1960 — в СССР принят на вооружение ракетный комплекс для подводных лодок Д-2 с
ракетой Р 13.
1969 — в СССР осуществил посадку космический корабль «Союз-6».
1975 — с космодрома на мысе Канаверал с помощью РН «Дельта-1 2914» был
осуществлен запуск КА «SMS-3»/GOES-1 — первого штатного синхронного
метеорологического спутника.
1976 — в СССР произведен запуск метеоспутника «Метеор».
1976 — в СССР после неудачной стыковки со станцией «Салют-5» осуществлена посадка
корабля «Союза-23».
16 октября 1960г. принимается на вооружение Военно-морского флота ракетный комплекс Д-2 в составе баллистической ракеты Р13, дизельной подводной лодки проекта 629 и атомной подводной лодки проекта 658.
Проект 629Р. Бухта Финвал на Камчатке. 1984 год. Фото В. Кучерявого
В 1959г. советский подводный флот получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки. Напомним, что подводная лодка 611 комплекса Д1 с ракетой Р11-ФМ была модернизирована под ракетную из дизельной торпедной лодки. Строительство головных лодок проекта 629 началось еще в 1957 г. одновременно в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Необходимо отметить, что С.П. Королев в каждую свою конструкцию закладывал перспективную компоненту, в основном, космическую. Эту его гениальную особенность перенял и В.П. Макеев, ставший главным конструктором ракетных комплексов подводного флота. Задолго до сдачи на вооружение очередного комплекса конструкторы под его руководством уже работали над будущими проектами. Именно этим объясняется, что через год после принятия комплекса Д1, принимается на вооружение комплекс Д2. Конструкторы подводных лодок закладывали в свои проекты возможности модернизации с учетом будущих разработок баллистических ракет.
Лодки проекта 629 уже в 1958г. были представлены на испытание, боевые ракетные части испытывались ракетами Р11-ФМ, так как ракеты Р13 еще проходили доводочные испытания.
Особенность конструкции подводных лодок проекта 629 была связана с заменой несамовоспламеняющихся компонентов топлива на самовоспламеняющиеся. Ракета на лодке хранилась заправленная только окислителем (азотная кислота), а горючее хранилось в специальных емкостях вне прочного корпуса для каждой ракеты отдельно и перекачивалось в ракету в процессе подготовки ракеты к старту. Это обеспечивало большую безопасность. Наиболее сложной проблемой было размещение трех 16-метровых шахт диаметром около 2,5 м в диаметральной плоскости за боевой рубкой. Внизу шахта не выходила за пределы прочного корпуса, а верх шахты выходил на высоту 7,3 м. Надводный старт, как и у Р11-ФМ, обусловливал создание сложной пусковой установки СМ-60. Пусковая установка обеспечивала надводный старт при бортовой качке до 12 градусов и килевой — до 4-х при скорости хода до 15 узлов. В отличие от пусковой установки проекта 611 на проекте 629 было 4 стойки вместо двух, удерживающих ракету и раскрывающихся в момент старта. Подводные лодки проекта 629 сдавались ежегодно, всего было выпущено 23 лодки. Проект дизельных подводных лодок 629 стал базовым для отработки последующих комплексов. На лодке проекта 629А отрабатывались элементы комплекса Д4 с ракетами Р21, комплекс с ракетой 4К-18 отрабатывался на лодке единичного варианта 605, комплекс Д9 с ракетой Р29 — на лодке единичного исполнения 601.
Ниже приводятся тактико-технические данные подводной лодки 629 (А.А.Запольский. «Стратегическим ракетоносцам быть». СПб., Малахит. 1998г.)
Водоизмещение 2850 т
Длина 98.4 м
Ширина ( по корпусу) 8.4 м
Осадка 8.1 м
Предельная глубина
погружения 300 м
С подводными лодками пр. 629А, на которых были установлены ракеты Р-13 (4К-50), связана одна из самых таинственных катастроф нашего подводного флота. ПЛ «К-129» была спущена на воду 15 марта 1958 г. и входила в состав Тихоокеанского флота. 24 февраля 1968 г. с 3 ракетами Р-13 она вышла на боевое дежурство в Тихий океан. Через 12 дней она не вышла на связь, и как было установлено позже, 8 марта 1968 г. затонула в северной части Тихого океана на глубине около 5000 м. Существует версия, что она столкнулась с американской АПЛ. В результате аварии погибло 97 человек экипажа. Американцы точно определили место нахождения лодки и сфотографировали ее с помощью глубоководных аппаратов. По данным А.Железнякова, на снимках хорошо было видно разрушение 2-х ракетных шахт. Это дает возможность предположить, что произошел взрыв ракет из-за потери герметичности при регламентных работах или при подготовке к пуску. Американцы подняли носовую часть лодки (1-й и 2-й отсеки) в июле 1974 года, обнаружили там 6 погибших моряков и похоронили их с соответствующими почестями. В 1992г. директор ЦРУ Эр. Гейтс передал все материалы по этой операции Б.Ельцину.
Старт ракеты Р-13
Вторая морская баллистическая ракета проектировалась под непосредственным руководством ОКБ-1 С.П. Королева, но опытная разработка велась уже на Урале в КБ В.П. Макеева — ОКБ-385. В отличие от ракет Р11-ФМ, она имела дальность в 4 раза больше — 600 км. Топливо — азотная кислота и самовоспламеняющееся с ней горючее Тонка — 250. Вместо вытеснительной подачи была турбонасосная, двигатель конструкции А. Исаева. Сам двигатель был пятикамерный, при этом четыре камеры выполняли функции управления вместо газовых рулей на ракете Р11-ФМ. Работы по созданию баллистических ракет для подводных лодок обычно проводились в несколько этапов.
На первом этапе проводилась отработка ракеты на неподвижном стенде на полигоне Капустин Яр, на втором этапе пуски производились уже с качающегося стенда. На 3-м этапе отрабатывалась конструкция комплекса с использованием плавучего стенда на Черном или Белом морях. И на 4-м, заключительном этапе стрельбы осуществлялись с подводной лодки. В связи с этим Н.Ф. Шлыков вспоминает один интересный эпизод. Когда на полигоне Капустин Яр проводились стрельбы ракеты Р-13, то боевое поле находилось в Гурьевской области в Казахстане. Перед стрельбой всех эвакуировали из опасной зоны. За 15 минут до старта В.П. Макееву доложили, что в квадрате падения осталась заведующая магазином, отказавшись его покинуть. В.П. Макеев разрешил пуск. Головная часть конечно в магазин не попала, а взорвалась в 100 метрах от него, не причинив ему вреда. Заведующая магазином со страха убежала и больше никогда не оставалась в опасной зоне.
Основные данные ракеты Р13
Вес — 13,56 т
Длина — 11,83 м
Диаметр — 1,3 м
Вес головной части 1.6 т
Тяга двигателя 25.750 т
Максимальная дальность — 600 км
Количество ракет на лодке — 3
Старт — надводный
Система управления — инерционная
Ракета Р-13
В начале эксплуатации при пусках ракет Р13 случались, конечно, аварии и нештатные ситуации. Так, 8 апреля 1964г. на ПЛ проекта 629 К-88, которая после возвращения из автономного плавания должна была произвести стрельбу ракетой, при подготовке к пуску возник пожар в шахте. Умелыми действиями экипажа пожар был ликвидирован путем заполнения шахты забортной водой. Лодка с поднятой на срез шахты ракетой вернулась в базу, где ракета была снята, и топливо было слито. Вероятной причиной было признано попадание воды в цистерну с горючим, а нерасчетный режим горения привел к резкому увеличению давления и разрушению двигательной установки.
Другой случай был менее трагичен, но более курьезен. В августе 1961г. ленинградская студия документальных фильмов снимала по заказу ВМФ фильм о ракетном комплексе ВМФ. По сценарию предполагалась съемка пуска ракеты с подводной лодки. Пуск прошел нормально, но на высоте около километра ракета потеряла устойчивость, управление и упала в море. На сборах офицерам флота часто показывали пуск ракеты, а вторую часть фильма изучали специалисты в ОКБ.
Ракетный комплекс для подводного флота Д2 находился на вооружении ВМФ до 1973г. За это время было проведено 311 пусков ракет, из которых 225 были успешными.