8 января 1994г. к нашей стране к станции «Мир» стартовала 15-я основная экспедиция в составе В.М. Афанасьева, Ю.В. Усачева и В.В. Полякова.
Эта экспедиция знаменательна двумя событиями. Во-первых, Валерий Поляков впервые в мире проработал в космосе больше года (438 суток), во-вторых, через месяц после начала экспедиции к станции «Мир» стартовал шаттл «Дискавери», на котором впервые осуществил полет на шаттле наш космонавт С. Крикалев.
Прошло 13 лет, и 7 апреля 2007г. к МКС стартовал корабль «Союз ТМА-10» с 15-й основной экспедицией в составе: О.В. Котова (Россия), Ф.Н. Юрчихина (Россия) и Ч. Симони (США).
Экипаж ЭО-15
О.В.Котов (Россия), Ф.Н. Юрчихин (Россия) и Ч. Симони (США)
Необходимо отметить, что после катастрофы «Колумбии» 1 февраля 2003г. транспортировка экспедиций на МКС легла на плечи России. Шаттлы доставляли на МКС фермы для солнечных батарей и другое оборудование, которое монтируют сами на станции. Как и предыдущая 15-я экспедиция на станцию «Мир», эта экспедиция была отмечена рядом знаменательных и серьезных событий.
С 15-ой ОЭ на орбиту стартовал 100-й российский и 452-й международный космонавт. Им стал Олег Валерьевич Котов. В 1994г. с 15-ОЭ на станцию «МИР» стартовал 77-й российский космонавт. Им был Ю.В. Усачев. Тогда это был 305-й международный космонавт.
Олег Валерьевич Котов
Таким образом, с 1994г. по 2007г. первый раз стартовали в космос 23 российских космонавта и 124 иностранных, в основном американских.
Олег Валерьевич Котов, командир корабля «Союз ТМА-10», бортинженер МКС-15, космонавт-испытатель ЦПК имени Ю.А.Гагарина родился 27 октября 1965г. в городе Симферополе, Украина. В 1988г. закончил Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова в Ленинграде и стал работать помощником ведущего врача-испытателя в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. В 1992г. закончил Институт повышения квалификации в области патентного дела. В том же году был переведён на должность ведущего врача-испытателя ЦПК. Занимался проблемами высотной физиологии и влияния факторов космического полёта на организм человека. В качестве врача-методиста проводил медико-биологическую подготовку экипажей орбитальной станции «Мир» по научной программе. Имеет квалификацию офицера-водолаза. В 1996г. был зачислен в отряд космонавтов ЦПК имени Ю.А.Гагарина. В 1998г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков.
8 июля 2007г. к МКС стартовал шаттл «Атлантис». Основная цель полета – монтаж новых солнечных батарей. Во время экспедиции произошли катастрофические события, поставившие под угрозу существование всего комплекса. 12 июня во время развёртывания и подключения на американском сегменте МКС новых панелей солнечных батарей возникли сбои в работе бортовых компьютеров. Компьютеры, помимо ориентации станции в пространстве, отвечают за подачу воды и воздуха. Если бы космонавты не смогли починить компьютеры, пришлось бы покинуть МКС.
Схема управления МКС
Вероятная причина — электромагнитная помеха или скачки напряжения, возникшие при подключении новых панелей солнечных батарей, установленных астронавтами «Aтлантис» при выходе в космос 13 июня. В системе электроснабжения (СЭС) появился новый мощный источник тока, который начал вносить помехи в работу чувствительных элементов различных систем. Эти помехи отмечены, как на российском, так и американском сегментах МКС. В период с 12 по 15 июня, когда выяснялись причины сбоя, прорабатывался вариант доставки на станцию резервных комплектов на грузовом корабле «Прогресс М-61». Старт планировался на 6 августа. Запасов кислорода на станции хватило бы на 90 суток полёта. Это без включения системы «Электрон», которая работает совместно с компьютером. 16 июня космонавты Федор Юрчихин и Олег Котов с помощью С. Крикалева из ЦУПа сумели запустить четыре из шести процессоров на двух компьютерах. Работа компьютеров российского блока МКС была восстановлена до необходимого минимума, при котором МКС может функционировать в стабильном режиме.
Вот как после полета рассказал об этом Ф. Юрчихин: «Самая сложная нештатная ситуация во время нашей работы на орбите произошла во время прилета американского шаттла 10-20 июня, когда на борту отказали компьютеры российского сегмента. Ситуация была критическая и, если бы мы не восстановили их работу, экспедицию пришлось бы прекращать», — сказал Юрчихин. По его словам, на помощь экипажу пришла смекалка и техническая поддержка специалистов Земли. «Решение проблемы нашлось в виде «жучка» и мы с его помощью «обманули» компьютер и восстановили его работу. Никто не заменит вилку и «жучок» — надо было только знать, куда его поставить».
По его словам, во время поломки экипаж не спал трое суток и искал любую возможность восстановить работу компьютеров.
8 августа 2007г. к станции МКС стартовал второй шаттл «Эндевоур», в задачу которого входило доставка оборудования и монтаж его на станции, в том числе и компьютеров. Кроме того, что на шаттле было обнаружено повреждение теплозащитного покрытия, произошел снова сбой работы компьютера на американском секторе. К сожалению, сбой произошел во время пребывания астронавта в открытом космосе.
14 августа 2007г. к 21 часу московского времени Международная космическая станция совершила 50 тысяч оборотов вокруг нашей планеты. На 14 августа 2007г. в составе МКС было шесть герметичных модулей: «Заря», Unity, «Звезда», лабораторный модуль Destiny, шлюзовая камера Quest и стыковочный отсек «Пирс». К станции пристыкованы российские автоматические грузовые корабли «Прогресс М-60» и «Прогресс М-61» и пилотируемый корабль «Союз ТМА-10». 10 августа 2007г. со станцией состыковался американский корабль «Индевоур» STS-118 с экипажем из семи астронавтов. В этой конфигурации общая масса всей связки составляла 341 т.
21 августа 2007г. завершился полет «Эндевоур». Несмотря на опасения, посадка шаттла на мысе Канаверал прошла без проблем. Пробоина в термоизоляционном покрытии, которую челнок получил на старте, не принесла каких-либо сюрпризов. Она почти не изменила своей формы после воздействия плотных слоев атмосферы. Это хорошо видно на снимках, распространенных NASA — слева «дыра» после посадки, справа — во время пребывания «Эндевоур» в космосе.
10 октября 2007г. к МКС стартовал «Союз ТМА-11» с экипажем в составе Уитсон Петти (США), командир МКС-16 Маленченко Ю.А. (Россия); Шейх Мусафар (Малайзия).
21 октября экипаж ЭО-15 вместе с Шейхом Мусафаром (Малайзия) благополучно приземлился.
В ноябре 2007г. появилось сообщение, что Малайзия заявила о том, что намерена выкупить у России спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-11». Естественно после того, как он возвратится на Землю весной следующего года. На этом корабле в космос стартовал первый малазийский космонавт Шейх Музафар Шукор.
Как сообщил министр науки Малайзии Джамалудин Джарджис, если удастся приобрести «Союз», то его поместят в музей малазийского космического центра, как национальную реликвию. Таким образом власти
надеются повысить интерес у молодежи к науке и технологиям.