Яндекс.Метрика

27 сентября. Коммерческое использование «Протона». Первая европейская экспедиция к Луне. Первая АМС к остаткам планеты «Фаэтон»

Proton

1952 — родился Прунару Думитру Дорин — космонавт Румынии.

1969 -  первый запуск в СССР баллистической ракеты с астронавигационной системой
                управления.

1973 — в СССР произведен запуск космического корабля «Союз-12».

1975 — во Франции произведен запуск спутника «Аура». РН «Диамант-ВР-4».

1980 — в СССР выведен транспортный корабль «Прогресс-11» к станции «Салют-6».

1988 — в США произведен очередной запуск челнока «Дискавери».

1997 — на Марсе прекратила функционировать американская АМС «Пасфайндер».

1999 — в России РН «Протон-К» запущен американский исследовательский спутник  LMI-1.

2003 — запущена первая европейская АМС SMART- 1 к Луне.

 

 

Ракета-носитель «Протон» зарабатывает себе «на хлеб»

  После снятия Казахстаном запрета на запуски наших ракет с космодрома Байконур 27 сентября 1999г. ракетой-носителем «Протон К» был запущен спутник LMI-1 консорциума американской и российской фирм. Коммерческая эксплуатация спутника началась с ноября 1999г. Спутник будет обеспечивать работу широкополосной и интерактивной связи на территории ряда регионов Европы и Азии. Это первый аппарат из запланированной серии.

Если внимательно посмотреть таблицу запусков космических объектов в мире, то можно убедиться, что основными ракетами-носителями в конце ХХ века являлись наши «Союз-У», «Протон-К», европейская «Ариан», американская «Дельта». Говорить в этих условиях об упадке нашей космонавтики не годится. Надо заметить, что космонавтика дорого стоит. Достаточно напомнить, что стоимость одного запуска РН «Протон» составляет около $70-80 млн.  Вывод на орбиту спутника одного килограмма груза, в настоящее время составляет от 17 до $25 тыс. Стоимость создания и обеспечения станции «Мир» обошлась России  около 100 млрд. рублей. За время существования станции «Мир» на ней побывало около 100 космонавтов, следовательно, стоимость полета одного космонавта составляет 1 млрд. рублей. Все это свидетельствует о том, что проблемы коммерциализации космоса, то есть получение прибыли от космической деятельности достаточно серьезны и только начинают серьезно разрабатываться.

   Хорошо известно, что не было построено ни одной ракеты-носителя или осуществлено космического проекта одной фирмой. В настоящее время приватизации подвергаются в основном услуги космонавтики: системы спутниковой связи, системы фотографирования Земли и метеорологические системы. При этом выявилось одно серьезное обстоятельство, что коммерческие фирмы неохотно вкладывают деньги в перспективные проекты космонавтики. Это связано с тем, что перспективные проекты космонавтики зависят от политико-коньюнктурных решений правительств. Так, например, подписанный 2 сентября 1993г. в США Черномырдиным пакет документов прекратил действие около 2-х десятков контрактов с Индией и рядом других стран на несколько сотен миллионов долларов.  Конечно, в этом случае частные фирмы понесли бы убытки. На рынке космических услуг вращаются миллиарды и он уже давно поделен между крупными, в основном, американскими корпорациями. Из-за мании секретности наша космическая деятельность до 1985г.  почти не выходила за пределы страны, а к этому времени места на  рынке космических услуг уже были распределены.  Если в 1989г. государство выделяло на космос 131 млрд. рублей в сопоставимых ценах, то в 2000г. — около 7 млрд.  В этих условиях использование надежных ракет-носителей приобретает для нашей космонавтики особое значение. Наиболее выгодным является вывод телекоммутационных спутников по заказам отдельных фирм, государств или даже регионов. Поэтому прямо можно констатировать, что, выводя спутники связи других стран, «Протон» в прямом смысле зарабатывает себе на хлеб.

15 мая 2001г. РН «Протон-К» вывел на геостационарную орбиту американский спутник «Панамсат-10». Он предназначен для непосредственного телевещания услуг связи и доступа в Интернет на территории Азии, Африки, Среднего и ближнего Востока. Спутник оборудован 48 ретрансляторами. К сожалению, в распоряжении самой России аппаратов такого класса не имеется. Мы вынуждены зарабатывать себе на пропитание, выступая в роли космического извозчика. 

Модифицированная ракета «Протон-М» с уникальным разгонным блоком «Бриз-М» по техническим и экономическим характеристикам превосходит все мировые аналоги. Но заказами ее обеспечить пока не удается.

К сожалению, из-за резкого свертывания мирового рынка космических услуг заказы РН «Протон» снизились. Несколько лет назад объем заказов на тяжелые ракеты составлял 30- 35 пусков в год. На сегодняшний день всего 18. Фирме «Хруничева» из этого объема досталось 9 контрактов, причем ей приходиться выдерживать конкуренцию с фирмами США и Франции.

В 2001г. «Хруничев», как крупнейшее предприятие «оборонки», произвел 4 запуска в интересах государства и 4 коммерческих запуска. Но в целом, коммерческие достижения России в космосе снизились до уровня 1995г., оказавшись в 3 раза ниже, чем в 2000г. Проблемой остается финансирование. Александр Медведев — генеральный директор фирмы «Хруничев» пообещал: «Над этим вопросом я буду биться день и ночь. Пусть на меня обижаются на всех этажах власти, но это важнейшая государственная задача». («Известия» от 28.12.2001).

 

Proton

 

          Необходимо отметить, что экономические вопросы ракетно-космических систем относятся к наиболее сложным и мало разработанным на сегодняшний день научным проблемам. Это обусловлено новизной технических решений, наукоемкостью и малосерийностью  производства,  высокой степенью кооперации различных отраслей науки и техники и т.д.  Например,  по анализу  25  космических программ в США было показано, что фактические затраты, по сравнению с оценками на этапах НИОКР, увеличились на 89%. Если вопросы экономической эффективности и целесообразности космических систем связи начинают как-то решаться, то споры об экономической целесообразности транспортных систем пилотируемой космонавтики ведутся много лет и далеки до своего завершения, особенно после гибели шатлла «Колумбия». Россия продолжает занимать лидирующее место вместе с США в вопросах космоса. К началу 2005г. в космосе находилось 770 космических аппаратов. Из них 424 американских и 98 российских. В 2004г. было осуществлено 374 пуска ракет-носителей, из них 42% пришлось на Россию, 30% на Америку, около 15% на Китай, остальное на все другие страны. В России в 2004г. было запущено 9 РН «Союз», 8 — «Протон», 2 — «Космос» и по одной РН «Днепр», «Зенит», «Циклон-2, -3».

    3 апреля 2009 г. (24:00.079 мск.) с космодрома Байконур по заказу компании International Launch Services (ILS) осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-М» (8К82КМ) с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным спутником W2A, принадлежащим европейской организации спутниковой связи Eutelsat.  Состоявшийся пуск стал 50-м юбилейным коммерческим пуском ракеты-носителя «Протон» в рамках деятельности компании ILS (владельцем контрольного пакета в компании является Государственный космический научно- производственный центр имени М. В. Хруничева).    

      В 16:33 UTC (20:33 мск) прошло отделение космической головной части (разгонный блок и космический аппарат) от третьей ступени ракеты-носителя.  Космический аппарат W2A создан компанией Thales Alenia Space на базе космической платформы Spacebus 4000C4. Спутник рассчитан на 15 лет орбитальной службы, имеет стартовую массу 5922 кг, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

       1  июля 2009г. был осуществлен 346-й старт  РН  «Протон». На орбиту был выведен американский сверхмощный телекоммуникационный спутник Sirius FM5.

 

Sirius

Телекоммуникационный спутник Sirius FM5 (Radiosat 5, CD-Radio 5)

 

        27 марта 2009г. на ленте новостей космонавтики появилось сообщение, что в настоящее время США контролируют более 80% космического рынка, на долю России же приходится около 0,5% этого сегмента, заявил в пятницу президент, генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота на форуме инновационных технологий «Инфо Спейс» на заседании рабочей группы по инновационному законодательству при администрации президента РФ.  «Но с появлением космодрома Восточный мы хотели бы иметь хотя бы 10% рынка — это порядка $30 млрд. и это вполне реально», — сказал Лопота.
    Он напомнил, что ежегодный бюджет НАСА составляет около $19 млрд.  «Эту цифру нужно умножить, как минимум, на четыре, включая внебюджетные средства, и тогда получится реальная картина: США тратят на космос сейчас в семь раз больше, чем все страны космического клуба вместе взятые», — отметил президент РКК «Энергия».  Вместе с тем, по словам главы корпорации, не все космические направления, реализуемые США, со временем оправдались. Например, программа «Спейс шаттл» из-за своей дороговизны прекращается в 2010 г. «Даже США понимают, насколько дорого им обходится программа запусков шаттлов: $3,5 млрд.  НАСА тратит на обслуживание трех шаттлов и еще $2,5 млрд. — на содержание инфраструктуры для их запусков», — отметил Лопота.    По его словам, именно поэтому все технологии, которые России необходимо развивать на космодроме Восточный, должны быть передовыми, заключил глава РКК «Энергия».
    Проект создания космодрома «Восточный» в Амурской области планируется реализовать в несколько этапов: до 2011 г. должны быть завершены проектно-изыскательские работы и начато создание стартовых комплексов; первый автоматический беспилотный пуск намечен на 2015 г., а запуск пилотируемого корабля — на 2018 г. Постоянные запуски с «Восточного» предполагается начать в 2020 г., передает РИА «Новости».

 

Первая европейская АМС SMART-1 направлена к Луне

  Пилотируемые экспедиции на Луну по программе «Аполлон» закончились в 1972г. На Луне побывало 12 землян,  на ее поверхности было установлено значительное количество различного оборудования, а на Землю было доставлено более 400 кг  лунного грунта. Однако никаких серьезных научных открытий сделано не было. К 1976г. исследования Луны фактически прекратились. С тех пор лишь считанные АМС доставляли научные данные о Луне. К ним относятся американские «Clementine-1» (1994), «Lunar Prospector» (1998), AMC «Galileo», которая в 1990г. и 1992г. сближалась с Землей и Луной по пути к Юпитеру. Кроме того, данные по Луне передавала на Землю японская пара «Hiten/Hagoromo».

   Во всех сообщениях о запуске AMC SMART-1 основной упор делался на научную сторону проекта. Ведь перед этой первой европейской  АМС к Луне ставились задачи:

1)   отработать электрореактивную двигательную установку (ДУ) для будущих миссий к   Меркурию и Солнцу; 

2) провести обширные  исследования Луны с орбиты ее спутника.

Arian-5

Старт РН Ариан-5

 

image-11  image

Спутники  «INSAT-3E» и   «Early-Bird-1»

 

image-2-2

AMC «SMART-1»

 

          Конструктивно и по техническим характеристикам европейская АМС похожа на японскую «Muses-C» и американскую «Deep Space-1». Главным отличием европейской АМС является принцип запуска. Необходимо отметить интересный факт. Если японский и американский аппараты были главными полезными грузами своих носителей, то при запуске SMART-1 одновременно на околоземные орбиты этой же РН были выведены 2 спутника связи.

           АМС SMART-1 запущена 27 сентября 2003г., а 28 сентября аппарат развернул солнечные батареи и сориентировался на Солнце. К вечеру 29 сентября, изучив телеметрию, записанную во время старта, операторы убедились, что все системы функционируют нормально. Стартовая масса SMART-1 — 366.5 кг.

         После проверки ЭРДУ 6 октября 2003г. АМС была готова к переходу к основной работе. Особенностью полета АМС к Луне заключается в том, что в отличие от всех предыдущих АМС, которые направлялись к Луне напрямую, здесь использован другой метод. Сущность его состоит в том, что, благодаря использованию ЭРДУ, постоянно изменяется гелиоцентрическая орбита. Соответственно будет увеличиваться от 750 км до 13000 км к 2005г., а апогей от 68000 км до 400000 км. В марте 2005г. АМС должна пройти через область точки либрации в системе «Земля-Луна» на расстоянии 50000-60000 км от Луны. В апреле 2005г. АМС переходит на рабочую орбиту спутника Луны с высотами 300×10000 км. Программа работы АМС на орбите спутника Луны рассчитана на 6 месяцев.

         8 сентября 2009г. ЕКА опубликовало снимки лунного кратера Кабеус  А (Cabeus A).  Именно в этот кратер 9 октября 2009 г. упадет зонд LCROSS, а также последняя ступень ракеты Атлас V, которая доставила аппарат на орбиту вокруг земного спутника. Два удара произойдут с разницей всего в четыре минуты

  Снимки кратера были сделаны европейским аппаратом SMART-1. Этот зонд, спроектированный в Швеции, занимался изучением Луны с 2003 по 2006 годы. Миссия аппарата завершилась (как и миссии многих других лунных «исследователей») падением на лунную поверхность.    Фото было найдено в архивах миссии и опубликовано после того, как NASA официально объявило о месте падения LCROSS. Данный кратер располагается в окрестности южного полюса Луны. Благодаря этому солнечные лучи никогда не освещают его дно. Ученые надеются, что внутри кратера могли скопиться залежи водяного льда, принесенного кометами и другими небесными телами, упавшими на Луну.      За падением космических аппаратов будут следить телескопы с Земли, а также другие спутники. Анализ выбросов грунта, вызванных падением, позволит ученым определить, имеется ли в кратере водяной лед, пишет Lenta.ru.

      3 сентября 2006 г. европейский космический аппарат  SMART-1 по команде с Земли был обрушен на поверхность Луны и прекратил свое существование. 

 

 

АМС  Dawn – первая АМС к остаткам планеты Фаэтон

       27 сентября 2007 г. в США осуществлен пуск ракеты-носителя Delta-2 Heavy  с АМС  «Dawn» («Заря»). Миссия Dawn, рассчитана на восемь лет и должна приоткрыть некоторые тайны формирования планет. АМС станет первым аппаратом, который будет вращаться на орбите объекта в поясе астероидов и первым, который будет вращаться вокруг двух космических тел. Еще в 1766 г. немецкий физик и математик  Тициус обнаружил закономерность в расстояниях планет от Солнца. И, согласно правилу Тициуса, между  Марсом и Юпитером планеты не хватало. Нечто на нее похожее астрономы обнаружили в 1801г.  Вычисление орбиты показало, что тело движется поразительно точно на том расстоянии от Солнца, какое предсказано правилом Тициуса. «Планету»  назвали Церерой.  Однако в 1802 г. была открыта еще одна «планета» — Паллада. В 1804 г. — третья — Юнона, а в 1807 г. — Веста. Все они двигались примерно на таком же расстоянии от Солнца, что и Церера, — 2,8 астрономической единицы (около 420 млн. км). В итоге немецкий астроном Ольберс предположил, что эти объекты произошли в результате разрыва на куски одной большой планеты — Фаэтона, радиус орбиты которой лежал на расстоянии тех самых 2,8 астрономических единиц. Ольбертс — автор популярной по ныне гипотезы о Фаэтоне. В 60-х годах прошлого века легендарный советский уфолог и астроном Феликс Зигелем рассчитал, что диаметр Фаэтона мог составлять 6880 км -  чуть больше диаметра Марса. Далее астрономы вычислили, что разрушение планеты произошло примерно 16 млн. лет назад. Дата катастрофы считается весьма спорной. Равно, как и причины самого катаклизма. Ученые, которые придерживаются традиционных воззрений, не склонны примешивать к нему инопланетян. Возможно, говорят одни, Фаэтон погиб в результате вулканической активности. Другие грешат на центробежную силу, которая разорвала планету  из-за слишком быстрого ее суточного вращения. Некоторые видят причину катастрофы в столкновении с собственным спутником или опасным сближением с Юпитером. Завершить миссию АМС  «Dawn» панируется в июле 2015 г. К Весте космический зонд прибудет 14 августа 2011 г., пролетев порядка 2,8 млрд. км. Меньше, чем через год, 22 мая 2012 г.,  «Dawn» покинет Весту и отправится к Церере. Преодолев еще 1,6 млрд. км, «Dawn» подлетит к Церере 1 февраля 2015 г.

image-3-3

Старт РН Delta-2 Heavy  с АМС  «Dельта- 2 Heavy»  с АМС  «Dawn»

 

dawn

АМС  «Dawn» («Заря»)

 

  18 февраля 2009г.  АМС  «Dawn» прошел на удалении 543 км от поверхности Красной планеты. Сближение с Марсом является частью программы полета Dawn. За счет этого маневр, а скорость АМС немного возросла.   13 ноября 2009г. американский межпланетный зонд Dawn вошел в пояс астероидов. В настоящее время аппарат находится на удалении 1,666 астрономических единиц от Солнца. К астероиду Веста, первой цели своей миссии, зонд прибудет в 2011 г.  8 июня 2010г. появилось сообщение, что американский межпланетный зонд Dawn поставил рекорд по набору скорости. Его ионные двигатели обеспечили прирост скорости на 4,3 км/с, сообщается в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения при NASA. Сейчас скорость зонда составляет более 15 км/с.  Три двигателя аппарата работают не постоянно, а включаются ненадолго в определенные моменты полета. К настоящему моменту они проработали в общей сложности 620 дней и израсходовали свыше 165 кг ксенона. К концу восьмилетней миссии Dawn (хотя специалисты не исключают ее продления) суммарное время работы двигателей составит . 2000 дней — почти 5,5 года, пишет Lenta.ru. В конце июня 2010 появилось сообщение, что на АМС частично вышла из строя система ориентации и маневрирования. Однако инженеры считают, что неполадки не отразятся на установленных сроках рандеву космического аппарата с астероидами.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий