку. С.П. Королев, внимательно проанализировав результаты многолетних исследований и собственной практической деятельности по вопросам создания крылатых ракет, пришел к выводу, что для создания крылатых ракет дальнего действия с повышенной точностью необходимо решение целого ряда научно-технических задач, что затянет сроки создания. Особенно это касалось системы управления. Разработка астронавигационных систем управления летательными аппаратами находилась на начальном этапе. Он сосредоточил все свое внимание на создании межконтинентальной баллистической ракеты, будущей знаменитой «семерки».

Необходимо отметить одну интересную деталь. Со времен войны до 1959г. использовался термин «самолет-снаряд» и только 30 октября 1959г. приказом Министра обороны СССР был введен термин «крылатая ракета».

raketa-burya

 

С.А. Лавочкин разработал проект крылатой ракеты «Буря». Всего было изготовлено 19 ракет. Первый запуск состоялся 1 сентября 1957 г. 11 ноября 1959г. принимается решение  о прекращении работ по межконтинентальной ракете «Буря». Крылатая ракета «Буря»  создавалась по составной схеме. Первая ступень — ЖРД конструкции  А. Исаева, а вторая собственно крылатая ракета с воздушно-реактивным двигателем. Общий вес составлял 90 т, а крылатой ракеты 33 т. Дальность — 8 000 км. Старт происходил вертикально до высоты 17 500 м, при подходе к цели ракета поднималась на высоту
25 000 м, а затем круто пикировала на цель.

К этому времени уже была создана и отработана легендарная «семерка», первые запуски которой были осуществлены 15 мая и 23 августа 1957г. с  космодрома  Байконур.

Проект крылатой ракеты КБ В.М. Мясищева так и остался проектом, и пусков ракеты не было. Проект назывался «Буран».

Таким образом, С.П. Королев, несмотря на свою любовь к крылатым ракетам, гениально предусмотрел ход развития ракетной техники. Время крылатых ракет еще впереди. Необходимо отметить, что проекты Лавочкина и Мясищева и современные «шаттлы» многое взяли от проекта Зенгера.

1 сентября 2001 г. на базе Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина открылась общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Это позволит целенаправленно готовить молодежь для авиации и дальнейшего освоения космического пространства, полнее использовать для обучения накопленные достижения авиации и космонавтики.

С позиций сегодняшнего дня сам  термин «крылатые ракеты» несколько некорректен, т.к. фактически мы имеем беспилотный самолет с ракетным двигателем. Первые разработки  конечной целью ставили задачу разработки пилотируемого самолета с  большой скоростью взлета и выхода на боевую позицию, а не элемент системы выведения полезной нагрузки в космос. Термин «крылатая ракета» применим для движения летательного аппарата в условиях атмосферы. Это подтверждает вся дальнейшая история средств выведения космических систем.

 

 

АМС  «Пионер – 11»  прошла через кольцо Сатурна

   5a

    АМС «Пионер-11» была запущена 3 марта 1972г., 3 декабря 1974г. она прошла мимо Юпитера на расстоянии около 43 000 км и перешла на траекторию к Сатурну.

Как сообщили ученые НАСА, АМС прошла 1 сентября 1979г. через предполагаемое кольцо Е, когда пересекала вблизи планеты Сатурн ее экваториальную плоскость. В момент наибольшего сближения расстояние до верхней границы облаков составило около 21 тыс. км. По результатам, полученным с АМС, было установлено, что напряженность магнитного поля планеты вблизи экватора в 1.75 раза меньше, чем у Земли. Уникальной особенностью оказалось точное совпадение оси магнитного поля с осью вращения Сатурна. У Земли, Меркурия и Юпитера эти оси расходятся на 10-12 градусов. С помощью АМС было открыто два новых кольца Юпитера.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий