Проект, связанный со станциями «Вояджер-1» и «Вояджер-2» по праву можно назвать одним из самых интересных и долговременных проектов исследования Солнечной системы. 20 августа 1977г. ракетой-носителем «Титан-3Е» была запущена АМС «Вояджер-2». Хотя она и имеет номер 2, однако запущена была раньше АМС «Вояджер-1». Дело в том, что для «Вояджера-1», запущенного через две недели – 5 сентября, была выбрана более «быстрая» траектория и «Вояджер-1» должен был обогнать «Вояджер-2», что и произошло 15 декабря 1977г. на расстоянии около 125 млн. км от Земли.
На первоначальном этапе полета обе станции предназначались, в основном, для изучения планеты Сатурн с пролетной траектории. Далее план предполагалось уточнять по мере полета и наличия устойчивой связи. Реализация проекта во многом была обусловлена уникальным взаимным расположением планет. Это расположение позволяло совершить подобное сверхдальнее путешествие с минимальной затратой топлива, последовательно разгоняясь в гравитационных полях Юпитера, Сатурна и Урана. Следующая столь же благоприятная ситуация создавалась не ранее 2135г.
АМС «Вояджер-1,2»
7 марта 1979г. «Вояджер-1» прошел мимо Юпитера на расстоянии 280000 км, а «Вояджер-2» прошла мимо Юпитера на расстоянии 648000 км. 9 июля 1979г. Были произведены измерения магнитного поля планеты, а также съемка облачного слоя, в особенности, загадочного образования, так называемого, Большого Красного Пятна (БКП), оказавшимся гигантским постоянным антициклоном. К особо впечатляющим открытиям можно отнести обнаруженную систему колец у Юпитера, аналогичных кольцам Сатурна. «Вояджером-1» было открыто три кольца, названных Гало, Главное и кольцо Госсамера. Ширина кольца Гало, имеющего форму бублика, составляет 22 800 км, кольцо выглядит туманным и имеет относительно слабое свечение. Наиболее ярким является одновременно и самое узкое из колец — Главное: всего лишь 6400 км в ширину при ничтожной толщине. Кольцо Госсамера является одновременно самым широким и самым разреженным — его ширина составляет 85000 км.
После совершения маневра в гравитационном поле Юпитера «Вояджер-1» вышел на траекторию полета к Сатурну.
Совершив маневр, «Вояджер-1» прошел мимо Сатурна 12 ноября 1980г. «Вояджер-2» прошел мимо Сатурна 25 августа 1981г. на расстоянии 101000 км.
После исследования атмосферы планеты, его колец и системы спутников пути АМС разделились. После маневра «Вояджер-1» покинул Солнечную систему и начал уходить на север от плоскости эклиптики (под «севером» следует понимать южный полюс Солнца). Вектор движения АМС направлен к близкой от Солнца звезде, обозначаемой AC+79 3888, расположенной в созвездии Жирафа. Окрестностей этой звезды АМС «Вояджер-1» достигнет примерно через 40000 лет, если с АМС за это время ничего не случится.
«Вояджер-2» прошел мимо планеты Уран 24 января 1986 г., а мимо планеты Нептун 24 — августа 1989г.
За обоими аппаратами «Вояджер» постоянно велось наблюдение средствами сети дальней связи.
В период с 21 по 27 февраля 1998г. слежение за КА «Вояджер-1» средствами Сети дальней связи проводилось в течение 98.7 часов. К этому времени «Вояджер-1» был на расстоянии от Земли 10.403 млрд. км, а от Солнца на расстоянии 10.399 млрд. км. Поэтому слежение проводилось с использованием антенн большого диаметра и время двустороннего прохождения сигнала увеличилось до 19 часов 16 минут.
За КА «Вояджером-2» также проводилось слежение средствами Сети дальней связи в течение 81.2 часов, из которых 40.1 час — с использованием антенн большого диаметра. Тем не менее, в ноябре связь с «Вояджером-2» была потеряна, но через некоторое время она была восстановлена. Дальнейший анализ копии памяти бортового компьютера по данным телеметрии показал, что выключения связи с платформой научной аппаратуры произошло точно по графику.
27 февраля 1998г. «Вояджер-2» удалился от Земли на 8.188 млрд. км, а от Солнца на 8.104 млрд. км. В связи с огромным расстоянием, которое проделал «Вояджер-2», время двустороннего прохождения сигнала увеличилось до 15 часов 10 минут.
Так человечество начало изучать Дальний Космос с помощью космических аппаратов и сети Дальней космической связи.
К середине 2005г. «Вояджеры» продолжали посылать сигналы на Землю почти ежедневно. Источниками питания на зондах являются радиоизотопные термоэлектронные батареи на окиси плутония. Радиосигнал проходит к Земле и обратно на зонд около суток. Благодаря усовершенствованию программного обеспечения появилась новая техника сжатия данных. Бортовой вычеслительный комплекс был перепрограммирован. В связи с обновлением техники управления полетом и новым программным обеспечениям за 27 лет численность персонала, занятого в программе, сократилась с 300 до десятка человек. Работы, проводимые зондами «Вояджер», не имеют аналогов в космических исследованиях. На начало 2005г. расстояние от Земли до «Вояджера-1» достигло 14,2 млрд. км, а до «Вояджера-2» — 11,4 млрд. км. В память о самой длительной космической миссии человечества останется знаменитое популярное семейство новых ноутбуков — «Вояджер». По сообщению печати, на конец 2005г. работа и финансирование полета «Вояджер-1», вышедшего за пределы Солнечной системы продолжаются.
24 мая 2006г., по данным А. Железнякова, Американский межпланетный зонд Вояджер-2, добрвшись вслед за Вояджер-1 до гелиопаузы — условной границы Солнечной системы, выявил непонятную неоднородность этих границ, пишет