Яндекс.Метрика

30 октября. Центрифуга

image-5-2

          Космонавт  Владислав Волков записал в своем дневнике 30 октября 1966г.:«Едем на испытания  ЦФ (центрифуга). С нами Виктор Горбатко. О том, как  происходит вращение на ЦФ, много писать не буду. Кабина, в которой пришлось крутиться, большими удобствами не отличалась. Дело в том, что твоя поза в кабине не соответствует нормальной. Нет возможности схватиться за что-либо руками, чтобы сгруппироваться.

        Каждому вращению предшествовал тщательный медицинский осмотр. Все заносилось: данные кардиограммы, мнения невропатолога, терапевта. Ну и естественно, как обязательное условие,  сдача анализов после каждого вращения.

        Вращение я перенес хорошо. Но вот там, где не надо, вдруг  обнаружился белок и эритроциты.

       После этого начались мои мытарства. Во-первых, намеченное на завтра вращение по новой программе было для меня забито. Я целый день только и делал, что сдавал анализы, а в это время Елисеев и Кубасов вращались.

       Все-таки вечером мне сообщили, что 3 ноября я смогу снова проходить испытания. Включили меня в группу с Комаровым и Хруновым. На этот раз все обошлось благополучно. После медицинского осмотра разрешили поехать домой».  (В. Волков «Шагаем в небо». М.: Изд. Молодоя гвардия, 1971).

         Космонавт Г.Гречко отмечал, что испытания космонавтов, особенно первых, и особенно на центрифуге были не просто тяжелыми, а жестокими. Американцы раскручивали обезьян до 8 единиц, а потом обнаруживали во всех их внутренних органах кровоизлияние. А наших будущих космонавтов раскручивали до 10-12 единиц. Вероятно, это было связано с различными системами отбора. Как свидетельствует  академик  О.Гидзенко, на наших первых кораблях могли летать любые живые существа (человек, обезьяна, собака и т.п.), так как система управления была полностью автоматизирована. Поэтому и отбирали 25-летних молодых летчиков, лишь бы был суперздоров. Первые американские космические корабли («Меркурий», «Джемини») предусматривали в основном ручное управление, поэтому отбирались опытные летчики-испытатели в возрасте до 40 лет. А  их  было не так много и их берегли.

                   Летчики и космонавты в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с перегрузками. Влияние на человеческий организм и, особенно, на систему кровообращения ускорений и гидростатики изучалось еще в конце 19-го века, в том числе В.М.  Бехтеревым. Ученый в своей лаборатории создал устройство, подобное центрифуге, на котором проводил исследования влияние центробежной силы на кровообращение. 

          Бурное развитие авиации в 30-е годы поставило на повестку вопрос о влиянии на организм летчика высоты и перегрузок. В конце 20-х годов исследования о влиянии ускорения на жизнеспособность биологических организмов начали проводиться в Ленинграде. В этих исследованиях принимал участие В.А. Рынин, известный популяризатор ракетной техники и космонавтики. Вот как об этом пишет один из участников этих работ А.А. Сергеев («Из истории авиации и космонавтики», вып. 15 АН СССР, М., 1972г.): «Все наши опыты сводились к определению предела переносимости животными ускорения.  Было установлено, что тараканы и навозные жуки в состоянии перенести  2500-ю перегрузку в течение одной минуты, слепни и мухи — 2200-ю перегрузку в течение одной минуты и десяти секунд, караси – 28-кратную перегрузку в течение одной минуты, лягушки 48-кратную перегрузку в течение 2-х минут, чижи — 30-40-кратную перегрузку в течение двух минут, белые мыши — 12-кратную перегрузку в течение 2-х минут, кролики и кошки — 10-кратную перегрузку в течение 2-х минут». Таким образом, было установлено, что хуже всего переносят перегрузку млекопитающие.

        Исследования по воздействию сил ускорения и торможения на организм летчика начал проводить в июле 1932 г. капитан ВМФ США Джон Поппен. Эти исследования он проводил при полетах пикирующего бомбардировщика.

       Исследования отражали истинную картину физиологических изменений у летчиков при изменении режима полета и катапультировании. И у космонавтов после длительного периода нахождения в невесомости при торможении и посадке, при старте ракеты, и при срабатывании системы аварийного спасения в первую минуту взлета ракеты-носителя. Изучением влияния перегрузок на организм человека занимались давно. В фашистской Германии во время Второй мировой войны проводили испытания на центрифуге пленных летчиков. Было установлено, что смерть наступает при 22 g, 9g — боль в груди и сердце, 6g — ухудшение периферийного зрения. Кратковременную перегрузку человек может переносить до 12g.

         7 июля 1948г. недалеко от американского города Ларедо были обнаружены останки таинственного существа,  которые уфологи идентифицировали как останки пилота НЛО с другой планеты. Однако по другой версии в период 1948-49гг. на немецких ракетах ФАУ-2 американцы испытывали влияние перегрузок на обезьянах и обнаруженные останки являются останками одной из обезьян.

        В апреле 1975г. при срабатывании системы аварийного спасения повышенные нагрузки испытывали В. Лазарев и О. Макаров.

       В апреле 1979г. при нештатной посадке «Союз-33» повышенные нагрузки испытывали Н. Рукавишников и болгарин Г. Иванов.

        В апреле 2000г. американское информационное агентство  NBC сообщило, что, якобы, в мае 2001г., при посадке корабля «Союз ТМ-31» с первым космическим туристом Д. Тито  возникла нештатная ситуация, в результате которой перегрузки возросли до 7g вместо 4.8 g.  Испытания на перегрузки проводились не только на центрифуге. Согласно А. Б. Железнякову, 10 декабря 1954г.  испытатель Дж. Старр на  реактивных санях в течение 5 секунд развил скорость 1000 км/час и затем остановил сани за 1.4 сек., при этом перегрузка составила около 40g, а 24 мая 1958г. при очередных испытаниях ракетных саней капитан Э. Бридинг в течение долей секунды перенес нагрузку 83g. Этим была доказана возможность человеческого организма выдерживать кратковременные  колоссальные нагрузки. Так, 30 июля 1958г. испытатель Картер Коллинз перенес на центрифуге нагрузки в 20g, что примерно соответствовало перегрузкам при полете корабля «Меркурий» по баллистической траектории.

        К сожалению, в 60-е годы наша промышленность не изготавливала центрифуги, закупая их в Швеции и Германии. Первая центрифуга для человека была создана в Германии в 1935г. В Канаде и Австралии — в 1941г., а в США только в 1942г.

        В январе 1960г. в ФРГ была закуплена центрифуга, изготовленная по нашему заказу для тренировок космонавтов. На конце центрифуги находилась термобарокамера для размещения в ней человека. Рентгеновская установка центрифуги позволяла наблюдать за перемещением внутренних органов человека при различных перегрузках. В барокамере можно было имитировать быстрый подъем и такой же быстрый спуск.      

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

24 − 15 =