Яндекс.Метрика

30 сентября. К истории создания РН «Протон». Пшеница в космосе

590-1-4

1933 — состоялся полет стратостата «СССР-1», достигшего высоты 19 км, что
           на три километра превышало достижение швейцарца Огюста Пиккера.

1972 — в СССР запущен очередной спутник-ретранслятор «Молния-2».

1981 – в СССР запущен первый геодезический спутник «Гер-ИК».

1994 -  в США произведен запуск очередного челнока «Эндевуор».

1993 — в России произведен 100-й запуск ракеты-носителя «Протон». На  орбиту был
         выведен  31-й спутник-ретранслятор «Радуга» с 1975г.

2001 – в США осуществлен первый пуск с нового космодрома на острове Кодиак
          (шт. Аляска, США). РН «Athena-1» вывела на околоземную орбиту четыре
          небольших искусственных спутника.

 

 

К истории создания советской ракеты-носителя «Протон»

  Ракета-носитель «Протон» была создана в ОКБ В.Н. Челомея в 1965г. ОКБ В.Н. Челомея было организовано в 1953г., когда Советский Союз испытал водородную бомбу, и остро встал вопрос о развитии носителей атомного оружия. Первоначально ОКБ  занималось крылатыми ракетами. Это обусловливалось тем, что до середины 60-х годов оперативные планы США предусматривали уничтожение Советского Союза с помощью корабельной ударной авиации своих авианосцев с использованием самолетов, способных нести ядерные заряды от 300 кг с мощностью до 3 Мгт. Именно появление противокорабельных крылатых ракет вынудило американцев держаться подальше от наших берегов. Особенно после того, как в 1967г. в ходе арабско-израильского конфликта крылатыми ракетами советского производства был уничтожен израильский эсминец «Эйлат».

В конце 50-х годов В.Н. Челомей начинает заниматься космическими проектами и созданием баллистических ракет. Успешному развитию этого направления способствовал фактор симпатии к нему со стороны Н.С. Хрущева. В ОКБ работал сын Хрущева и,  вероятно, Хрущев  получал достаточно много информации о планах и делах ОКБ В.Н. Челомея.

Для развертывания работ по ракетной технике Челомею передается авиационное КБ В.М. Мясищева (ранее — Петлякова).

В 1951г. И. Сталин поставил перед авиационными конструкторами задачу создать самолет, который мог бы доставить атомную бомбу на территорию США. Конструктор Туполев отказался работать над новой машиной. Ему казалось, что турбореактивные двигатели того времени в принципе не могут обеспечить требуемую дальность. Задачу взял на себя авиаконструктор генерал-майор – инженер В.М. Мясищев. Самолет он построил в невиданно короткие сроки – за 1 год и 10 месяцев. Эта машина получила наименование ЗМ, по западной классификации «Бизон». Ее характеристики были уникальными. Дальность – 12 тыс. км, высота полета – 12 км. На протяжении всего полета она сохраняла трансзвуковую скорость, и была оборудована системой катапультирования. Модификации «Бизона» стояли на вооружении 40 лет – до 1992г. В мировой авиации этот самолет  знаменит  не менее чем американский Б-52. Именно он доставлял на Байконур суперракету «Энергия» и «Буран». Именно это КБ23 В.М. Мясищева Н.С. Хрущев передал  В.Челомею. Это нынешнее КБ «Салют». Прошло 50 лет и Россия вынуждена закупать у Европы большие аэробусы. Но тогда Н.С. Хрущев не думал о перспективах развития авиации, а считал, что все проблемы помогут решить ракеты. 

В.Н. Челомей получил «добро» на разработку ракеты УР-200 (универсального носителя с полезными сменными грузами среднего класса) и тяжелого носителя УР-500 (универсального класса). Проектирование ракеты началось в соответствии с Постановлением от 24 апреля 1962г. Достаточно подробно конструктивные решения в процессе создания ракеты-носителя УР-500 рассмотрены в «Новостях космонавтики» № ½ за 1998г. В результате разработки было принято решение об установке на ракете двигателя В.П. Глушко, который разрабатывал его и для ракеты Р-56  М. Янгеля. Мы уже говорили, что в начале разработок ОКБ В.Н. Челомея «поглотило» КБ Мясищева.  Однако, с уходом Н.С. Хрущева с должности Первого секретаря ЦК КПСС, отношение к Челомею меняется, и 25 октября 1965г. основной его проект — лунный, в основе которого лежало создание ракеты УР-700 (тяжелой сверхмощной ракеты), передается в ОКБ-1 С.П. Королева, к сожалению, за полгода до  смерти Королева.

Первый запуск ракеты УР-500 в двухступенчатом исполнении был осуществлен 16 июня 1965г., на орбиту был выведен тяжелый спутник «Протон-1». По некоторым данным имя «Протон» ракета получила по имени спутника. Второй спутник «Протон-2» был выведен на орбиту 12 ноября 1965г. Третий запуск 24 марта 1966г. был неудачным из-за аварии ракеты. «Протон-3» был выведен на орбиту 6 июля 1966г. По официальным данным трехступенчатая ракета «Протон» вывела на орбиту научную аппаратуру весом 12.5 т.

10 марта 1967г. начались летные испытания уже модернизированного варианта ракеты, получившей  наименование «Протон- К».

В связи с неудачами по лунному проекту и состоявшейся высадкой американцев на Луну, проект УР-700 был закрыт, и существовала угроза закрытия проекта УР 500, но его удалось отстоять.

Необходимо отметить, что, несмотря на постоянное подчеркивание высокой надежности РН «Протон-К», надежность эта далась дорогой ценой.  За период с 16 июня 1965г. по 19 апреля 1971г., когда была выведена на орбиту станция «Салют-1», было осуществлено 30 пусков, из которых 15 были аварийными. Из-за аварий были сорваны программа «Марс- 69»,частично программа «Зондов» и программы запусков на Луну. Сравнение по надежности ракет С.П. Королева (Р-7 и её модификаций, Р-5, РТ- 2 и Р-9) на начальном периоде отработки с ракетой  В.Н. Челомея  «Протон-К»  будет в пользу С.П. Королева.

К марту 2002г. состоялось около 290 пусков РН «Протон-К», из которых около 250 считались успешными.

7 апреля 2001г. был произведен запуск новой модификации «Протон М».

Заметим, что старт американских «шаттлов» производится с использованием ракетных твердотопливных двигателей. Во время работы над крылатыми ракетами Королев писал: «Крылатая ракета имеет большее значение для сверхвысотного полета человека и для исследования стратосферы». После ареста Глушко и Королева эти работы прекратились.

В период Второй мировой войны Гитлер потребовал бомбардировок на дальних расстояниях, т.е. Англии и США. Над этим заданием трудились лучшие умы фашисткой Германии. И надо признать,  немцы достигли многого. Конструктором В. Брее была создана крылатая ракета «Фау-1» в виде самолета-среднеплана. Стартовый вес — 2.2 тонны с боевым зарядом 1 т. На крылатой ракете стоял пульсирующий воздушно-реактивный двигатель с тягой 2.7т. Скорость – 350 км/час. Дальность полета от 240 до 370 км. Пуск производился с катапульты, работающей на перекиси водорода. Ракета имела автономную гироскопическую систему управления.

Всего по Лондону было выпущено около 10 500 ракет, из которых 2500 взорвались в городе. Первый ракетный удар по Лондону был произведен 13 июня 1944г. Для бомбардировок США немцы планировали использовать несколько вариантов, в основе которых были баллистические ракеты ФАУ-2 конструктора Вернера фон Брауна. Один из вариантов предусматривал транспортировку ракеты подводной лодкой в специальном контейнере. Около берегов США контейнер всплывал, принимая вертикальное положение, и из него стартовала ФАУ-2.

       Существовали и другие проекты. К ним относится проект австрийского ученого и конструктора ракетной техники Зенгера.

Space_Carrier_rocket_Proton-M_094426_

 

       С точки зрения концептуального моделирования основные походы к созданию немецких проектов (ФАУ-1 и проект Зенгера) крылатых ракет не были оригинальны по отношению к крылатым ракетам С.П. Королева.

После создания атомного оружия проблема доставки его на межконтинентальные расстояния встала с особой остротой. 20 мая 1954г. в Советском Союзе было принято Постановление о разработке тяжелого носителя. Конструкторским бюро С.П. Королева, С.А. Лавочкина и В.М. Мясищева были даны задания на его разработку. С.П. Королев, внимательно проанализировав результаты многолетних исследований и собственной практической деятельности по вопросам создания крылатых ракет, пришел к выводу, что для создания крылатых ракет дальнего действия с повышенной точностью необходимо решение целого ряда научно-технических задач, что затянет сроки создания. Особенно это касалось системы управления. Разработка астронавигационных систем управления летательными аппаратами находилась на начальном этапе. Он сосредоточил все свое внимание на создании межконтинентальной баллистической ракеты, будущей знаменитой «семерки».

rn-proton

 

   Необходимо отметить одну интересную деталь. Со времен войны до 1959г. использовался термин «самолет-снаряд» и только 30 октября 1959г. приказом Министра обороны СССР был введен термин «крылатая ракета».

   С.А. Лавочкин разработал проект крылатой ракеты «Буря». Всего было изготовлено 19 ракет. Первый запуск состоялся 1 сентября 1957г. 11 ноября 1959г. принимается решение  о прекращении работ по межконтинентальной ракете «Буря». Крылатая ракета «Буря»  создавалась по составной схеме. Первая ступень — ЖРД конструкции  А. Исаева, а вторая собственно крылатая ракета с воздушно-реактивным двигателем. Общий вес составлял 90 тонн, а крылатой ракеты 33 тонны. Дальность — 8 000 км. Старт происходил вертикально до высоты 17 500 м, при подходе к цели ракета поднималась на высоту 25 000 м, а затем круто пикировала на цель

К этому времени уже была создана и отработана легендарная «семерка», первые запуски которой были осуществлены 15 мая и 23 августа 1957г. с  космодрома  Байконур.

Проект крылатой ракеты КБ В.М. Мясищева так и остался проектом, и пусков ракеты не было. Проект назывался «Буран».

Таким образом, С.П. Королев, несмотря на свою любовь к крылатым ракетам, гениально предусмотрел ход развития ракетной техники. Время крылатых ракет еще впереди. Необходимо отметить, что проекты Лавочкина и Мясищева и современные «шаттлы» многое взяли от проекта Зенгера, а последний строился на принципах, разработанных С.П. Королевым еще в 30-е годы.

1 сентября 2001г. на базе Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина открылась общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Это позволит целенаправленно готовить молодежь для авиации и дальнейшего освоения космического пространства, полнее использовать для обучения накопленные достижения авиации и космонавтики.

 

 

Пшеница в космосе

Космический корабль «Союз ТМА-16»  30  сентября  2009г. стартовал на РН «Союз–ФГ» к Международной космической станции. Стыковка прошла в автоматическом режиме. Люки между кораблем и станцией будут открыты примерно через два часа. На борту «Союза» на МКС прибыли космонавт Максим Сураев, астронавт Джеффри Уильямс, а также космический турист Ги Лалиберте.

pshenitsa

 

Лалиберте объявил свое путешествие на МКС первой гуманитарной миссией на станцию: канадец намерен привлечь внимание мировой общественности к трудностям с питьевой водой на планете. Для этого он, в частности, планирует срежиссировать с орбиты шоу, которое будет одновременно проходить в крупнейших городах мира. В каждом из этих городов известные люди (артисты, певцы, музыканты) исполнят номер, посвященный проблеме питьевой воды. По словам Лалиберте, в акции уже согласились принять участие мировые знаменитости Шакира, U2, Сальма Хайек и многие другие. Ги Лалиберте известен как основатель Cirque du Solei. Стоимость полета, по неофициальной информации, составила $35 млн.

825psh

14 декабря по лентам новостей прошло сообщение, что космонавт Максим Сураев отказался избавиться от контрабандной пшеницы. Об этом сообщается в его официальном блоге.  Ранее уже космонавт писал в своем дневнике, что ему удалось провезти на борт МКС несколько зерен пшеницы. Зерна он высадил в оранжерее станции во время планового эксперимента. В результате выросло несколько крупных колосьев, фотографии которых Сураев приводит в своем дневнике.

  Позже ученые с Земли приказали вырвать побеги, однако российский космонавт этого делать не стал. «Потом мне ученые с Земли велели ее повыдергать. Простите, товарищи ученые, но я не смог! Она так классно растет!» — написал он в своем дневнике.

Исследования по созданию биологических систем жизнеобеспечения (БСЖО) живых организмов и человека в космосе начались в  середине 1960годах и конечно  эксперименты  с живыми организмами проводились на всех орбитальных станций. К  моменту прибытия на МКС  КК «Союз  ТМА -16» на станции, на установке «ЛАДА»  проводился эксперимент  «РАСТЕНИЯ-2» с высшими растениями, на борту.

image-1

Оранжерея «ЛАДА», предназначенная для экспериментов «РАСТЕНИЯ-2» с высшими растениями, на борту МКС

 

          В период с марта 2003 г. по апрель 2005 г. в оранжерее «Лада» космонавты провели пять экспериментов по культивированию генетически маркированных растений карликового гороха и получили соответственно четыре «космических» поколения. Результаты проведенной работы показали, что горох в течение полного цикла выращивания практически не отличается от контрольных образцов на Земле.

image-8-1

 

          8 марта 2010 г. 11:23:04 UTC (14:23:04 мск.) спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-16» с космонавтами Максимом Сураевым и Джеффри Уильямсом (Jeffrey Williams) совершил мягкую посадку на территории Казахстана в 57 км от г. Аркалык. Самочувствие космонавтов после приземления нормальное.  Продолжительность полета Сураева и Уильямса составила 169 сут. 04 час. 8 мин. 19 с.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий