Яндекс.Метрика

24 октября. Гибель маршала

nedelin

1908 родился А.М. Исаев — в будущем конструктор ракетно-космических двигателей.

1960 — на  11-й площадке  космодрома  Байконур  во  время предстартовой подготовки к пуску первой межконтинентальной ракеты Р-16 М.К. Янгеля произошел взрыв ракеты, в результате которого погибло 92 человека — почти  все заместители главного конструктора, военные, в том числе, и маршал М.Н. Неделин.

1963 — на космодроме Байконур из-за пожара в шахте с МБР Р-9 погибло 8 человек.

1978 — запуск ИСЗ  «Интеркосмос-18».

1978— запущен ИСЗ «Нимбус-7»- очередной американский спутник серии метеорологических экспериментальных спутников.

1985 — в СССР произведен первый запуск новой модификации метереологического МСЗ «Метеор-3».

1998 — в США произведен запуск АМС «Deep- Space-1» на межпланетную траекторию.

2001 — американская АМС «Марс Одиссей» вышла на орбиту спутника Марса и начала фотографирования поверхности планеты.

 

          В октябре 1960 г. проходили летные испытания ракетного комплекса первой баллистической межконтинентальной ракеты Р-16. На  космодроме Байконур был создан,  отвечающий всем требованиям того  времени, пусковой комплекс. Запуск был назначен на 23 октября. Как всегда, на первые пуски съехалось много высокопоставленных  представителей различных ведомств.  Для них на стартовой площадке  были поставлены стулья. Государственную комиссию возглавлял Главный маршал артиллерии М. И. Неделин.

image-5-1

Главный маршал артиллерии М. И. Неделин

       Все с нетерпением ждали пуска. Но, после заправки ракеты в автоматике двигателя была обнаружена неисправность, и в нарушение всех элементарных правил техники безопасности, было принято решение устранить неисправность без слива компонентов топлива, не отключив систему энергопитания. Поэтому основным виновником этой аварии следует считать главного конструктора М. Янгеля. 24 октября в 18 часов 45 минут была объявлена 30-ти минутная готовность к пуску.  В это время,  при выполнении операции по приведению в исходное положение программного токораспределителя, от него прошла преждевременная команда на запуск маршевого двигателя 2-й ступени. Газовой струей  работающего двигателя были разрушены оболочки топливных баков первой ступени,  вследствие чего возник пожар и прогремел взрыв. При этом погибла основная часть лиц боевого расчета и ряд представителей Государственной комиссии, в основном те, кто сидел на стульях на стартовой позиции, в том числе и маршал М. И. Неделин. Всего погибло и умерло от ожогов 92 человека. Чудом остался жив Главный конструктор М. К. Янгель.  Погибли все его заместители.

          По элементарной логике необходимо было слить компоненты топлива, устранить все неисправности и только потом продолжать испытания. Однако этого не было сделано,  а в результате — катастрофа, приведшая к  гибели многих людей.

         В книге А. Туля «В зоне риска». (М.: Изд. «Золотая аллея», 2001) подробно описана эта трагедия, которая усугубилась тем, что площадка была огорожена забором из колючей проволоки и горящие люди сгорали, добегая до забора, не имея возможности его преодолеть.

image-6-1

 

       По прошествии почти 40 лет в газете «Известия» (25.10. 2002г.) появилось сообщение, что причиной катастрофы явилась ошибка в работе пиропатрона  запуска второй ступени. вария наложила негативный отпечаток на политическую обстановку. Близилась годовщина Октября,  да и Генеральный секретарь КПСС Н.С. Хрущев только что вернулся из США.  Есть в этой катастрофе и элементы какой-то мистики: первый запуск ракеты Р1 — неудачный; «Аполлон-1» — авария; первый запуск «Союза» — авария; первое посещение станции «Мир» — неудачное, и еще ряд трагедий. Все это как бы предупреждало: не спешите покидать Землю, т.к. космос не  прощает невнимания и ошибок.

       24 октября стало черным днем для Байконура.  24 октября 1963г. при проведении регламентных работ с незаправленной ракетой Р-9 в шахте произошел пожар.  Семь человек погибло. После этого долгие годы запуски  ракет 24 октября  на космодроме не проводились.

         16 ноября 1966г. В. Челомей предложил для лунного проекта ракету УР-700. Вес ракеты составлял более 3000 тонн. Если взрыв ракеты Р-16, которая весила около 140 тонн, привел к таким тяжким последствиям, то взрыв сверхтяжелой ракеты с более чем 3000 тонн высококипящих компонентов привел бы к уничтожению всего космодрома. В то же время взрывы ракеты Р-1 на кислороде и керосине хотя и имели серьезные последствия, но не катастрофические.

       Подобные катастрофы были во всем мире. 9 августа 1965г.  во время проведения работ по модернизации ШПУ МБР «Титан-2» для усиления ее противоатомной защиты произошел пожар, погибло 53 человека. Одна из крупнейших аварий в ракетной технике США.

 

Отчет комиссии по расследованию причин катастроф**

ноябрь 1960 г.

ОСОБАЯ ПАПКА
Сов. секретно

ЦК КПСС

В соответствии с поручением ЦК КПСС комиссией рассмотрены на месте обстоятельства катастрофы при испытании ракеты Р-16, имевшей место 24 октября 1960 года в НИИП-5 Министерства Обороны СССР.

Выяснением причин катастрофы с участием ведущих специалистов установлено следующее:

Ракета Р-16 с 28 сентября с. г. находилась на полигоне в монтажно-испытательном корпусе. В процессе технической подготовки ракеты выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре системы управления и кабельной сети, которые устранялись силами специалистов промышленности и военнослужащих полигона.

21 октября ракета была вывезена на стартовую позицию, а 23 октября были закончены предстартовые испытания, которые прошли без замечаний. В тот же день ракета была заправлена топливом и началась подготовка ее к пуску по утвержденной технологии.

В процессе подготовки при подаче команд на подрыв пиромембран магистралей окислителя второй ступени, с пульта управления была выдана ложная команда и фактически оказались подорванными пиропатроны магистрали горючего первой ступени. Кроме того, самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенератора первого блока маршевого двигателя первой ступени, и вышел из строя главный распределитель бортовой кабельной сети.

*На телефонограмме пометка: «Прочитано членам Президиума ЦК КПСС. В. Малин 24.Х.60». По телефонограмме М. Янгеля на следующий день постановлением Президиума ЦК «для расследования причин катастрофы и принятия мер в воинской части 11284» была утверждена комиссия в составе Л. Брежнева, А. Гречко, Д. Устинова, К. Руднева, В. Калмыкова, И. Сербина, А. Гуськова, Г. Табакова и Г. Тюлина.

* На первом листе пометка заведующего Общим отделом ЦК В. Малина: «Доложено членам и кандидатам в члены Президиума ЦК КПСС».

Это обстоятельство понудило комиссию приостановить дальнейшую подготовку ракеты к пуску до выяснения выявившихся дефектов. Утром 24 октября комиссией по пуску ракеты было принято решение продолжать подготовку ракеты к пуску, допустив при этом отступление от утвержденной технологии.

Нарушение порядка подготовки изделия к пуску выразилось в том, что переустановка шаговых моторов системы управления второй ступени ракеты в исходное положение производилась при заполненной топливом пусковой системы двигателя и включенном бортовом электропитании. В результате этого произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени, а затем разрушился бак горючего второй ступени, что и привело к мощному пожару и полному разрушению ракеты на старте. (Техническое заключение по этому вопросу прилагается.)

Руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно без должного анализа могущих быть последствий.

При подготовке ракеты к пуску также имели место серьезные недостатки в организации работы и режиме. На стартовой площадке при часовой готовности ракеты, кроме необходимых для работы 100 человек, присутствовало еще до 150 человек.

При катастрофе погибло 74 человек* военных и гражданских работников. Среди погибших председатель комиссии по испытанию Главный Маршал артиллерии Неделин М. И., главный конструктор системы управления Коноплев, заместитель** главного конструктора ракеты Концевой и Берлин, заместитель главного конструктора двигателя Фирсов, заместитель начальника полигона полковник Носов, начальники управлений полигона подполковники Осташев и Григорьянц. 53 человека получило разной степени ранения и ожоги. Пострадавшим немедленно была оказана медицинская помощь и организовано их лечение с привлечением крупных специалистов медицины.

Погибшие военнослужащие похоронены в братской могиле на территории полигона с отданием воинских почестей. Погибшие работники промышленности похоронены по месту жительства. Материалы о помощи и установлении пенсий семьям погибших будут представлены в Совет Министров СССР.

Многочисленные беседы с непосредственными участниками испытания, очевидцами катастрофы и пострадавшими свидетельствуют о достойном и мужественном поведении людей, оказавшихся в крайне тяжелых условиях. Несмотря на серьезные последствия происшедшего события, личный состав полигона и работники промышленности способны и готовы устранить вскрытые недостатки и полностью выполнить задание по отработке ракеты Р-16.

В целях ликвидации последствий катастрофы и обеспечения выполнения задания по созданию ракеты Р-16 комиссией проведен разбор с ведущими специалистами промышленности и совещание с командным составом полигона и намечены следующие мероприятия:

— дополнительно проверить и провести стендовую отработку комплекса системы управления ракеты Р-16;

— пересмотреть и отработать порядок предстартовой подготовки и осуществления пуска ракет, ужесточить режим работы на стартовых площадках и усилить меры безопасности участников испытаний;

— повысить качество отработки и производства агрегатов и приборов в условиях КБ, институтах и на заводах;

— в течение 10—15 дней восстановить поврежденную стартовую площадку и закончить строительство и оборудование второго старта, имея в виду в ноябре месяце с. г. начать летные испытания ракеты Р-16;

— в связи с гибелью ряда ведущих специалистов, принять меры к укреплению квалифицированными кадрами полигона и организаций промышленности.

Проведение указанных мероприятий позволит выполнить намеченную программу по испытанию ракеты Р-16.

Л. БРЕЖНЕВ
А. ГРЕЧКО
Д. УСТИНОВ
К. РУДНЕВ
В. КАЛМЫКОВ
И. СЕРБИН
А. ГУСЬКОВ
Г. ТАБАКОВ
Г. ТЮЛИН

* Так в тексте. — Ред.

** Видимо, следует читать: заместители. — Ред.

*** В хранящихся в архиве именных списках ра­неных значится 49 человек. Ниже приводятся спис­ки погибших и раненых при катастрофе 24 октября 1960 г., направленных Л. И. Брежневу 28 октября 1960 г. командованием войсковой части 11284.

Приложение

Особая папка
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

комиссии по выяснению причин катастрофы с изделием 8К64 № ЛД1-3Т, проис­шедшей при подготовке его к пуску в в/части 11284 24 октября 1960 года

Изделие 8К64 № ЛДI-3Т на стартовую позицию было вывезено 21 октября с. г. в 8 часов. Подготовка изделия к пуску производилась без существенных замечаний до 18 часов 23 октября, после чего была приостановлена, так как при проведении очередной операции — подрыва пиромембран магистралей окислителя II ступени были выявлены следующие ненормальности:

1. Вместо пиромембран магистрали окислителя II ступени оказались подорванными пиромембраны магистралей горючего I ступени.

2. Через несколько минут после подрыва указанных пиромембран, самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенератора I блока маршевого двигателя I ступени.

В результате последующего выяснения причин возникновения указанных ненормальностей 24 октября было установлено, что неверное исполнение команды по подрыву пиромембран и самопроизвольное срабатывание пиропатронов газогенератора произошло из-за конструктивных и производственных дефектов пульта подрыва, разработанного ОКБ-692 ГКРЭ.

Вследствие той же причины вышел из строя главный распределитель А-120 (бортовая кабельная сеть при этом не пострадала).

По решению технического руководства испытаниями отсечные клапаны газогенератора и прибор А-120 были заменены.

Кроме того, было принято решение о подрыве разделительных мембран II ступени не с пульта подрыва, а по автономным цепям от отдельных источников тока. После этого работа по предстартовой подготовке изделия была продолжена.

«Источник» №1 — 1995.

С сайта  А. Железнякова

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий