1961 — в США произведен запуск экспериментального спутника «Дискаверер-31».
1978 — в СССР запущена АМС «Венера-12». При пролете планеты «Венера-12» выпустила
спускаемый аппарат, который 21 декабря осуществил мягкую посадку на
планету.
1985 — в СССР был запущен КК «СоюзТ-14».
1986 — в США был произведен РН «Атлас-Е» запуск очередного американского
метеорологического спутника NOAA-10.
1993 — в России произведен запуск спутника морской разведки «Космос- 2238».
Космический причал
15 сентября 2001г. с космодрома Байконур РН «Союз-У» был запущен грузовой корабль «Прогресс-СО-1», на борту которого находился российский стыковочный модуль «Пирс». 17 сентября 2001г. российский модуль «Пирс» был успешно пристыкован к Международной космической станции. Он был смонтирован между российскими модулями «Заря» и «Звезда». Назначение — для пристыковки российских кораблей «Союз», прибывающих на станцию. Модуль «Пирс» имел шлюзовую камеру, через которую космонавты могли выходить в открытый космос.
А. Леонов впервые в мире вышел в открытый космос через шлюзовую камеру «Востока-2». Для выходов в открытый космос вначале применялась разгерметизация либо одного из отсеков (бытового на ТК «Союз»), либо всего гермоотсека корабля (на «Джемини», командном и лунном модулях «Аполлона»). Но орбитальные станции с самого начала проектировались со шлюзовыми отсеками. В дальнейшем шлюзовые камеры стали неотъемлемой частью пилотируемых орбитальных станций для внекорабельной деятельности космонавтов.
На советских станциях («Салют»-«Салют-4») в качестве шлюзовой камеры мог служить переходной отсек. Были запланированы выходы по программе полета «Салют-6, -7» для чего переходной отсек был дооснащен соответствующей аппаратурой. Люк находился на боковой поверхности отсека, но для выхода мог использоваться и люк стыковочного узла. 20 декабря 1977г. переходной отсек «Салюта-6» был впервые использован для выхода в открытый космос. Нужно отметить, что этот выход выполнялся через люк стыковочного узла, а не через штатный боковой люк.
На станции «Мир» переходный отсек тоже служил шлюзом, пока в 1989г. в составе модуля дооснащения «Квант-2» на комплекс не прибыл специальный шлюзовой отсек (ШСО), который с 20 января 1990г. использовался как основной шлюз «Мира». Но 17 июля 1990г. из-за нарушения технологии открытия крышки люка произошла поломка узла крепления. Чтобы обеспечить внекорабельную работу космонавтов, использовался приборно-научный отсек (ПНО), который предусматривался заранее в случае отказа ШСО. Кстати, ШСО был исправлен 7 января 1991г.
Шлюзовые камеры предусматривались и на орбитальных пилотируемых станциях (ОПС) «Алмаз». В качестве шлюза использовался переходной отсек на корме станции, а люк для выхода космонавтов в космос находился на «потолке» отсека. И на долговременных обитаемых станциях и на ОПСах на шлюзовых камерах был установлен стыковочный узел для приема транспортных кораблей.
К сожалению, на первых четырех долговременных обитаемых станциях и на всех трех орбитальных пилотируемых станциях не было совершено ни одного выхода в космос.
В сентябре 2001г. к МКС был пристыкован стыковочный отсек № 1 «Пирс», являющийся одновременно шлюзовой камерой российского сегмента. И хотя из него можно было выходить только в скафандрах «Орлан-М», но станция уже имела в своем расположении два штатных шлюза. Американские ученые также занимались разработкой и созданием шлюзовых камер. На американской станции «Скайлэб» имелась своя шлюзовая камера. Она состояла не из одного, а из двух отсеков: шлюзового отсека и отсека для хранения скафандров и оборудования. 7 июля 1973г. из шлюзовой камеры был выполнен первый выход в открытый космос с борта орбитальной станции.
С самого начала разработки кораблей «Space Shuttle» для них была создана специальная шлюзовая камера на средней палубе пилотской кабины, так называемая внутренняя шлюзовая камера. После плановых модификаций шаттлов в 1990 годах внутренние шлюзовые камеры были заменены внешними у «Дискавери», «Атлантиса» и «Индевоура». Лишь «Колумбия» сохранила внутреннюю шлюзовую камеру и используется для запуска и возвращения на Землю крупногабаритных космических аппаратов.
Внешние шлюзовые камеры трех шаттлов располагаются в грузовых отсеках и используются не только для выходов в открытый космос, но и для стыковок с МКС.
Предполагалось иметь на станциях запасные шлюзовые камеры. На «Скайлэбе» в качестве запасного шлюза можно было использовать командный отсек корабля «Аполлон», а на советских орбитальных пилотируемых станциях и на ДОС запасным шлюзом могли служить бытовые отсеки кораблей «Союз», пристыкованных к переходному отсеку.
На станции «Мир» был создан дублер специального шлюзового отсека — приборно-научный отсек, куда могли перейти космонавты в случае нештатной ситуации. Этой возможностью на «Мире» пользовались неоднократно.
У всех шлюзовых камер, кроме ШСО «Мира» и шаттла, был один существенный недостаток: они были «проходными», на время работы в открытом космосе часть отсеков станции или транспортные корабли оказывались отрезанными друг от друга. Многочисленные выходы с целью сборки станции до сих пор проводились из шлюзовых камер шаттлов. Из-за этого возникала масса неудобств. Во время выхода из шаттла другие члены экипажа, не участвующие в выходе, не могли заниматься даже переносом грузов или совместными работами. Американцы предложили создать универсальную шлюзовую камеру, из которой члены экипажей МКС могли бы выходить наружу как в американских скафандрах, так и в российских «Орланах-М». С появлением шлюзовой камеры «Quest» эти неудобства исчезли. Камера имеет длину 5491 мм (5636 мм с лепестками пристыковочного узла), максимальный диаметр 4445 мм (с противометеоритной защитой), масса – 6064 кг. Корпус камеры изготовлен из алюминиевого сплава. Его стенки имеют «вафельный» профиль, позволяющий достичь максимальной прочности при минимуме массы. Объем герметичных отсеков — 34 куб.м. Внешне камера напоминает шлюзовую камеру станции «Скайлэб», однако размеры шлюза МКС больше. Снаружи гермокорпус камеры покрыт многослойной экранновакуумной термоизоляцией для защиты от перепада температур. На внешнюю поверхность камеры нанесены мишени Системы космического зрения для оператора манипуляторов.
Метеорологические ИСЗ NOAA
Первый из большой серии метеорологических спутников США NOAA был запущен 15 октября 1970г. Спутники этой серии по мере запуска постоянно модифицировались и переходили из одного поколения в другое. Спутник NOAA-6, запущенный 10 июня 1979г., уже относился ко второму поколению и аналогичен экспериментальному спутнику «Тирос-U», выведенному на орбиту 13 октября 1978г.
Спутник NOAA-11 выведен 24 сентября 1988г. на околополярную солнечно-синхронную орбиту. Целью запуска являлось картирование озонного слоя путем измерения количества ультрафиолетового излучения, отраженного атмосферой. Спутник оснащен системой ретрансляции сигналов бедствия от потерпевших аварию судов и самолетов, а также системой определения их местонахождения. Международная поисковая система «КОСПАС-САРСАТ» использует ИСЗ NOAA и комплекты «КОСПАС» на российских ИСЗ «Космос». Сигналы со спутников NOAA № 12 (запуск 16.09.91) и NOAA № 14 (запуск 30.12.94г.) используются в России для изучения Северо-восточного шлейфа острова Сахалин на предмет эксклюзивного проектирования системы добычи нефти в прибрежной зоне.
Спутники этой серии имеют пять каналов, каждый из которых выполняет определенные функции.
1-й канал — предсказание погоды, определение границ облачности, мониторинг снежного и ледового покровов;
2-й канал — определение границ водных поверхностей, мониторинг снеготаяния, оценка состояния растительности и с/х культур;
3-й канал — температура поверхности воды, наблюдение облачности ночью, определение границ земля/вода, наблюдение вулканической активности, мониторинг лесных пожаров;
4-й канал — температура поверхности воды, наблюдение облачности днем и ночью, определение влажности почв;
5-й канал — температура поверхности воды, наблюдение облачности днем и ночью, определение влажности почв.
24 июня 2002г. ракетой «Титан» был выведен на орбиту очередной спутник «NOAA». Номер спутнику обычно присваивают после проверки его работы на орбите и устанавливают иногда тот, который заменяется. В данном случае это будет «NOAA-15» и заменит он «NOAA-13», который на орбите уже 4 года.
А теперь немного исторических данных о ИСЗ «NOAA-13» и его аварии в августе 1993г. ИСЗ «NOAA-1» был запущен 9 августа 1993г. и после выхода на околополярную орбиту высотой 870 км получил наименование NOAA-13. Спутник стоимостью $77 млн. работал без замечаний до 21 августа. На 176 витке связь с NOAA-13 прервалась, а на 177 витке группа управления зарегистрировала низкое напряжение батареи и признаки высокой температуры всех трех батарей. Так была потеряна связь с NOAA-13.
Комиссия НАСА по расследованию причин аварии пришла к следующему выводу: причиной потери аппарата явилось короткое замыкание в блоке заряда батарей, вызванное халатностью при сборке, был использован слишком длинный винт. В результате замыкания подпитка от солнечных батарей прекратилась, а бортовые аккумуляторы разрядились.
Причина потери спутника была установлена при ознакомлении с аналогичным космическим аппаратом NOAA-J, который предполагалось запустить в декабре.
Комиссия считает, что слишком длинный винт (3 см), выйдя из платы поглотителя тепла блока батарей и повредив изоляцию, коснулся платы радиатора.
Из 12 винтов той же партии, что использовались при сборке NOAA-J, 10 оказались достаточно длинны, чтобы пропороть изоляционный слой. Конструкция блока заряда батарей комиссией была охарактеризована как «непростительная». А именно эта конструкция блока успешно использовалась, как минимум, с 1972г. После всего обнаруженного фирма «Martin Marrietta Astro Space» провела тщательное исследование конструкции ИСЗ NOAA-J, а также других своих ИСЗ, включая Landsat 7 и EOS AM-1, Wind и Polar. К концу 2005г. впервые за последние десятилетия из-за поломки передатчика единственного российского спутника «Метеор-3М» сложилась ситуация, когда Россия осталась без действующего метеоспутника, и единственным источником космической метеоинформации для России стали американские спутники серии NOAA. После NOAA-13 были запущены NOAA-14 30 декабря 1994г., 15 – 13 мая 1998г., 16 – 28 сентября 2000г., 17 – 24 июня 2002г. А 20 мая 2005г. был запущен очередной спутник NOAA, данные с которого и будут обслуживать в 2005-2006гг. наш Гидромет. Новый российско-европейский метеоспутник «Метор-1» планируется запустить в июне 2006г.
РН «Дельта 2»
Залповый запуск РН с космодрома Байконур
17 сентября 2009г. с ПУ № 6 площадки № 31 космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с метеоспутником «Метеор-М» и шестью малыми космическими аппаратами на борту. В 16:04 UTC (20:04 мск) орбитальный блок в составе разгонного блока «Фрегат», метеорологического космического аппарата «Метеор-М», и космических аппаратов «Блиц», ZA-002, «Стерх» № 12Л, «Университетский-Татьяна-2», «Угатусат», технологической установки «Ирис» успешно отделился от 3-й ступени ракеты-носителя «Союз-2». Позже Центр управления полетами подтвердил отделение спутников от разгонного блока и их выход на заданные орбиты.
РН «Союз 2.1б»
Л. Макриденко, генеральный директор — генеральный конструктор ФГУП «НПП ВНИИЭМ» сообщил 24 декабря 2009г.: «Первый космический аппарат российской метеорологической группировки переходит в режим опытной эксплуатации. Еще два аппарата планируется запустить в 2011 и 2012 гг. Вчера в нашем «Всероссийском научно-исследовательском институте электромеханики с заводом им. А. Г. Иосифьяна» состоялось заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний космических систем и комплексов с повесткой дня «О выполнении программы летных испытаний космического комплекса «Метеор – 3М». «Метеор – М» был запущен на орбиту в сентябре и до вчерашнего дня проходил летные испытания. Тестировались космический комплекс «Метеор – 3М» с космическим аппаратом «Метеор – М» №1. Испытания велись с 17 сентября по 22 декабря 2009 г. Они, в основном, подтвердили соответствие комплекса требованиям тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу «Создание космического комплекса гидрометеорологического и океанографического обеспечения» (Шифр ОКР: «Метеор – 3М»). Отмечено, что бортовая управляющая и информационная аппаратура КА «Метеор – М» № 1 с широким использованием компьютерной базы и цифровых методов получения, обработки и передачи больших потоков информации получает высокие точностные и качественные характеристики информации, соответствующие современному уровню космической техники наблюдения Земли и атмосферы. В ходе летных испытаний также отрабатывалось создание тематических продуктов обработки информации по заявкам потребителей, в том числе по растительному покрову, экологическому состоянию поверхности Земли и состоянию окружающей среды. На основе полученной информации разработаны и разосланы потребителям более 200 законченных информационных тематических продуктов по состоянию облачности, ледовому покрову и наводнениям. Впервые были созданы комплексы приема, первичной и тематической обработки космической информации в головных центрах потребителей – НИЦ “Планета” Росгидромета и НЦ ОМЗ Роскосмоса. Эти ведущие российские центры с полным правом входят в мировые системы обмена информацией дистанционного зондирования Земли. По результатам обсуждения повестки дня Государственная комиссия своим решением определила целесообразность перехода к этапу опытной эксплуатации КК «Метеор – 3М» с КА “Метеор – М” №1 и целевому использованию поступающей информации», сообщают пресс-службы Роскосмоса и ФГУП «НПП ВНИИЭМ».
Спутник Sterch-2
Спутник «UGATUSAT»
спутник «Taтьяна-2»
13 февраля 2010г. на ленте Новостей космонавтики появилось сообщение, что малый космический аппарат «Татьяна-2», запущенный на орбиту 17 сентября 2009 г., вышел из строя, сообщили в 12 февраля 2010г. в НИИ ядерной физики Московского госуниверситета. «В январе в работе оборудования образовательного спутника начались сбои, которые привели к потере с ним связи. Шансы «оживить» аппарат практически равны нулю», — сообщил источник агентству «Интерфакс». Он напомнил, что студенческий космический аппарат «Университетский-Татьяна-2» массой 90 кг разработан специалистами ВНИИ электромеханики совместно с учеными и студентами МГУ. «Планировалось, что аппарат, запущенный в образовательных целях, отработает больше года. Однако срок его активного существования закончился раньше. Тем не менее, за прошедшие после запуска 4 месяца спутник передал большой объем информации и хорошо послужил науке и образованию», — сказал представитель института. Первый спутник МГУ «Татьяна», запущенный в январе 2005 г., также досрочно прекратил существование. Это произошло в марте 2007 г. Как полагают эксперты, возможно, это произошло из-за столкновения аппарата с космически мусором. Спутник МГУ — не единственный из запущенных в сентябре 2009 г. малых космических аппаратов, который не выслужил установленные сроки службы. Как сообщили в ракетно-космической отрасли, сбои отмечены также в работе космического аппарата «Стерх», который должен был пополнить орбитальную группировку международной космической системы поиска и спасания КОСПАС/САРСАТ. «Кроме того, не вышел на связь спутник Уфимского государственного авиационно-технологического университета «УгатуСат», предназначенный для решения образовательных и научно-исследовательских задач»
17 сентября 2009г. с ПУ № 39 площадки № 200 космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и канадским телекоммуникационным спутником Nimiq-5 на борту.
Выводимый на орбиту спутник «Nimiq 5» предназначен для эксплуатации канадского оператора спутниковой связи Telesat и для прямого телевизионного вешания на территории Канады и континентальной части США. Стоит отметить, что запуск РН «Протон-М» с космодрома Байконур состоялся через 3 часа 24 минуты и 12 секунд после того, как с того же космодрома была запущена РН «Союз-2.1б». Для современной России это своеобразный рекорд «частоты пусков» с одного космодрома.