Яндекс.Метрика

16 октября. Первая в мире сварка в космосе

soyuz-6

       Сварка в космосе отличается от сварки в земных условиях необычно сложными условиями: вакуум, перепад температур от минус 150 до плюс 130 градусов Цельсия, большая скорость диффузии газов, невесомость. Кроме этого, в космосе имеет место, так называемое диффузионное сваривание, т.е. схватывание металлов. Можно напомнить сбой в системе ориентации первого корабля-спутника, когда произошло «схватывание» шестеренок и, как следствие, отказ системы ориентации, корабль вместо торможения получил ускорение и перешел на более высокую орбиту. Качество сварки при монтаже конструкции в космосе очень важно, поэтому отработка процессов сварки в космосе была одной из главных технологических проблем в начале космических полетов. Металлы, свариваемые в космосе, это титановые и нержавеющие сплавы. Сварка таких металлов на земле сама по себе довольно сложная технологическая задача, а в космосе это серьезная научно-техническая задача. 16 октября 1969 г. экипаж корабля «Союз-6» впервые в мире осуществил эксперименты по проведению сварочных работ в космосе. Целью эксперимента было проведение исследования способов сварки различных металлов. Сварочная аппаратура была размещена в орбитальном отсеке, а пульт управления в кабине экипажа. Перед началом сварки Г. Шонин закрыл люк-лаз в кабину корабля и на 77-м витке разгерметизировал орбитальный отсек. После того, как в отсеке установился глубокий вакуум, бортинженер В. Кубасов включил сварочную аппаратуру. Поочередно было проведено несколько видов сварки на сварочном автомате. После этого отсек был снова загерметизирован, а образцы сварки были перенесены в кабину экипажа. Когда В. Кубасов вплыл в орбитальный отсек, он ужаснулся. Стол, на котором были расположены образцы, был разрезан. На внутренней обшивке корабля были видны следы прожогов. Как потом показал анализ, при создании системы управления сварочной головки, которая управляла электронным лучом, не было учтено влияние магнитного поля Земли, и это вызвало отклонение электронного луча. Если бы отклонение было бы еще больше, то электронный луч мог бы прожечь обшивку корабля.

       Из книги Я.Голованова «Заметки вашего современника» (Изд. «Доброе слово» М.2001): «Эксперимент со сваркой в космосе на борту «Союза-6» четыре года назад провалился. Никогда не докапывался, кто в этом виноват: Кубасов или Патон. Ясно, что они будут валить вину друг на друга. Но прошло уже четыре года, я думал, что страсти утихомирились. Сегодня Патон делал доклад по космической сварке, и я снова ни черта не понял, что же на самом деле произошло на «Союзе-6».

            Герметизация в будущем больших космических объектов на околоземной орбите будет в полной мере зависеть от качества сварки в космосе. Во всех энциклопедиях останется, что впервые сварку в космосе провели русские космонавты.

            В программе экспериментов, проводимых на МКС, есть проект, который предполагает исследование процесса пайки в условиях невесомости. В принципе, экипажу МКС, наверное, можно обойтись без паяльника и паяльных работ для починки каких-нибудь приборов, т.к. их можно заменить с очередной экспедицией. Но во время пилотируемой экспедиции на Марс такой возможности не будет, поэтому эксперименты с паяльником представляются довольно актуальными. Проводил эти эксперименты Майк Финк (апрель 2004г., 9-ая основная экспедиция на МКС). В состав припоя входили свинец, олово и канифоль. При нагревании капли припоя паяльником припой  плавится точно так же, как это происходит на Земле. Но поведение капли канифоли обычным не назовешь. Оказывается, при увеличении температуры эта капелька начинает вращаться вокруг капли припоя в разных плоскостях, и скорость этого вращения с нагревом увеличивается. На видеоролике с записью этого «циркового номера» это хорошо видно. Ученым предстоит исследовать эти образцы, чтобы определить их структуру и прочность соединения деталей, и обьяснить это явление.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий