Яндекс.Метрика

16 сентября. Неизвестный С. П. Королев

s.p.korolyev

1955 — первый в мире запуск с подводной лодки баллистической ракеты Р11- ФМ.

1956  — родился Крегел Кевин Р. — американский космонавт, совершивший четыре полета в
            космос.

1968  — запуск тяжелого искусственного спутника Земли «Протон-4» в Советском Союзе.

1982  — запуск в России ретрансляционного спутника «Экран».

1986  — на орбиту искусственного спутника одной РН выведены три спутника «Космос-
        1178», «Космос-1179» и «Космос-1180».

1987 — РН «Ариан-3» на стационарную орбиту выведены два ИСЗ: «Авсат-2»-
           австралийский  спутник связи и «ECS-4»-спутник связи и телекоммуникаций.

1987 — в США РН «Скаут» выведены на орбиту два ретрансляционных спутника
          «Транзит».

1993  — впервые в открытом космосе работали 4 космонавта: А.Серебряков  и В. Циблиев
            космонавты 14-й основной экспедиции на станцию «Мир» и астронавты Ньюмен
              и  Уолз с борта «Дискавери».

1996  — запуск орбитального челнока «Атлантис» — 4-я стыковка со станцией «Мир».

 

 

Первый в мире ракетный комплекс подводных лодок   Д-1

          Впервые в мире 16 сентября 1955г. с подводной лодки в присутствии С.П. Королева был произведен запуск баллистической ракеты. Прошло 43 года, и в 1998г. с подводной лодки в том же районе из подводного положения производились запуски искусственных спутников Земли. Немного известно об этой стороне деятельности гениального конструктора, вероятно потому, что, отработав эту тему, он передал ее своему ученику, в будущем генеральному конструктору, а тогда просто ведущему конструктору Виктору Петровичу Макееву.

Sergey-Pavlovich-Korolyov Ещё 27 ноября 1950г. Министерство  вооружения обратилось к С.П. Королеву  по вопросу  возможности создания баллистических ракет дальнего действия для ВМФ, а уже 12 января 1951г. С.П.Королев направляет свои предложения.

     26 января 1954г. вышло Постановление Правительства о проработке вопроса о возможности запуска баллистических ракет с подводных лодок. Уже к лету 1955г. была готова подводная лодка проекта АВ-611. На космодроме Капустин Яр на качающемся стенде шли отработка и испытания ракеты Р11-ФМ. Прототипом первой баллистической ракеты флота была первая оперативно-тактическая ракета С.П. Королева Р11, которую он начал разрабатывать в 1950г. Характерной особенностью ракеты было то, что ее можно было хранить и транспортировать в заправленном состоянии. Это была одноступенчатая ракета Р11-ФМ, имевшая имела дальность 150 км, неотделяемую в полете головную часть с атомным зарядом. Старт производился в надводном положении.

Практически сразу к созданию морских баллистических ракет С.П. Королев подключил ОКБ-385, во главе которого становится 29-летний будущий Генеральный конструктор баллистических ракет флота, академик и лауреат многих премий Виктор Петрович Макеев. В настоящее время существует ракетный центр имени Макеева в уральском городе Миассе.

  Как сообщали «Известия» от 30.06.1998г., по согласованию с Берлинским университетом ГРЦ им. Макеева осуществляет запуски немецких искусственных спутников Земли с наших подводных лодок из-под воды. Это все впереди, но тогда, в 1955г. все только начиналось. Как пишет С.С. Крюков в книге «Дороги в космос» (М.: МАИ,1992): «Первое испытание, которое проходило в Белом море оказалось неудачным. Королев был на этой подводной лодке. Дали команду на запуск, прошла команда наддува баков, а двигатель не запустился. И вот ракету с работающими газогенераторами в баке горючего и в баке окислителя наклонили с подводной лодки и сбросили за борт».

  16 сентября утром С.П. Королев спускается в подводную лодку и просит задержать старт, т.к. на море штиль, а испытания желательно проводить при волнении моря. К обеду ветер усилился. Кнопка «Пуск» вынесена в центральный пост лодки, и нажата она может быть только по команде С.П. Королева. Впервые в истории ракетостроения люди находятся от ракеты в нескольких метрах, а не на расстоянии в бункерах. Спины моряков пусковой команды касаются брони шахты, открыв люк которой, до ракеты можно дотянуться рукой. С.П. Королев — на раскладном стульчике. Люди как-то успокоились и стали работать увереннее. Командир лодки Ф.И. Козлов объявляет боевую тревогу, и лодка ложится на боевой курс. Вот, как описывает этот момент А.А. Запольский в своей книге «Ракеты стартуют с моря» (СПб., Малахит,1994г.). «... Командует Сергей Павлович четко, чуть глуховато, с мягким произношением буквы «Г». ... Идут последние минуты... Лодка подходит к точке старта. Сергей Павлович Королев командует:

— 5-минутная готовность!

Ракета над лодкой и вместе с ней покачивается.

— Внимание! Пуск!

— Есть контакт подъема!

Ракета оторвалась от стола. Это произошло в 17 час. 32 мин. 16 сентября 1955г.

t1315t1316

Старт Р11-ФМ с ПЛ Б-67 на испытаниях в Белом море

 

После проведения испытаний и еще нескольких пусков с лодки С.П. Королев передает полностью эту тему В.П. Макееву и переходит к своим космическим проектам. В дальнейшем он не возвращался к морской тематике, но ревностно следил, как развивалось создание морских баллистических ракет, и помогал советами. В условиях режима жесточайшей секретности многие и не знали об этих работах С.П. Королева, и нигде нет упоминаний о его походах с подводниками и пусках ракет с подводной лодки».

В настоящее время запуск спутников с подводных лодок, находящихся в подводном состоянии, стало обычным делом. Начало создания подводных космодромов относится  к середине 50-х годов прошлого столетия. Пионером в этом была Россия. Вопрос о возможности использования баллистической ракеты с подводной лодки был поставлен перед ОКБ-1 С.П. Королева  27 ноября 1950г., а 14 июля 1953г. С.П. Королев предлагает тактико-техническое задание на комплекс  подводная лодка-ракета Р11- ФМ. И начались годы проработок и согласований.  26 января 1954г. вышло Постановление Совмина СССР «О проведении работ по исследованию возможности старта баллистической  ракеты с подводных лодок, а также по созданию первых боевых подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами в морском исполнении».

Так началось создание ракетного комплекса Д1, в который входили подводная лодка проекта  АВ-611 и баллистическая ракета Р-11ФМ.

                                

Подводная лодка  проекта АВ-611

         Подводная лодка проекта АВ-611 является модернизированным вариантом ПЛ проекта 611.

pl611

ПЛ пректа АВ-611

История создания лодок этого проекта начинается в 1943г., когда было принято решение о создании больших подводных лодок, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, выполняя различные оперативно-тактические задачи. Проектированием лодок занималось известное сегодня на весь мир (особенно в связи с подъемом АПЛ «Курск») КБ «Рубин». К середине 1949г. проектирование было в основном закончено. В декабре 1952г. первая лодка вступила  в строй, и до 1958г. на З-й флот поступило еще 25 лодок, получивших наименование на западе Zulu . Основные тактико-технические характеристики лодок проекта 611 следующие:

Длина м — 90.5

Высота       -9,54

Ширина     -  7,5

Осадка  — 5.10 — 5.15

Bодоизмещение в  т :

надводное  -  1830—1890 в зависимости от модели

подводное  -  2300—2415

Глубина погружения  до  200 м.

Лодка имела 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов, минное вооружение. Артиллерийское вооружение состояло из 57-мм универсальной пушки СМ-243 ЗИФ, спарки 25-мм зенитных автоматов.

Надо сказать, что лодки этого типа переоборудовались для отработки крылатых     ракет, но уже позднее для крылатой ракеты П-10.

Для  модернизации подводной лодки с запуском ракет была определена  лодка  Б-67, которая вступила в строй в 1954г. Переоборудованная для ракетного комплекса ПЛ  Б-67  проекта 611 получила название  АВ-611.

11 сентября 1955г., переоборудованная для стрельбы ракетами, подводная лодка  Б-67 вошла в состав флота, и через пять дней был запланирован первый старт ракетой Р11-ФМ.                       

 

Первая ракета подводного комплекса Р11-ФМ

Ракета  Р11-ФМ была разработана в ОКБ С.П. Королева как ракета небольшой дальности, но для не стационарных, а мобильных установок. В нетрадиционном для ОКБ  ключе на ракете в качестве окислителя использовались азотная кислота и керосин, а не кислород, что давало возможность обеспечить длительное хранение ракеты в заправленном состоянии, так как кислород обладал свойством испарения. В создании ракеты принимал активное участие А. Исаев — двигателист. Система подачи топлива в камеру сгорания была вытеснительная. Для обеспечения наддува баков использовались газогенераторы с компонентами азотная кислота и Тонки-250, которая так же использовалось как пусковое топливо, так как керосин с азотной кислотой сам не воспламеняется — только при достижении температуры более 600 градусов начинается нормальный процесс горения. Особую «головную боль» для флота процесс заправки и слива топлива (в случае отмены пуска).

sДлина -                                            10 м.

Диаметр корпуса -                        0.88 м.

Вес-                                                 5.46т

Тяга двигателя —                           8.260 т

Вес головной части —                     975 кг

Дальность стрельбы —                   150 км.

Количество на подводной лодке — 2-3.

В первом варианте ракета проектировалась для надводного старта при всплытии подводной лодки в условиях волнения 4-5 баллов.

Первый старт ракеты с подводной лодки в надводном положении был произведен 16 сентября 1955 года. Стартом руководил сам  С.П. Королев.

Однако Р11-ФМ стала прародительницей и подводного старта. 3 февраля 1955г. вышло Постановление Правительства о проведении на базе ракеты Р11-ФМ работ по осуществлению подводного старта. Не останавливаясь на всех этапах отработки подводного старта, отметим, что подводная лодка Б-67 была переоборудована для работ  по запуску из-под воды и получила  индекс проекта  ПВ-611. Подробный рассказ о ходе испытаний содержится в книге А.А. Запольского «Ракеты стартуют с моря» (СПб.: СПМБМ «Малахит»-1994г.). Первый нормальный запуск произошел 10 сентября 1960г., но ему предшествовал ряд неудач, на одной из которых  следует остановиться подробнее.

49-1

                                                                                  Стартовая команда подводной лодки Б-67, принимавшая участие в первых испытательных пусках советских ракет, слева направо: старший ведущий инженер-испытатель, инженер-капитан-лейтенант Анатолий Александрович Запольский; техник-лейтенант Константин Михайлович Амбросимов, оператор на пульте телеметрии; старший техник-лейтенант Анатолий Гаврилович Юшков, оператор на пульте разброса стоек пускового устройства; старший инженер-лейтенант Юрий Батаев.

Среди различного вида аварий ракетной техники существует один, наиболее опасный. Это, так называемый, затяжной запуск. Сущность данной аварийной ситуации заключается в том, что при внешней безаварийности при запуске двигателя система может в замедленном темпе производить различные операции.

Если это наземный пуск, то все видно. В лодке же слышен только шум за стенкой шахты, что может создать иллюзию, что  ракета вышла из шахты. Так было и на этот раз. Услышав шум в шахте, подводники посчитали, что ракета ушла, и всплыли. Каково же было их  удивление, когда с корабля сопровождения сообщили, что ракету не наблюдали. Решили открыть шахту и посмотреть на месте ли ракета. После открытия шахты ракета пошла вверх к ужасу высыпавших наверх подводников и команды подошедшего к борту лодки корабля сопровождения. С верхнего мостика  все бросились к  люку, но прыгнувший вниз головой  старпом застрял в нем, и остальным пришлось прятаться кому куда. На корабле сопровождения картина  была та же.  К  счастью,  никто не пострадал. Однако  флотская молва разносила байку, что кое у кого сильно обгорели штаны на заднем месте, с  соответствующими  последствиями, но в остальном, все обошлось. Подобный  затяжной запуск,  но другого характера, имел место с ракетой Р11-ФМ в 1961г.  на  Тихоокеанском флоте, но тогда ракета была снята с лодки, и  топливо было слито. 

С 1958г. по 1967г. было произведено 77 пусков ракет Р11-ФМ с надводного положения, из которых 59 были успешными. Работы по отработке подводного старта можно рассматривать как предварительные для дальнейших комплексов.          

В заключение необходимо назвать имена создателей первого в мире ракетного комплекса для подводных лодок.

С.П. Королев; Н.Н. Исанин — главный конструктор подводных лодок; В.П. Макеев -  главный конструктор всех ракетных комплексов для подводного флота; В.П. Мишин — руководитель эскизного проекта; тысячи простых людей, среди которых подавляющее большинство были офицеры и матросы подводного флота, участвовавшие в создании морских полигонов, испытаниях и боевых пусках ракет, контролировавших их создание в органах военной приемки. Им выпала честь быть первыми

20 февраля 1959г. комплекс Д1 был принят на вооружение Военно-Морского флота.

Мировой арсенал баллистических ракет морского базирования

Статья автора, опубликованная в журнале «Атомная стратегия», № 30,   июнь,    2007г. СПб.

                   При создании комплекса «подводная лодка – баллистическая ракета» возникает ряд серьезных проблем, одной из которых является его огромная стоимость, сопоставимая с затратами на проведение космических программ.
Поэтому создание и эксплуатация комплексов баллистических ракет (БР) морского базирования оказались по плечу только развитым странам, обладающим достаточными производственными и финансовыми возможностями. До 1992 г. первое место в этой сфере делили СССР и США. Развитие их морских стратегических ядерных сил (МС ЯС) шло разными путями, обусловленными различиями в военных доктринах, подходах к развитию ракет морского базирования, уровнях промышленности и финансовых возможностей. 40 лет в двух лидирующих странах велись работы над стратегическими комплексами и системами морского базирования: от сравнительно простых ракет с небольшой дальностью полета и надводным стартом до огромных межконтинентальных ракет с разделяющейся головной частью, оснащенной многочисленными боевыми блоками индивидуального наведения. Одновременно совершенствовались и носители ракет. Теория ракетной техники вообще и базирующейся на подводных лодках, в частности, разрабатывалась одновременно с практической реализацией ряда ее положений, что требовало от создателей комплексов высокого уровня ответственности и профессионализма. Ракету на подводную лодку. Сама идея поместить ракету на подводной лодке родилась в России еще в 1840 г. Ее выдвинул военный инженер К.А. Шильдер. Дальнейшая идея вооружения ПЛ ракетами получила развитие в Германии. Летом 1942 г. с подводной лодки U-511 (в подводном положении) были произведены пуски 210-мм неуправляемых пороховых ракет В. Дорнбергера. Их дальность полета была не больше 40 км. Одновременно В.Дорнбергер возглавлял работы над баллистической жидкостной ракетой «Фау-2». Работы по созданию ракет большой дальности полета велись в Германии довольно интенсивно. Затраты на реализацию этой программы были колоссальными, но результаты массированного использования «Фау-2» были незначительными, не соответствующими затратам. В США и СССР практически одновременно продолжились работы по развитию ракетной техники с использованием немецкого опыта. Вначале появились сухопутные варианты ракет, способных нести ядерные заряды, а с 1954 г. начались исследования способов их применения с подводных лодок. В США попытались использовать армейскую ракету средней дальности «Jupiter», а в СССР – оперативно-тактическую ракету Р-11. Обе эти ракеты имели жидкостные двигатели (ЖРД). Вскоре в США предпочли перейти к твердотопливной ракете системы «Polaris», в СССР выбрали жидкостное направление. Руководство ВМС США ориентировалось на перспективные разработки, продемонстрировавшие положительный результат при испытаниях ракетных двигателей твердого топлива с высоким удельным импульсом и заливной технологией снаряжения смесевым топливом. В СССР существенный прогресс был достигнут в ЖРД, использующих высококипящие компоненты топлива. По смесевым твердым топливам приемлемых результатов на тот момент не было. Кроме того, из-за разницы в развитии производства вообще и ракетостроения, в частности, первые отечественные баллистические ракеты отставали от американских по дальности стрельбы, боекомплекту на лодке, навигационному обеспечению. К концу 1960-х гг. этот разрыв удалось ликвидировать.  СССР приоритет был отдан межконтинентальной дальности стрельбы и моноблочной головной части, в США – средней дальности и разделяющейся головной части.  Для нашей страны межконтинентальная дальность являлась наиболее рациональным способом достижения стратегического паритета. В США стратегического превосходства старались достичь за счет количества развернутых боеголовок. Стратегический паритет при разных тактических решениях. К середине 1970-х гг. сложился паритет морских стратегических ядерных сил США и СССР. При примерно равном количестве боеголовок баллистических ракет на борту АПЛ-носителей, СССР имел преимущество по межконтинентальной дальности стрельбы (комплекс Д-9 с ракетой Р-29), а американские комплексы «Posiedon C3» имели разделяющуюся головную часть с боеголовками индивидуального наведения. Для ликвидации асимметрии в тактических характеристиках баллистических ракет морского базирования стратегическим соперникам требовалось наверстать имеющиеся провалы. Это отмечалось и в международных договорах ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.), ограничивающих число боеголовок БР и их носителей. Недостатки комплексов с ракетами с ЖРД подталкивали советских разработчиков к созданию морских ракет с реактивными двигателями на твердом топливе. Но создать такие ракеты с приемлемыми характеристиками в сжатые сроки не представлялось возможным. Поэтому было решено начать разработку двух ракет межконтинентальной дальности с разделяющейся головной частью и боеголовками индивидуального наведения: Р-29Р с ЖРД (комплекс Д-9Р) и Р-39 с РДТТ (комплекс Д-19). По массогабаритным характеристикам разработанная Р-39 уступала американским комплексам «Trident-1» и «Trident-2».  При 90-тонной стартовой массе Р-29 говорить о размерах ПЛ-носителя просто не приходилось. В 1999 г. было принято решение о создании комплекса морского базирования «Булава» с твердотопливной БР на базе межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М». Идея приспособить для АПЛ наземную баллистическую ракету неоднократно терпела неудачи. В декабре 2002 г. была закончена модернизация носителя проекта 941У. В 2003 г. прошли бросковые испытания макета ракеты, а в 2005 г. был успешно произведен пуск самой ракеты с макетом боевой ступени. Перспективы комплекса «Булава» пока окончательно не ясны. И отечественная промышленность возобновила производство БР Р-29РМ в усовершенствованном варианте «Синева».
Вопрос о развитии морских стратегических ядерных сил чрезвычайно важен для нашей страны. США продолжают развивать свои ядерные стратегические силы, о чем свидетельствуют принятые программы: «Превентивная военная стратегия» и «Мероприятия по революционной трансформации ядерных и обычных вооруженных сил на перспективу». «Превентивная стратегия» предусматривает нанесение упреждающих ударов (обычных и ядерных) по странам, которые, по мнению руководства США, представляют угрозу национальной безопасности США и их союзников. Для того чтобы проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, наша страна должна иметь реальную возможность адекватного ответа на любой превентивный удар. В соответствии с договором ОСВ-2 Россия может располагать 1700–1750 ядерными боеголовками. По оценкам специалистов, ВМФ в настоящее время обладает всего 900 единицами ЯБ. Внедрение ракет комплекса «Синева» и результаты испытаний РК «Булава» являются обнадеживающим фактором, особенно с учетом одностороннего выхода США из договора по ПРО. Россия может более гибко развивать свои морские стратегические ядерные силы, сообразуясь со своими интересами и экономическими возможностями. Основу морских стратегических ядерных сил США сегодня составляют ПЛА РБ типа Ohio. В соответствии с договором ОСВ-2 по прямому назначению можно использовать только 14 таких носителей, имеющих в 1,5 раза увеличенный ракетный боезапас с улучшенной элементной базой. ПЛА Оhio оснащены АЭУ с различными уровнями естественной циркуляции системы охлаждения теплоносителя первого контура, что позволяет снизить шумность ППУ и повысить степень ее надежности благодаря независимости рабочих параметров от циркуляционных насосов. Блочное исполнение ПТУ значительно сократило количество «звуковых мостиков», передающих шум и вибрацию на прочный корпус лодки. Кроме того, лодка имеет наружное шумопоглощающее акустическое покрытие. Четыре ПЛАРБ типа Ohio, вооруженные комплексами «Trident-1» (с многоступенчатой твердотопливной ракетой с разделяющейся головной частью) в конце 1990-х начали перевооружать на систему «Trident-2». Судьба других четырех лодок первой подсерии пока не ясна, из-за высокой стоимости запланированного их переоборудования комплексами «Tomahawk» срок службы ПЛАРБ типа Ohio продлен с 30 до 42 лет. В настоящее время в состав Атлантического флота входит 18 единиц таких носителей. Морские стратегические силы Европы. В середине 1990-х гг. Великобритания приняла решение о замене выработавших срок службы ПЛАРБ типа Resolution на новое поколение лодок Vanguard в качестве носителя американской системы «Trident-2». В этом варианте при сохранении числа баллистических ракет английские МС ЯС более чем в 2 раза увеличивали свою боевую мощь. В связи с развалом СССР количество боевых блоков, несущих ядерные заряды на каждом из носителей типа Vanguard, было ограничено до 96 единиц, хотя имеются сведения о возможном использовании вакантных мест для оснащения ракетами «Tomahawk». Разработкой морских стратегических ядерных сил Франции занимались одновременно три учреждения: Управление по атомной энергетике (СЕН) – разработкой корабельного реактора, Общество по изучению и исследованиям баллистических ракет (SEREB) и Управление кораблестроения (DCN) – разработкой проекта ПЛА РБ. В течение двадцати лет было построено шесть лодок, близких по конструкции и вооружению американской ПЛА типа Lafayette. После завершения постройки шестого корабля этой серии Le Redoutable на долю ПЛАРБ приходилось 74% ядерных боеприпасов французской стратегической триады. В районах патрулирования одновременно могло находиться до четырех носителей БР. После распада СССР новую серию ПЛА РБ типа Le Triomphant, идущих на смену выработавших ресурс Le Redoutable, с планируемых шести единиц было решено сократить до четырех с вооружением их ракетами М45 (дальность стрельбы 5300 км), оснащенных головной частью типа MIRV с индивидуальным наведением боевых блоков TN75. Она позволяет наносить удары по нескольким близко расположенным друг от друга объектам. В случае прорыва ПРО всеми шестью блоками, площадь зоны поражения может достигать 20000 кв.км. Еще четырьмя ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами владеет Поднебесная. Первая китайская ПЛАРБ (Xia) вступила в строй в 1987 г. В сентябре 1988 г. с нее стартовала твердотопливная трехступенчатая ракета JL-1. Тогда же начались работы над трехступенчатой твердотопливной ракетой JL-2 («Цзюлайнь-2») с дальностью полета 8000 км, с разделяющейся головной частью и с тремя боевыми блоками индивидуального наведения. Летные испытания этой ракеты проводились в период 1994–2001 гг. По результатам испытаний было принято решение о постройке четырех ПЛАРБ типа 094, вооруженных 16 баллистическими ракетами. Вот таким ядерным арсеналом морского базирования на сегодняшний день обладают члены мирового «Ядерного клуба». С распадом СССР необходимость в наращивании мощи морских стратегических ядерных сил отпала. Во всем мире, кроме КНР, наблюдается тенденция к их сокращению, или поддержанию прежнего уровня. Как лодки, так и ракеты, стоящие на вооружении постоянно заменяются новыми, более совершенными. Но, судя по сегодняшней международной обстановке, вряд ли в ближайшем будущем страны, владеющие этим инструментом внешней политики, откажутся от него

 

 

Первый этап пилотируемой космонавтики

                           Впервые С.П. Королев официально поставил вопрос о запуске ИСЗ с человеком на борту 16 сентября 1958г.  в письме в Академию Наук. К этому времени уже была отработана ракета Р-7, позволявшая выводить на орбиту ИСЗ полезную нагрузку весом около 5 тонн. В 1958г. в США также шла подготовка к запуску человека в космос. Однако ракеты фон Брауна «Редстоун» и «Юпитер» и ракета ВВС США  «Атлас» могли выводить к 1961г. не более 2 тонн полезной нагрузки, поэтому вес американского корабля «Меркурий» составлял около 1.5 тонн. Это обусловило то, что на Меркурии большинство операций при полете и посадке выполнялось вручную астронавтом, в то время как на корабле «Восток» все операции управления были задублированы и автоматизированы.

                            Существует версия, что Вернер фон Браун для большей уверенности не согласился на запуск человека в космос в марте 1961г., а осуществил запуск беспилотного корабля «Меркурий». Если бы запуск астронавта был бы осуществлен, то даже при суборбитальном полете первым космонавтом планеты считался бы американец. Ниже приведены даты запусков наших и американских кораблей на первом этапе.  Видно, как они плотно следуют один за другим.

12.04.1961  — СССР «Восток-1» Ю. Гагарин.

  5.05.1961 -  США «Меркурий-3» А. Шепард (суборбитальный полет).

21.07.1961 -  США «Меркурий-4» В. Гриссом (суборбитальный полет).

06.08.1961 -  СССР «Восток-2» Г. Титов.

20.02.1962 -  США «Меркурий-6» Дж. Гленн .

24.05.1962 -  США «Меркурий-7» М. Карпентер.

11.08.1962 -  СССР «Восток-3» А. Николаев.

12.08.1962 -  СССР «Восток-4» П. Попович.

03.10.1962 -  США «Меркурий-8» У. Ширра.

15.05.1963 -  США «Меркурий-9» Г. Купер.

14.06.1963 —   СССР «Восток-5» В. Быковский.

6.06.1966-СССР «Восток-6» В. Терешкова.

Таким образом, на первом этапе было совершено 12 полетов космических кораблей. На шести советских кораблях «Восток» с человеком на борту было совершено 259 витков вокруг Земли, общее время полета составило 383 часа, а расстояние 10 млн. 641 тыс. км. Для кораблей «Меркурий» эти же данные составили 34 витка, 43 часа и 1.4 млн.км.

После программы «Восток» у нас была небольшая программа «Восход» (всего 2 корабля), а потом началась наша программа «Союз», которая продолжается до сих пор. Американцы сразу перешли к программе «Джемини», а потом «Аполлон» и «Спейс шаттл». Ниже  приведены краткие технические  данные о космических кораблях.

image-7

Первый пилотируемый космический корабль «Восток»  

 

Kosm-pilot-korabli

 

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий