Яндекс.Метрика

2 сентября. Пакт Гора — Черномырдина

chernomyrdin

1908 — родился В.П.Глушко, выдающийся советский ученый и конструктор, создатель
             современных  двигателей ракет.

1908   родился Козырев Н.А., известный советский ученый астрофизик

1959 – в СССР на космодроме Капустин Яр закончился аварией первый испытательный пуск
             межконтинентальной   баллистической ракеты Р-12 из шахты.

1971   в СССР  произведен запуск АМС «Луна-18». После 54 витков вокруг Луны была дана
            команда на  посадку, но посадка прошла неудачно.

1972 в США ракетой-носителем «Скаут» произведен запуск спутника «Триад-1».

1988 — в США ракетой-носителем «Титан-34Д» запущен спутник «Вортекс» для перехвата
              радиотелефонных разговоров по военным и дипломатическим  каналам.

1988 – потеряна связь с советской автоматической станцией «Фобос-1» .

1993   между   США и Россией подписано соглашение  о сотрудничестве в космической
            деятельности.

 

Космический «пакт» Гор – Черномырдин

      2 сентября 1993г. между Россией и США было подписано совместное заявление о развитии сотрудничества в области космических исследований. От России его подписал премьер РФ В. Черномырдин, от США — вице-президент А. Гор. Этим заявлением объявлялось о намерении России и США создать новую международную космическую станцию. К этому времени Россия уже имела свою орбитальную станцию «Мир», а США так и не смогли создать свою станцию «Freedom».

 

gor-chernomyrdin

 

           Сборка МКС должна была начаться в октябре 1997г. и предусматривала значительное использование российского оборудования и средств выведения на начальном этапе. Все  было выполнено. США основные свои усилия сосредоточили на отработке многоразовой транспортной системы. Таким образом, основная нагрузка на создание и функционирование МКС, особенно после гибели 2-х шаттлов «Челленджер» и «Колумбия», легла на Россию. США постепенно стали терять интерес к МКС. К 2004г. они приняли решение вообще не запускать третий узловой модуль, в который входил американский приборный модуль и жилой отсек. Таким образом, обеспечить работу на МКС экипажа в количестве 6 человек стало невозможным. После гибели шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003г. транспортная система США оказалась парализованной. Доставку космонавтов и грузов на МКС переложили на «Союзы» и «Прогрессы»  России.

В журнале «Новости космонавтики» № 12 – 13. 1994г.) опубликована статья И.Лисова. «США-Россия. Что можно купить за 400 млн.?». Читаем: «Головокружительное «вступление» России в работу по проекту МКС состоялось в полном соответствии с рецептом Наполеона Бонапарта — «сначала ввяжемся в бой, а там видно будет». Финансовая сторона проекта, к сожалению, оказалась запутанной донельзя. Общая сумма американских платежей — $400 млн. — была определена и утверждена в бюджете НАСА без согласования объема работ с российской стороной. Об этом только предстояло еще вести переговоры. Надо отметить, что НАСА не подходило к ситуации чересчур формально, и еще 29 марта перевело РКА $20 млн.  для начала работ по неподписанному еще контракту. Тем не менее, НАСА знало, сколько оно может заплатить, и имело четкое представление о том, что оно за эти деньги хочет получить. России были оставлены очень узкие пределы для торга. Под сумму в $ 400 млн. российской стороне был передан в декабре 1993 г. предполагаемый перечень работ и услуг. Уточненный январский список, дополненный американцами, вызвал непонимание российской стороны, которая заявила, что этот перечень работ «тянет» уже на $650 млн. Как заявил в интервью 26 мая помощник директора НАСА по координации политики и международному сотрудничеству Роберт Кларк (Robert Clarke), этот вопрос был решен сторонами и сумма оставлена без изменений.
       НАСА и РКА пришли к соглашению об «основном элементе управления» станции. В его качестве будет выступать функционально-грузовой блок (ФГБ) производства ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Изменив свои первоначальные планы по аренде этого блока, НАСА по согласованию с РКА разрешит компании «Локхид Миссайлз энд Спейс Ко.» закупить блок у российского предприятия. Центр Хруничева сообщил Д.Голдину о своем согласии с таким решением. Стоимость этой сделки пока не определена, но вся она, за исключением суммы в $20 млн., находится за пределами рассматриваемых $400 млн. Официальные американские представители утверждали, что «Локхид» приобретет у «Хруничева» три экземпляра ФГБ на общую сумму не более $600 млн. Это будет дешевле использования собственной двигательной установки «Локхида» Bus-1, применяемой на разведывательных ИСЗ США. Bus-1 остается резервным вариантом на случай выхода России из проекта. При новой организации оплата должна последовать не в 1997—1998 годах, а ранее. Разъясняя в подкомитете Палаты представителей вопрос о порядке управления МКС, Дэниэл Голдин заявил, что «США будут отвечать за управление и контроль», начиная с выведения крупных [американских] элементов станции в июне 1998 г. Все направляемые на станцию команды подлежат утверждению в Центре Джонсона в Хьюстоне. Кларк сообщил в интервью 26 мая, что руководитель полета от НАСА будет возглавлять комитет представителей организаций-участников, который будет принимать решения на основе консенсуса. Делегации НАСА и РКА вели интенсивные переговоры по доводке контракта вплоть до последнего момента. Подписание контракта между РКА и НАСА было приурочено к визиту в США премьер-министра России Виктора Черномырдина, запланированному на 20-е числа июня. На последней стадии переговоров обсуждались распределение обязанностей сторон, степень необходимой модификации «Союза ТМ» под корабль-спасатель ACRV для соответствия его американским стандартам качества, включая продление его орбитального ресурса, а также количество поставляемых стыковочных механизмов. По сведениям от источников, близких к переговорам, российская сторона вновь подняла вопрос о пересмотре стоимости работ и потребовала увеличения ее до $800 млн., мотивируя это тем, что цены росли в последнее время сильнее, чем курс доллара, и реальная стоимость доллара в России за прошедшие месяцы существенно снизилась. «Итак, мы должны платить им больше, поскольку состояние их экономики улучшается?» — была реакция некоторых американских представителей

         Как показало время, США, переложив на Россию основные заботы по МКС, занялись марсианской программой и в 2003г. запустили на Марс 2  марсохода.

       Таким образом, случилось так, как говорил Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

        В свете совместного заявления от 2 сентября 1993г. эксплуатация станции «Мир» и одновременно создание российского сегмента МКС для переживающей финансовый и экономический кризис России оказалось невозможным. То есть, решение о сведении станции «Мир» с орбиты после запуска служебного модуля и начала пилотируемой эксплуатации МКС стало неизбежным. 2 июля 1998г. на совещании у вице-премьера Б.Е. Немцова с участием представителей РКА и ракетно-космических предприятий было принято решение завершить эксплуатацию станции «Мир» в июне 1999г.

         Вход станции в плотные слои атмосферы и ее затопление были запланированы на июль того же года. Таким образом, решение о ликвидации станции «Мир» принималось еще в 1993г. В. Черномырдиным и А. Гором.

          Прошло 15 лет, и вот, как комментирует все это космонавт Е. Савицкая в газете «Правда» от 11 апреля 2008г.: «….первое, что сделал Гайдар – запретил государственным российским банкам финансировать ракетно-космические предприятия Министерства общего машиностроения… Отсутствие финансирования заставило, в том числе и неразумно, пойти на сотрудничество с США. За смешные деньги заключили с нами договор о полетах на орбитальной станции «МИР». Всего за несколько десятков миллионов долларов, которые пошли на поддержание пилотируемого режима станции «Мир», мы отдали иностранцам фактически все наши наработки: технические, медицинские, организационные, а также методики по длительным полетам и тому подобное. А их реальная рыночная цена была миллионы долларов». 

          19 марта 2009г. на ленте «Новости космонавтики « появилось следующее сообщение: «На Международной космической станции, начиная со следующей, 19-й основной экспедиции, грядут большие перемены. Прежде всего, с конца мая, когда на орбиту прилетит корабль «Союз ТМА-15» с тремя космонавтами на борту, на орбите постоянно будут работать уже не три, а шесть человек. Кроме того, с этого момента порядковый номер экипажа сразу будет изменен с МКС-19 на МКС- 20, то есть экипаж МКС-19 в составе россиянина Геннадия Падалки, американца Майкла Барратта и японца Коити Ваката просуществует всего два месяца — апрель и май.    

          Но самым главным преобразованием станет полный «развод» на орбите российских космонавтов и астронавтов из других стран — партнеров по МКС. «Начиная с июня, у нас все будет раздельно — питание, одежда, туалеты, поставки, выходы в открытый космос», — сказал в предполетном интервью корр. ИТАР-ТАСС командир МКС-19, а затем и МКС-20 Геннадий Падалка. То есть, теперь все поставки для россиян /продукты, одежду, оборудование и т.д./ будут доставлять только российские корабли «Прогресс», а для астронавтов других стран — шаттлы, европейские и японские грузовые корабли, в то время как раньше поставки были смешанными. Выходы в космос в российских скафандрах «Орлан-МК» также будут проводить только россияне, а все остальные обитатели орбитального дома будут выполнять работы в безвоздушном пространстве только в американских скафандрах EMU.    

        На Земле за соблюдением всех правил «развода» будет строго следить комиссия по балансам вкладов, которая будет выставлять счет стороне, покусившейся на чужое имущество или драгоценное рабочее время членов экипажа. Это, однако, не означает, что российские космонавты и астронавты стран-партнеров не будут оказывать друг другу помощь в трудную минуту.  «В экстренных случаях, когда возникает угроза безопасности всему экипажу, таких, например, как поломка системы регенерации кислорода «Электрон», иностранные астронавты, конечно, подключатся к ремонтным работам, но потом, по возвращении на Землю, все это будет учитываться комиссией», — отметил Падалка.  Такая же ситуация и с экстренными выходами. По его словам, если вдруг потребуется срочный выход в американских скафандрах, а второго готового астронавта в тот момент на станции не будет, выйдет россиянин, но все это потом также будет учитываться. Для подобных непредвиденных работ все космонавты и астронавты проходят подготовку и в России, и в США.   По словам Падалки, «объединенными на МКС остаются только медицинские ресурсы и все ресурсы станции при аварийных ситуациях», таких как разгерметизация, пожар и др.
«Бухгалтерская работа» по подсчетам вкладов сторон никоим образом не отразится на жизни интернационального экипажа на орбите /в экипаж МКС-20 входят два россиянина, американец, японец, канадец и бельгиец — прим. ИТАР-ТАСС/. «Мы выше всего этого — в прямом и переносном смысле, границ у нас нет, шлагбаумов тоже», — с улыбкой сказал Падалка.    Прошло 15 лет, и 5 июня 2008 г. тогдашний директор НАСА Майкл Гриффин выступил с программной речью перед Парламентской группой по космосу Французской национальной ассамблеи. Вне всякого сомнения, речь Гриффина можно трактовать как долгосрочную установку на американское сотрудничество в области астронавтики с Европой. При этом Россия в этот приоритет не входит. А собственно, много ли неожиданного в высказываниях бывшего главного насовца? Начнем с того, что Гриффин охарактеризовал Францию как самого тесного в течение длительного времени партнера США в области исследования космоса. Он сослался на данные статистики, согласно которой НАСА имеет с Францией больше действующих контрактов, чем с любой другой страной.(
НГ-НВО от 28.08.2009)

         23  ноября 2009г. на сайте  «Новости космонавтики» появилось сообщение, которое приводим ниже без комментариев. «Космонавт Михаил Тюрин назвал будущее российской космонавтики бесперспективным. По его мнению, вся система, обеспечивающая космические полеты и развивающая новые проекты, работает неэффективно. О своем видении ситуации в космической отрасли Тюрин рассказал в обширном интервью «Новой Газете».  В интервью Тюрин, участвовавший в двух экспедициях на МКС и проведший в космосе почти год, коснулся различных аспектов российской космонавтики. В частности, он рассказал о будущем партнерства между Россией и другими государствами по проекту МКС. Космонавт заявил, что нашу страну «не берут в будущее, как ненужный балласт». По словам Тюрина, другие страны, развивающие свои космические программы, переняли у России необходимый опыт, нарастив при этом свой технический потенциал. Наша страна, как отметил Тюрин, за последние годы существенно отстала в техническом плане.   Комментируя возможное отсоединение российского сегмента МКС от остальной станции (такой сценарий предусмотрен в том случае, если партнеры откажутся продлевать свое участие в проекте МКС после 2015 г.), космонавт отметил, что такая «мини-станция» будет нефункциональной. В отсутствие американских систем будет невозможно осуществлять адекватное управление станцией, держать непрерывную связь без помех с ЦУП и передавать на Землю большие объемы информации. Одним из основных препятствий к развитию космических программ Тюрин назвал отсутствие системности. Россия развивала проекты орбитальных станций, не имея должного набора задач, для реализации которых были необходимы сначала «Мир», а потом МКС. Текущие эксперименты, выполняемые российскими космонавтами на борту Международной космической станции, Тюрин назвал «лабораторными работами для первокурсников».  Космонавт также рассказал о своем видении нового российского корабля, который должен прийти на смену «Союзам». Ранее заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», главный конструктор пилотируемых комплексов Николай Брюханов объявил, что первые испытания корабля состоятся в 2015 г. Тюрин заявил, что новый космический корабль проектируется «вне всякой концепции» и сравнил его с гибридом асфальтоукладчика и болида «Формулы-1».   Слова Тюрина расходятся с официальной позицией Роскосмоса и РКК «Энергия». Представители этих ведомств недавно рассказали о глобальных планах развития космической отрасли в ближайшие годы. В частности, были озвучены намерения разработать на основе грузовика «Прогресс» космические корабли с ядерным двигателем для очистки околоземных орбит от мусора.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий