Яндекс.Метрика

12 октября. «ВОСХОД» — авантюра в космосе

voshod

1964 — запущен советский трехместный космический корабль «Восход».

1969 — произведен запуск космического корабля «Союз-7» с экипажем: А.Филипченко, В.Волков, В.Горбатко. Цель полета — групповой полет с космическим кораблем «Союз-6» и отработка сближения и маневрирования на околоземной орбите.

1982 – запущен первый спутник системы ГЛОНАСС.

1984 — РН «Скаут» запущен навигационный американский ИСЗ «NОВА-2» в целях развития навигационной системы «Транзит».

2002 — российские военно-морские силы осуществили пуск двух баллистических ракет морского базирования из акватории Охотского моря. Через 30 минут первая ракета поразила цель в районе мыса Канин Нос. А в 09:55 из акватории Баренцева моря был выполнен второй залп с АПЛ «Кальмар» из подводного положения баллистическая ракета успешно поразила цель на Камчатке.

 

«ВОСХОД»  — «авантюра» в Космосе

         13 октября 1964г. все газеты вышли с громадными аншлагами: «В космосе советский трехместный пилотируемый космический корабль «Восход». Газета «Красная звезда» писала в этот день: «Полет трехместного космического корабля «Восход» — новый триумф политики Коммунистической партии Советского Союза, новое замечательное подтверждение слов Никиты Сергеевича Хрущева о том, что социализм и есть та надежная стартовая площадка, с которой Советский Союз запускает свои космические корабли». А 14 октября 1964г. Н.С. Хрущев был освобожден от должности Первого Секретаря КПСС и отправлен в отставку.

Voshod-1

Основной экипаж   «Восхода»: Феоктистов, Комаров, Егоров. Конец 1964.

ПОЛЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
ЭКИПАЖУ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ-СПУТНИКА
«ВОСХОД» [1964 г.]

Экипажу космического корабля-спутника «Восход» в составе командира корабля, научного сотрудника, врача выполнить полет по орбите ИСЗ продолжительностью 1 сут. с посадкой на территории СССР.

I. Цель полета

1. Получить первый практический опыт полета экипажа в многоместном космическом корабле. Изучить особенности совместной деятельности экипажа из трех человек.

2. Экспериментально отработать отдельные решения, необходимые для осуществления полетов многоместного космического корабля по орбите ИСЗ с последующей посадкой в заданном районе на территории СССР:

получить опытные данные, подтверждающие надежность работы и удобство эксплуатации систем, обеспечивающих жизнедеятельность экипажа при полете без скафандров;

оценить систему приземления в спускаемом аппарате;

определить возможность ручного управления кораблем по данным системы экспериментальных датчиков.

3. Провести научные наблюдения и исследования в части:

получения данных, необходимых для выполнения экипажем космического корабля штурманских задач;

получения материалов для изучения структуры и свойств атмосферы Земли;

проведения прямых медицинских наблюдений и экспериментальных исследований экипажа корабля на всех участках полета.

Старт корабля в 10 ч 00 мин (- 0,5 мин ÷ + 2 ч 00 мин) московского времени.

Посадку произвести по автоматическому циклу спуска в спускаемом аппарате в начале 17-го витка.

При необходимости посадка может быть произведена на территории СССР с помощью ТДУ:

при использовании солнечной системы ориентации на 1, 2, 3, 4-м витках каждых суток (кроме 1-го витка первых суток);

при использовании ручной системы ориентации на 1—7-м витках каждых суток (кроме 1-го и 2-го витков первых суток).

При отказе ТДУ спуск производится с помощью ТПРД (тормозного порохового реактивного двигателя) и ручной системы ориентации по «Взору» или по экспериментальным датчикам на 18, 33, 48-м (или 49-м) витках.

Решение о досрочной посадке принимает оперативная группа Государственной комиссии или командир корабля при отсутствии связи с Землей.

Основанием для досрочной посадки являются данные о неудовлетворительном состоянии здоровья членов экипажа и нарушения в работе бортовой аппаратуры, требующие прекращения полета.

II. В полете выполнить:

ориентацию корабля по «Взору» запасным датчиком с целью определения возможности посадки корабля с помощью ТДУ и ТПРД, а также для выполнения наблюдений по программе «Физико-технические исследования»;

наблюдения параметров систем жизнеобеспечения;

наблюдения условий полета на участках выведения и спуска: характер вибраций, шум перегрузки, возможности выполнения операций управления и контроля работы систем корабля.

В полете также оценить:

удобство размещения и работы экипажа в креслах, удобство привязной системы на различных этапах полета; в полете, в условиях невесомости, произвести освобождение от привязной системы;

переносимость перегрузок, возникающих при наполнении тормозного и основных парашютов и при приземлении (при работе ТПРД и в момент удара о землю);

возможность визуального наблюдения в центральный иллюминатор при снижении на парашютах и после приземления;

удобство покидания корабля;

условия в кабине спускаемого аппарата после приземления.

В полете выполнить физико-технические исследования в соответствии с утвержденной программой по вопросам исследования оптических свойств поверхности и атмосферы, а также по проведению научных исследований в космическом полете.

В полете оценить: методику гигиенического ухода за кожей; удобство средств личного туалета.

III. Обязанности членов экипажа:

командир корабля несет ответственность за выполнение заданной программы полета, выполнение экспериментов, осуществляет управление кораблем и его системами, осуществляет связь с пунктами управления полетом;

научный сотрудник является заместителем командира корабля, осуществляет физико-технические исследования, ведет регистрацию наблюдений в процессе эксперимента и контроль функционирования бортовой аппаратуры;

врач несет ответственность за выполнение медицинских исследований, за контроль состояния микроклимата в кабине и за выполнение членами экипажа медицинских проб, само- и взаимоконтроля.

На каждом витке контролировать уровень радиации. Сообщения о показаниях дозиметров передавать в случае повышения радиации.

Командиру корабля предоставляется право в случае необходимости вносить коррективы в порядок выполнения элементов полетного задания.

Примечание. В случае хорошего самочувствия экипажа и нормальной работы бортовых систем Государственная комиссия может принять решение о продлении полета на 1 или 2 сут. В этом случае работа экипажа проводится по программе первых суток.

АРКК, № 28232.

Документ утвержден С.П. Королевым 24 августа 1964 г.

 

ekipazh-voshoda

1.Экипаж космического корабля «Восход» после приземления (справа налево): В.М.Комаров, К.П.Феоктистов и Б.Б.Егоров. 13 октября 1964 г. 2.Торжественная встреча на Внуковском аэродроме  ( Еж.БСЭ 1965)

              Прошло 25 лет. И вот, что говорит о запуске корабля «Восход» академик В.П. Мишин, который был в то время заместителем С.П. Королева, а после его смерти Главным  конструктором ракетно-космической техники: «Хрущев позвонил Королеву и приказал запустить трех космонавтов сразу. Поместить экипаж из трех человек, да еще в скафандрах, в кабине «Восхода» было невозможно. Значит, долой скафандры! И космонавты летели без них ...Нельзя было сделать и три люка для катапультирования. Значит, долой катапульты! Был ли риск? Конечно. Примерно двадцать секунд полета перед выходом на орбиту экипаж не имел средств спасения на случай аварии. Идея лететь в космос без скафандров и катапульт принадлежала К.П. Феоктистову. Он и сам полетел для психологической поддержки Комарова и Егорова. Мир снова аплодировал. Получалось так, что трехместный корабль вроде бы и был, и в то же время его не было. На самом деле, это был цирковой номер, ибо три человека не могли выполнять полезную работу в космосе. Им даже сидеть было тесно! Да и лететь было опасно». («Огонек» № 34,1990г.).   Прошло еще десять лет, и уже сам К.П. Феоктистов в газете «Комсомольская Правда» от 02.12.99г. пишет: «Я решил, что единственный шанс как-то прорваться в космос — пойти на эту авантюру». Однако авантюры никогда не проходят без последствий, зачастую трагически для других. Что и произошло. При приземлении транспортного космического корабля «Союз-11» 30 июня 1971г. произошла разгерметизация корабля, и экипаж в составе Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева за 30 минут до посадки погиб. Одной из сопутствующих причин была та, что экипаж был без скафандров.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий