Яндекс.Метрика

12 сентября. Космические полеты в этот день

dzhemini

1959 — в СССР произведен запуск в сторону Луны второй космической ракеты.
1961 — в США произведен запуск экспериментального спутника «Дискаверер-30».
1966 — в США произведен запуск корабля «Джемини-11». Отрабатывалась система
 стыковки с головной частью ракеты «Аджена».
1970 — в СССР произведен запуск АМС «Луна-16».
1991 — в США произведен запуск очередного челнока «Дискавери». В период полета с
 борта челнока выведен спутник «UARS» для изучения верхних слоев атмосферы.
1992 — в США выведен на орбиту очередной челнок «Эндевоур».
1993 — в США выведен на орбиту очередной челнок «Дискавери».

 

Вторая космическая ракета С.П. Королева

Первая космическая ракета С.П. Королева была запущена 2 января 1959г. Пройдя на расстоянии 5-6 тыс. км от поверхности Луны, 4 января последняя ступень ракеты-носителя с аппаратурой автоматической станции вышла из сферы действия сил земного тяготения и стала первой рукотворной планетой Солнца.
Вторая космическая ракета в сторону Луны стартовала 12 сентября 1959 г. и это был первый перелет на другую планету аппарата, созданного человеком. С 1963 г. космическая ракета стала именоваться АМС «Луна-2». Успешный пуск АМС был осуществлен только с 4-й попытки.

luna-2

АМС «Луна-2»

 

6 сентября к ракете «Восток-Л» не был подключен штепсельный разъем, из-за чего старт не состоялся.
8 сентября из-за задержки операции наддува кислородного бака истекло время стартового окна. Старт был перенесен на сутки.
9 сентября не прошла команда «Главная», было принято решение старт отменить, а ракету заменить. И только 12 сентября все прошло нормально. Общий вес АМС «Луна-2» составлял 1511 кг. Вес научной аппаратуры 390.2 кг. На расстоянии 150.000 км от Земли было выпущено натриевое облако, которое наблюдалось с Земли. 13 сентября в 21 час 2 мин. 22 сек. «Луна-2» достигла поверхности Луны.
С.П. Королев попал в Луну. Как он говорил, надо сначала научиться летать к Луне, потом попадать в Луну, потом садиться на Луну, а Вернер фон Браун 14 сентября 1959г., т.е. на следующий день после попадания в Луну заявил: «Я убежден в том, что если Россия немедленно остановится, мы сможем догнать ее через один, два или три года».
В последней ступени космической ракеты «Восток» была вмонтирована аппаратура, идентичная автоматической межпланетной станции. Запуск ракет в сторону Луны с территории России труднее, чем запуск с меньших широт. Кроме этого, не все дни месяца равноценны для запуска. Для наиболее благоприятного облета Луны необходимо, чтобы в момент облета последняя ступень ракеты и Солнце находились приблизительно на одной прямой. Облет и возвращение на Землю могут производиться по траекториям различного типа. Для получения таких траекторий скорость в конце разгона должна быть несколько меньше второй космической скорости у поверхности Земли, равной 11,2 км/сек. Если траектория полета ракеты проходит далеко от поверхности Луны, то влияние ее притяжения будет невелико, и траектория полета вокруг Луны и возвращения к Земле будет проходить по траектории, близкой к эллипсу с фокусом в центре Земли.
При полете второй космической ракеты ставилась задача не облет Луны, а попадание в Луну, и это было выполнено. 14 сентября последняя ступень ракеты попала в Луну. На поверхность Луны был доставлен вымпел нашей Родины.
Анализ полученной во время полета научной информации предоставил ученым много новых данных для обеспечения полетов на Луну. При полете второй космической ракеты проверялась точность работы системы управления, главным конструктором которой был Пилюгин, а гироскопической системой мог гордиться Кузнецов. Ведь если бы задержались со стартом всего на 10 секунд, то точка встречи с Луной сместилась бы на 200 км, а из-за ошибки в скорости на один метр в секунду эта точка сместилась бы на 250 км. Американцы сравнили образно попадание в Луну, как попадание в глаз мухи с расстояния 10 км из мелкокалиберной винтовки. С.П. Королев был счастлив. Еще в первых своих заметках в газету в 30-х годах после удачного запуска первой ракеты он писал о полете на Луну.
Практически, тридцать лет изо дня в день он думал об этом и шел к этому. Начала существовать трасса «Земля-Луна», которую проложил он со своими сподвижниками.
«Поймал себя на том, что я как-то туманно представляю, что же происходит с ракетой, когда отдаются последние предстартовые команды. Сегодня попросил Патрушева рассказать мне суть этих команд», пишет в своих записных книжках Я.Голованов.
«Минутная готовность!» Эта команда не означает, что через минуту ракета взлетит. Обычно она даётся за 6-7 мин до отрыва от земли и означает, что до команды «Ключ на старт!» остаётся одна минута. Включаются все бортовые системы ракеты, все станции стартового комплекса, в пневмогидросистему стартового комплекса подаётся давление.
«Сброс ШО!» Отключается «Штепсель Отрывной», который связывает космический корабль и ракету с землей. Это — необратимая операция, подсоединить ШО снова уже нельзя.
«Ключ на старт!» При этой команде начинается запитка всей автоматики пуска двигателей, т.е. взводится, как курок, вся электрическая схема запуска.
«Протяжка один!» К ракете и кораблю эта команда отношения не имеет. По ней наземные станции начинают запись данных о состоянии бортовых систем. По этой команде включается многоканальный наземный регистратор. Бумажная лента протягивается под самописцами, отсюда и название.
«Продувка!» Наземная автоматика включает продувку магистралей горючего и окислителя сжатым азотом, что должно исключить возможность вспышек и детонации в камерах сгорания двигателей.
«Ключ на дренаж!» До этой команды датчики позволяют подпитывать баки ракеты компонентами топлива. Дренажные клапаны открыты, ракета «парит» жидким кислородом. По этой команде подпитка прекращается, и дренажные клапаны закрываются.
«Протяжка два!» Включается регистрирующая аппаратура собственно стартового комплекса. Включаются автоматические кинокамеры, снимающие старт.
«Наддув!» Включается наддув баков ракеты. Избыточное давление должно вытеснять из них компоненты топлива. Датчики докладывают и о готовности к старту третьей ступени ракеты.
«Земля — борт!» Отходит кабель-мачта с многоканальным штекером. Прекращается соединение 3-й ступени с землёй, она начинает работать автономно от бортовых источников питания. Это тоже необратимая операция. Снова вставить штекер, не выходя из командного бункера, нельзя. Это — кульминация старта: на оценку ситуации «стреляющему» даётся 13с.

«Предварительная!» Это, собственно, уже не команда «стреляющего», а констатация команды, которая поступает от стартового временного механизма. При пилотируемых запусках временной механизм высвечивает цифры: 10, 9, 8, 7 и так далее до 0. Этот временной механизм и дает команду на пирозажигательные устройства, которые вставлены в сопла ракетных двигателей и которые, собственно, и должны «поджечь» ракету. Временной механизм открывает сначала клапан магистрали окислителя, затем клапан горючего, раскручивается ТНА — турбонасосный агрегат, топливо под давлением поступает в камеру сгорания, где и поджигается пирозажигалками. Зажигается транспарант: «Предварительная!». При этом «стреляющий» должен убедиться, что «поджог» произошёл во всех 32 камерах сгорания. Если пирозажигалки не срабатывают, «стреляющий» может дать команду «Сброс схемы», т.е. пульт, с которого оператор управляет стартом, обесточивается.
«Промежуточная!» Двигатели выходят на режим работы. Опоры стартовых устройств испытывают всё меньшее давление, ракета начинает подниматься очень медленно. Только поднявшись на 30 см, она отрывается от опор. «Сброс схемы» допустим до того момента, когда поднимающаяся ракета вырвет находящийся внизу ШР — штепсель разрывной — и контакт подъёма покажет, что ракета оторвалась от стартового комплекса.
«Подъём!!!» — орёт радостный «стреляющий» во всё горло. Всё время думал, какая бездна напряжения и ответственности в этих командах. Владимир Семёнович — полковник, «стреляющий», т.е. человек, который отдаёт все приказы из командного бункера перед стартом космической ракеты. Однако хорошо помню, что во время какого-то запуска пилотируемого корабля (забыл, какого конкретно) кабель-мачта не отошла. Начав подъём, ракета при движении своём сама оторвала этот штекер».

 

Полет «Джемини-11»

После предстартовой подготовки 12 сентября 1966г. стартовал космический корабль «Джемини-11». «Джемини-11» с Чарльзом Конрадом и Ричардом Гордоном на борту совершил особенно примечательный полет. По программе полета космонавты должны были провести встречу и стыковку с ракетой «Аджена» на первом витке. Космонавты поднялись на рекордную высоту в 1370 км, где и соединили «Джемини-11» тросом с ракетой «Аджена».
Для стыковки на первом витке, наиболее трудном маневре из всех, проводившихся до сих пор, «Джемини-11» должен был стартовать в течение двух секунд после назначенного момента. Космический корабль стартовал в первую полусекунду допустимого двухсекундного интервала. Встреча и стыковка были произведены менее чем через полтора часа после запуска.
К концу второго дня полета Конрад и Гордон начали при помощи двигателя «Аджены» подъем на рекордную высоту. Впоследствии Конрад говорил, что «Джемини-11» набирал высоту фантастическими темпами. После соединения «Джемини-11» с «Адженой» тросом космонавты выполнили маневр вращения одного космического аппарата вокруг другого при туго натянутом тросе. Скорость вращения достигла одного оборота за 6.5 минуты. Таким образом, в космосе впервые было создано слабое поле искусственного тяготения.

g7ran

g11

Гордон и Конрад. 4.11.1965

 

К концу третьего дня космонавты стали готовиться к приземлению. Конрад передал контроль управления установленной на «Джемини-11» ЭВМ и космический корабль приземлился в 4.8 км от назначенной точки.

 

Дефект проявился через 9 лет

Спустя 2 месяца после высадки на Луну в сентябре 1969г. американцы начали заниматься планами программ дальнейшего использования космического пространства в военных целях. 5 января 1972 г. была утверждена совместная программа НАСА и МО США по созданию ракетно-космической системы «Спейс Шаттл». Целью программы был качественный скачок в использовании околоземного пространства в военных целях. Эта система должна была обеспечить развертывание на орбите и регулярное техническое обслуживание военных космических систем нового поколения, инспекция, захват и уничтожение вражеских космических аппаратов и систем. Легендой прикрытия основных целей являлся тезис, что это транспортная космическая система предназначается для снижения затрат доставки полезного груза на околоземные орбиты с $17-25 тыс. за 1 кг в те годы до 4-5 после ввода системы в эксплуатацию. Как показало время, снижения затрат не произошло, т.к. фактически такая цель и не ставилась.

ig114_02_sts110_02

Шаттл на старте

 

Справедливости ради, надо сказать, что начиная с 1-го полета 12 апреля 1981г. шаттлы интенсивно использовались для вывода в космос различных аппаратов, ремонта и снятия их с орбиты. В основном это были спутники военного назначения. В то же время запускались АМС и аппараты научного назначения. Так, например, АМС «Магеллан» к Венере (4.05.1989), АМС «Галилей» к Юпитеру (16.10.1989), вывод телескопа «Хаббл» (24.04.1990), АМС «Улисс» (16.11.1990) и др. Необходимо отметить, что американцы очень тщательно проводят наземную отработку космической техники. Вероятно поэтому за 26 лет эксплуатации системы (к 2007г.) произошло всего две катастрофы. К слову будет сказано, что в СССР центр тяжести отработки переносился на летные испытания. Из 30 первых пусков ракеты «Протон» больше половины оказались аварийными. В результате несколько наших марсианских программ полетело «за бугор». Аварийные ситуации случались и с шаттлами. Наиболее серьезная (не считая катастроф с «Челенджером» и «Колумбией») была в 1993г. 12 сентября 1993г. с борта шаттла «Дискавери» НАСА запустило экспериментальный спутник связи ACTS. 28 сентября он прибыл в точку стояния на стационарной орбите и был в ней оставлен. При запуске этого спутника произошло одновременное срабатывание основной и запасной систем отделения спутника от системы крепления его в грузовом отсеке. Причиной незапланированного одновременного подрыва пиропатронов явилась ошибка в электрических цепях, ведущих к детонаторам подрыва. Ошибка присутствовала в проекте с 1984г. и не была обнаружена при проверках и испытаниях из-за несоответствия документации реальной схеме. Образовавшиеся при несанкционированном срабатывании пиропатронов осколки повредили заднюю стенку грузового отсека, теплоизоляцию, защитные крышки кабельных линий и ряд других элементов в отсеке. К счастью, данное происшествие не привело к трудностям при посадке шаттла. Различные аварии ракетной и космической техники, причиной которых являются нештатные срабатывания пироболтов и пирозарядов, к сожалению, не так уж редки. Можно вспомнить нештатное отделение орбитального отсека от спускаемого аппарата при полете Ю. Гагарина. 5 сентября 2007г потерпела аварию при старте РН «Протон-М» с японским спутником связи. Причиной аварии стало нештатное срабатывание пироболта второй ступени.

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий