Яндекс.Метрика

Без патента не летают даже спутники

115

24 декабря 1997г. с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» на стационарную орбиту был выведен спутник связи Asiasat-3 Спутник связи «Asiasat-3» предназначался для предоставления телекоммуникационных услуг клиентам в Юго-Восточной Азии. При этом был зафиксирован отказ разгонного блока типа ДМ. Спутник вывели,  используя  гравитационный маневр с облетом Луны.

114

Старт «Протона»

15 марта 2008г. РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» была предпринята попытка запуска американским телекоммуникационного спутника АМС-14 на стационарную орбиту, а 11 апреля корпорация SES Americom объявила телекоммуникационный спутник AMC-14 полностью потерянным. Напомним, что этот аппарат оказался на нерасчетной орбите в результате нештатной работы разгонного блока «Бриз-М» при запуске. В результате «разборок» выяснились интересные подробности запуска в 1997г. и обстоятельства, приведшие к решению завершить миссию спутника АМС -14.

И. Черный в статье «Перипетии вокруг АМС-14» («Новости космонавтики» № 6, 2008г.) так пишет об этом: «Поразительно, но попытки спасти аппарат рассыпались из-за патентных проблем и отсутствия особой заинтересованности заказчика и страховщиков».

 

В самом деле, после неудавшегося запуска SES Americom изучала все доступные способы спасения КА, в том числе с использованием гравитационного маневра у Луны, подобно тому, как это было сделано со спутником «Asiasat-3», «застрявшим» на геопереходной орбите в конце 1997г. Эксперты, по крайней мере, некоторые, считали возможным вывести AMC-14 «через Луну» на геостационарную орбиту (ГСО), где этот мощный спутник мог бы работать примерно четыре-пять лет, а может, и больше.

Однако выяснилось, что правообладателем схемы перелета на ГСО через Луну является фирма Boeing, унаследовавшая соответствующий патент от купленной ею компании Hughes! А SES Americom в настоящее время судится с «Боингом» (сумма иска около $50 млн.), и последний предложил «замять» судебное дело в обмен на разрешение использовать «боинговскую схему» перелета.

Ряд источников в аэрокосмической промышленности США заявляет, что патент является юридически ничтожным, поскольку описывает под видом «процесса» известные всем законы физики и зарегистрирован в то время, когда патентное управление было некомпетентно в вопросах, связанных с космосом.

Тем не менее, SES Americom предпочла получить страховку и отказаться от АМС-14. Страховая компания, обслуживающая SES Americom, первоначально была не в курсе возможностей спасения спутника с использованием Луны, однако не стала настаивать на проведении «спасательной операции», решив выплатить страховую премию».

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий