Яндекс.Метрика

15 сентября. «Зонды» и «Союзы»

kk-soyuz

1941 — родился Гермашевсий Мирослав, польский космонавт.

1968 — в СССР в соответствии с планом подготовки высадки космонавтов на Луну

         Запущен РН Ур-500 на орбиту беспилотный лунный космический корабль Л1-9,
        названный «Зонд-5». Из-за отказа системы звездной ориентации корабль
         приводнился в Индийском океане, а  не на территории
СССР.

1969 -  с целью испытания системы орбитальной бомбардировки в СССР произведен
         запуск  спутника «Космос-298».

1976 —   в СССР запущен КК «Союз-22».

1989 — в Советском Союзе запущен биологический спутник «Космос-2044». На борту
             аппарата находились две обезьяны — Жаконя и Забияка.

1992 — принято Постановление Правительства РФ о разработке семейства РН «Ангара».

2002 -  в Китае неудачное испытание твердотопливной ракеты КТ-1.

 

Посадка «Зонда-5»

         zond-5ch  В конце 1966г. вышло постановление правительства о создании плавучих измерительных комплексов для программы облета Луны. 18 июня 1967г. ТАСС сообщил, что в состав экспедиционного научного флота АН СССР включено 9 научно-исследовательских судов: «Космонавт Владимир Комаров», «Бежица», «Боровичи», «Кегеостров», «Моржовец», «Невель», «Долинск», «Ристна», «Аксай». Суда размещались вдоль трассы спуска лунного корабля от точки входа в атмосферу над Южным полюсом до конца зоны видимости из акватории Индийского океана. По командам плавучего командно-измерительного комплекса проводилась коррекция, обеспечивающая вход спускаемого аппарата в заданный «коридор» под требуемым углом. Корабли располагались так, чтобы определить место приводнения и выловить космический аппарат в случае нештатной ситуации, когда спуск проходил по баллистической траектории в акватории Индийского  океана. В этом случае корабли участвовали в поиске и подъеме космического аппарата совместно с судами Поисково-спасательной службы ВМФ.   23 сентября 1968г. ТАСС сообщило о первом в истории облете Луны беспилотным космическим кораблем «Зонд-5». На «Зонде-5» были первые «космонавты» — черепахи. Черепах поместили в корабль потому, что их не надо было кормить.  К этой дате все НИСы заняли свои рабочие точки. Наш космический корабль первым в мире должен был облететь Луну и вернуться на Землю, а наши научно-исследовательские корабли должны помочь «Зонду» это сделать. Перед этим две попытки пуска (23 апреля 1968г. и 14 июля 1968г.) были неудачными. В первом случае во время работы 2-й ступени самопроизвольно сработала система аварийного спасения, а во втором случае запуск космического корабля был отменен по причине отказа на разгонном блоке. На НИСы была передана информация, что вся работа переносится на сентябрь. Был уже 6-й месяц рейса, но корабли оставались на своих точках, получив разрешение на заходы в близлежащие порты для пополнения продуктов, воды и отдыха экипажа. Старт «Зонда-5» состоялся 15 сентября 1968г. Первый сеанс связи прошел нормально. Это было крещение НИС «Космонавт Владимир Комаров». В последующие дни было по 2-3 сеанса связи. На основании телеметрических данных 17 и 18 сентября было выдвинуто предположение, что на борту объекта возникли неисправности. 18 сентября «Зонд-5» облетел Луну и направился к Земле. Для Космического флота наступил напряженный момент. По расчетам баллистиков, управляемого спуска не будет. «Зонд-5» шел к Земле по баллистической траектории в Индийский океан. Приводнение его должно произойти между островом Кергелен и Маскаренскими островами. В этом месте в определенных точках стояли, принимая телеметрическую информацию, наши НИСы «Невель», «Боровичи», «Бежица» и «Моржовец». В этот же район прибыло соединение судов и кораблей, которые были оснащены радиотехническими средствами поиска, вертолетами Ка-25, системами подъема космического аппарата на борт. Всего в обеспечении поиска и спасения «Зонда-5» участвовало около 20 судов отечественного флота. «Зонд-5» приводнился в районе работы НИС «Боровичи». Пока подходили к аппарату, на горизонте появился американский военный корабль. Последовала команда: спустить шлюпку, взять объект на конец, не допустить американцев к объекту. Подошло наше экспедиционное судно «Василий Головин», которое имело судовую стрелу с прикрепленной к ней сетью с кошелем, куда и попадал вылавливаемый объект. Американский фрегат в это время попытался подойти ближе, но танкер «Ханой» встал на пути.  Две попытки выловить «Зонд-5» кошелем были неудачные. Только с третьей аппарат подняли на борт. «Василий Головин» с ценным грузом ушел в Бомбей. В порты приписки суда Космического флота вернулись лишь к февралю 1969г., успев отработать по беспилотному космическому кораблю «Союз-2», пилотируемому «Союзу-3, 4, 5» и, кроме этого, выполнив третью коррекцию и обеспечив прием телеметрии от «Зонда-6», который осуществил управляемый спуск на территорию СССР.      

 

Как взлетали «Зонды»

    Как известно, АМС «Зонд» использовались в СССР для отработки полета советских космонавтов на Луну. Для того чтобы вывести корабль к Луне, необходимо придать ему вторую космическую скорость (11,2км/сек). Осуществить это имеющимися собственными ракетами, даже трехступенчатыми, на тот период было невозможно. Поэтому была предложена следующая схема полета. Использовалась трехступенчатая ракета, а на самом корабле монтировался разгонный блок. Блок выполнял две функции: осуществлял разгон ракеты до второй космической скорости, а в дальнейшем использовался для корректировки полета к Луне и обратно. После запуска ракеты операции следовали по следующему временному циклу:

126 сек. — на высоте 42 км отделяется первая ступень,

185 сек. — сброс головного обтекателя и отделение системы аварийного спасения,

338 сек. — на высоте 130 км включение третьей ступени,

599 сек. — на высоте 161 км  третья ступень заканчивает работу, и лунный корабль Л-1 с разгонным блоком отделяется от ракеты,

840 сек. — включается двигатель разгонного блока Д,

948 сек. — блок Д отработал,

108 сек. -  корабль получил первую космическую скорость и вышел на околоземную орбиту. Для того чтобы стартовать к Луне, в определенной точке орбиты спутника,  включается разгонный блок Д и уже вторично разгоняет корабль до второй космической скорости по направлению к Луне.

Zond-5

В дальнейшем блок Д включается только при необходимости корректировки траектории полета к Луне. В ряде запусков наших «Зондов» («Зонд-4», «Зонд-5»)  отказывала  система ориентации при полете от Луны к Земле. В этих случаях корабли  или  взрывались по  команде с Земли, или производили посадку в Индийском океане.

 

«Союз-22» — Эксперимент «Радуга»

             Как известно, корабли «Союз» создавались С.П. Королевым как корабли ракетно-космической системы для высадки советских космонавтов на Луну. Одним из главных  свойств корабля было обеспечение возможности стыковки с другими объектами на орбитах, поэтому, собственно, как автономно пилотируемый корабль «Союз»,  никогда не использовался. Однако в одном случае произошло его использование в качестве пилотируемого корабля в автономном полете.

           15 сентября 1976г. с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз» был осуществлен запуск космического корабля «Союз-22» с экипажем: В. Быковский и В. Аксенов.  В. Быковский за 13 лет до этого летал на корабле «Восток-5» и был прозван «космическим джентльменом», т.к. летая вместе с В.Терешковой («Восток-6»), он стартовал раньше нее и спустился на Землю, пропустив ее вперед.

          Старт 15 сентября 1976г. был знаменателен еще и тем, что при его осуществлении присутствовали зам. председателя Совета Министров ГДР Г. Миттаг, Президенты  Академии наук СССР  А.П. Александров, Г. Кларе и директор Института космических исследований академик Р.З. Сагдеев. То, что немецкие ученые были впервые на космодроме, неудивительно, а то, что это был первый визит на космодром Александрова и Сагдеева, довольно странно. Во времена С.П. Королева почти при каждом пуске аппарата в космос в мирных целях на космодроме вместе с ним бывал и М. Келдыш, в то время президент Академии наук.

       Такое внимание науки к запуску «Союза-22» было вызвано проектом, который разрабатывался в плане содружества с немецкими учеными по фотографированию земной поверхности. Три года немецкие и советские ученые разрабатывали фотоаппаратуру, с помощью которой можно было бы получить изображение земной поверхности, состояние посевов, лесов и водной поверхности, используя многоканальную фотокамеру МКФ. Во время полета, который длился до 23 сентября, В. Быковский пилотировал корабль, а В. Аксенов занимался съемкой. Было сделано около 14 тыс. снимков.

        Одновременно со съемкой с орбиты, определенные территории фотографировались с самолетов для сравнения снимков в будущем  с целью их калибровки. Системы фотонаблюдения за земной поверхностью в то время у нас превосходили зарубежные. Производилось фотографирование в шести зонах спектра, что позволило получать всю цветовую гамму поверхности.

        Баллистическая схема полета была выбрана так, чтобы и запуск и спуск происходили в светлое время суток. Так же было учтено, что во время полета  планируемые для съемки участки поверхности Земли находились в области оптимального освещения. Полет происходил на высотах 250 – 280 км.  Вместо стыковочного узла был установлен отсек с иллюминаторами, обращенными к Земле для обеспечения работы  фотоаппаратуры.

        В это время на орбите находились две наши орбитальные станции: «Салют 4», которая летала в автоматическом режиме, и «Салют-5», челомеевская станция военной разведки «Алмаз». Вероятно, использование этих станций для проведения международного эксперимента «Радуга» было нецелесообразно, и испытание возложили на отдельно пилотируемый корабль.

        В. Быковский говорил, что на «Востоке» он не мог пилотировать, а управление «Союзом-22» — это совсем другие ощущения.

        Отработанная фотоаппаратура была установлена затем на станции «Салют-6», на которой 90% всех съемок народнохозяйственного плана были сделаны фотокамерой МКФ-6м.

         Космонавты очень сожалели, что таких автономных пилотируемых полетов было, практически, очень мало, а в целом, корабли использовались как транспортные.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий