Фактически до запуска станций «Салют» и «Мир», когда космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» запускались как самостоятельные корабли, а не транспортные, каждый полет не был похож на предыдущий. Каждый новый полет это была сенсация. Освещение в прессе нового полета начиналось со слов «впервые в истории…». Так было до апреля 1971г., когда был запущен «Союз-10». Позже космические корабли «Союз» стали использоваться как транспортные для доставки космонавтов на станцию «Салют». 11 октября 1969г. запускается космический корабль «Союз-6» с экипажем Г. Шонин и В.Кубасов, который находится на орбите до 16 октября.
12 октября запускается космический корабль «Союз-7» с экипажем А. Филипченко, Волков и В. Горбатко. Корабль пробыл на орбите 5 суток и совершил посадку 17 октября. 13 октября запускается «Союз-8» с экипажем В. Шаталов и А. Елисеев. Таким образом, с 13 по 16 октября 1969г. в космосе находилось одновременно три советских космических корабля. Если внимательно посмотреть время запусков, то можно убедиться, что корабли, стартовали один за другим фактически в одно и то же время с небольшим промежутком.
«Союз-6» — в 14 час.10 мин. 11.10.69г.
«Союз-7» — в 13 час.45 мин. 12.10.69г.
«Союз-8» — в 13 час.29мин. 13.10.69г.
«Союз-6» был запущен на орбиту с минимальным расстоянием (в перигее) 186 км и максимальным (в апогее) 223 км. «Союз-7» был запущен на орбиту с перигеем 207 км и в апогее -226 км. «Союз-8» был запущен на орбиту с перигеем 205 и с апогеем 223 км. Периоды обращения соответственно были: 88,36 мин., 88,6 мин. и 88.6 мин. Таким образом, программа запуска кораблей и их орбитальные параметры были таковы, что групповой полет был в основном обеспечен еще при старте и коридор для маневра закладывался на Земле.
Подобное уже имело место при запуске «Востока-5» с В. Быковским и «Востока-6» с В. Терешковой. В дальнейшем маневры на орбите обеспечивались за счет действий экипажа.
Согласно логике отработки кораблей «Союз» и лунной программы, заложенной С.П. Королевым и придерживающейся В.П. Мишиным, в этом полете должна была быть осуществлена стыковка, и она действительно планировалась. Активный корабль «Союз-8» должен был состыковаться с «Союзом-7», а «Союз-6» должен был подлететь к ним и их сфотографировать с близкого расстояния. Это была главная задача всего полета трех кораблей с семью космонавтами. Однако на «Союзе-8» отказала радиотехническая система «Игла», обеспечивающая ориентацию, сближение кораблей и включение основного корректирующего двигателя. Центр и космонавты приняли решение сориентировать и сблизиться с «Союзом-7» вручную, используя двигатели корректировки при подходе и стыковке на близком расстоянии. А. Елисеев перешел в орбитальный блок и по данным ЦУПа должен был давать команды, как В. Шаталову сориентировать корабль, чтобы направить его в сторону корабля «Союз-7». В орбитальном блоке 4 иллюминатора. Елисеев на стенке блока фломастером начертил крест и стал давать команды Шаталову, как разворачивать корабль, чтобы солнечный зайчик из противоположного иллюминатора попал в перекрестье. Так солнечный зайчик сыграл роль системы ориентации. После ориентации корабля в направлении надо было обнаружить корабль «Союз-7». Так как оба корабля летели над Землей с одной скоростью, то «Союз-7» представлял как бы неподвижную точку. Наконец нашли. Началось сближение. Корабли сблизились до 15-17 м, и Шаталову, возможно, и удалось бы состыковаться, но из-за отказа системы определения скоростей причаливания и вращения и небольшой тяги малых двигателей причаливания и ориентации стыковка не состоялась. 16, 17 и 18 октября 1969г. все корабли совершили посадку. В сообщение ТАСС о неудаче со стыковкой не сообщалось. Широкой общественности это стало известно через десятилетия. Фактически это были последние запуски перед тем, как корабли «Союз» стали транспортными. Запуск «Союза-9» с А. Николаевым и В. Севастьяновым преследовал скорее медико-биологические цели, так как он был самым длительным для того времени полетом — 17.8 суток с 1 по 19 июня 1970г., а «Союз-10» уже полетел к станции «Салют».
Много лет спустя А.Феоктистов напишет об этом полете, что он «вместо успеха принес позорный провал: в процессе сближения двух кораблей (третий находился поблизости) отказала система определения параметров относительного сближения, автоматическое сближение пройти не могло, а к ручному сближению с расстояния больше 200-300 метров космонавты не были подготовлены. В перепалке космонавтов в момент попыток сближения при ручном управлении использовалась в основном неформальная лексика: («Да ты куда? М…! Вправо! Е…! Тормози! Влево, влево давай!»). И все это происходило, можно сказать, на глазах всего мира: американцы всегда в то время прослушивали наши разговоры «земля-борт» и, скорее всего, результаты подслушивания публиковали в печати». (К. Феоктистов Траектория жизни. – М.: Изд-во «Вагриус», 2000).