Яндекс.Метрика

2 октября. Крылатая ракета «Буря»

burya5

1608голландец Иоган Липерегей запатентовал первую зрительную трубу (телескоп).

1962 — в США произведен запуск научно-исследовательского спутника «Эксплорер-14».

1966 — в США запущен метеорологический спутник «ESSA-4».

1968 — в СССР произведен запуск спутника «Космос-244» в  плане отработки систем орбитальной  бомбардировки.

1972 — в США запущен научно-исследовательский спутник «Рэдсат».

1983 — в Европе ракетой «Ариан» запущен очередной спутник-ретранслятор «Интелсат — 5А».

1984 — в СССР станция «Салют-7» переведена на функционирование в автоматическом режиме.

1991 — в России на станцию «МИР» запущен корабль «Союз ТМ-13».10-я основная экспедиция.

 

 

Крылатая ракета «Буря»

29 августа 1949 г. СССР испытал первую ядерную бомбу, но для достижения стратегического паритета с США требовались носители ядерного заряда. К таким носителям относились баллистические и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР). Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 20 мая 1954г. № 957-409 разработкой  крылатых ракет дальнего действия занялись С.А. Лавочкин (ОКБ-301) — МКР «Буря»  и В.М. Мясищев (ОКБ-23) – МКР «Буран».

Научным руководителем обоих проектов был назначен М.В. Келдыш. Разработка СПВРД РД-012 и РД-018 соответственно для маршевой ступени МКР «Буря» и «Буран» возлагалась на ОКБ-670 главного конструктора Михаила Макаровича Бондарюка.

lavochkine_la350_02

Крылатая ракета «Буря»

 

        1 августа 1957 г. с полигона Капустин Яр предпринята попытка первого испытательного  пуска КР «Буря».  Цель – проверка работы ускорителя 1-й ступени. Из-за неполадок электронной схемы одного из двигателей автоматика отключила его. Ракета осталась на стартовом столе.

       1 сентября 1957г. с полигона «Владимировка» произведен 2-й испытательный пуск КР «Буря». Произошел преждевременный сброс газовых рулей, и ракета взорвалась недалеко от старта.

        30 октября 1957г. с ракетного полигона Капустин Яр был осуществлен 3-й испытательный пуск КР «Буря». Пуск закончился аварией после 30 сек. полета.

        21 марта 1958г. с полигона «Владимировка» был осуществлен 4-й испытательный пуск КР «Буря». Вместо маршевой ступени был весовой макет. После 60 сек. полета автопилот перевел изделие в пикирование.

        28 апреля 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 5-й испытательный пуск облегченной на 30% за счет отсутствия топлива в некоторых баках КР «Буря». Пуск закончился аварией после 81 сек. полета.

        22 мая 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 6-й испытательный пуск КР «Буря». Это был первый полностью удачный пуск. Все задачи полета были выполнены.

        11 июня 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» была предпринята попытка седьмого пуска КР «Буря». Этот пуск стал аварийным из-за преждевременного аварийного отключения двигателей ускорителей на 80-й сек. А 2 июля 1958г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 726-346 «О начале работ по баллистической ракете Р-14, по баллистической ракете Р-7А и крылатым баллистическим ракетам в ОКБ-52».

         3 июля 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 8-й испытательный пуск КР «Буря». Пуск закончился аварией ракеты после 56 сек. полета.

       13 июля 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 9-й испытательный пуск КР «Буря». Этот пуск закончился аварией на 96-й секунде полета.

      10 сентября 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 10-й испытательный пуск ракеты «Буря». Пуск — нештатный из-за аварийного отключения двигателя на старте.

      28 декабря 1958г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 11-й испытательный пуск КР «Буря». Пуск аварийный (взрыв остатков топлива).

        20 февраля 1959г. с ракетного полигона «Владимировка» была предпринята попытка 12-го испытательного пуска КР «Буря». Пуск не удался из-за ложного срабатывания системы автоматического выключения двигателей. Автоматика остановила предстартовый отсчет.

       29 марта 1959г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 13-й испытательный пуск КР «Буря» без системы астронавигации. Испытания прошли успешно. Полет длился 25 мин. 20 ск., и ракета преодолела расстояние 1315 км.

       19 апреля 1959г. с ракетного полигона «Владимировка» после замены ускорителя осуществлен 14-й испытательный пуск КР «Буря» без системы астронавигации. Испытания прошли успешно. Полет длился 33.5 минуты. Ракета преодолела расстояние 1766 км на высоте 17 км. То, что не испытывалась система астронавигации, свидетельствует о ее неготовности, а  для КР это основная система.

      2 октября 1959г. с ракетного полигона «Владимировка» осуществлен 15-й испытательный пуск КР «Буря» без системы астронавигации, с модернизированными ускорителями. Полёт продолжался 10 мин 17 сек. Программа полёта выполнена. 1-я ступень отработала без замечаний. Расцепка прошла нормально без вибраций. Впервые на основной ступени носителя были установлены двигатели РД-012У вместо РД-012. А в конце 1959г. в НИИ-1 был выпущен отчет с результатами испытаний натурной КР «Буря» с работающим по летной программе двигателем РД-012У в реальном масштабе времени (время полета ракеты более 2-х часов) на тепловом газодинамическом стенде Ц-12Т.

  5 февраля  1960г.  вышло   сов. секретное Постановление СМ СССР № 138-48. Прекращены  работы  по МКР «Буря».

20 февраля 1960г. с полигона «Владимировка» осуществлен 16-й испытательный пуск КР «Буря» (Ла-350). Полет успешный. Максимальная высота полета – 15 км, дальность – 5500 км.

        6 марта 1960г. с полигона «Владимировка» осуществлен 17-й испытательный пуск КР «Буря» (Ла-350). Из-за недостаточной надёжности работы двигателя на больших углах атаки диффузора 5-8 градусов полет КР прекратился через 26 мин после старта. Ракета, управляемая с помощью астронавигации, пролетела 15000 км.

       23 марта 1960г. с полигона «Владимировка» осуществлен 18-й испытательный пуск КР «Буря» (Ла-350). Ракета со стартовой массой 131895 кг пролетела по большой трассе Владимировка-мыс Озерный 6500 км за 2 ч 04 мин на высоте 18-24,5 км с заданной скоростью М=3,2-3,15. На 121 мин произошел переход на аварийные аккумуляторы, и была выдана команда на ликвидацию. Рулями 2-я ступень не отработала. Полёт с потерей высоты продолжался до 124 мин (предварительная обработка материалов пуска показала перерасход топлива на 10-15%).

16 декабря 1960г. с полигона «Владимировка» осуществлен 19-й испытательный пуск КР «Буря» (Ла-350).  Дальность полета – 6500 км, точность попадания в цель составила 8 км. КР была использована как мишень для проверки новой системы противовоздушной обороны «Даль».       

В 1959г., на обратном пути из Китая, Н.С. Хрущев, в ту пору Первый Секретарь ЦК КПСС, решил ознакомиться с делами на Дальнем Востоке, в том числе и с Тихоокеанским флотом. 6 октября 1959г. из акватории залива Петра Великого с борта подводной лодки Б-62 был осуществлен учебно-боевой пуск баллистической ракеты морского базирования Р-11 ФМ. Н.С. Хрущев был потрясен, впервые увидев старт баллистической ракеты с всплывшей подводной лодки. На следующий день, выступая на митинге во Владивостоке, в присущей ему эмоциональной форме, Н.С. Хрущев заявил, что теперь СССР обладает подводным флотом, вооруженным баллистическими ракетами и вопрос досягаемости любой точки земного шара для ответного удара снят с повестки дня. Конечно, в газеты эмоциональная часть выступления Н.С. Хрущева не попала. Автор был непосредственным участником и свидетелем этих событий.  По словам В.А. Дыгало, одной из целей посещения Н.С.Хрущева ТОФа было ознакомление с новым ракетным вооружением флота и проверка его на деле, а также подготовка к принятию решения, какой же носитель стратегического оружия выбрать – баллистические или крылатые ракеты.

В период 1953-1960гг. в высшем военно-политическом руководстве страны и в руководстве военно-промышленного комплекса шли серьезные дебаты по этому вопросу. Авиаконструкторы (С.А.Лавочкин, В.М. Мясищев, В.Н.Челомей) выступали за крылатые ракеты. С.П.Королев и руководство ВМФ — за баллистические ракеты подводного флота. Если сравнивать результаты ЛКИ МКР «Бури», «Бурана» и баллистической ракеты с подводной лодки Р11-ФМ и даты постановлений правительства по этим видам вооружений, то с большой долей уверенности можно считать, что картина успешного старта баллистической ракеты Р11-ФМ 6 октября 1959г. стала для Н.С.Хрущева окончательным фактором для принятия им решения, что основным стратегическим носителем ядерного заряда для СССР должна стать баллистическая ракета подводного флота. Это подтверждается хотя бы тем, что, вернувшись в Москву, вероятно, по  указанию,  Н.С. Хрущева 11 ноября 1959г. решением ВПК СМ СССР прекращены работы по «неперспективным» образцам вооружения, в том числе, по крылатой ракете П-20 (ОКБ-240 С.В. Ильюшина, межконтинентальной крылатой ракете «Буря» (ОКБ-301)).  Как показало время, Н.С. Хрущев не ошибся.    

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

+ 72 = 80