Яндекс.Метрика

Два письма

stantsiya-Mir

В начале 90-х годов, по словам академика РАН Ю. Семенова, идея создания МКС родилась на предприятии «Энергия». Она начала воплощаться в жизнь в 1993 г. (РГ, 24 августа 2001г.). Ю. Семеновым и Ю. Копцевым в марте 1993г. после встречи и обсуждения этой идеи с американцами было написано письмо (к сожалению, текст письма не приводится), в котором американцам было предложено объединить усилия, и Россия вошла в этот международный проект. Вероятно, это и стало основой для заключения соглашения с Америкой о космической деятельности, известное как соглашения «Гор-Черномырдин» от 2.09.1993г.

24 марта 2001г. в «Российской газете» под рубрикой «Авторитетное мнение» было напечатано открытое письмо руководителей предприятий ракетно-космической отрасли и коллегии Российского авиационно-космического агентства, в котором, к сожалению, об инициативах в начале 90-х годов руководителей ракетно-космической отрасли не упоминается.

Письмо было опубликовано на следующий день после затопления российской орбитальной станции «Мир», которую можно считать, не умоляя значения проекта «Аполлон», высочайшим достижением научно-технического прогресса ХХ века. Письмо вызывает  странное чувство. Казалось бы, технические руководители должны были  обосновать необходимость уничтожения станции ее техническим состоянием, но основная тематика письма связана с административно-политическим аспектами этого проекта. Даже первое предложение письма: «В последнее время в российских средствах массовой информации появился ряд статей, связанных с дальнейшей судьбой орбитального комплекса «Мир» создает ощущение или незнакомства с публикациями предшествующих лет, или неискренности. С 1993г. с момента подписания соглашения «Гор-Черномырдин» по созданию международной космической орбитальной станции было опубликовано несколько сотен статей и материалов о судьбе станции «Мир». Приведем конкретный пример. В «Российской газете» от 6 октября 1999г. было напечатано мнение астронавта ФРГ Ульфа Мербольда, который в 1983г. первым из иностранных астронавтов летал на американском шаттле «Колумбия». Он считает, что на станции проводятся редчайшие эксперименты. Много ценного материала и опыта дают экспедиции на «Мир» для подготовки к работе на новой международной станции. «Русские уже на протяжении 13 лет обеспечивают жизнедеятельность человека в космосе…. Подумайте только, какие за всей этой долголетней работой стоят научные открытия и ноу-хау! И мы на Западе можем за счет этого выиграть». В 2006г. в Санкт-Петербурге в издательстве «Система» вышла книга В.А. Гапонова и А.Б. Железнякова «Станция «Мир»: от триумфа до …». На с. 131 читаем: «Избавиться от ОК «Мир» — это заветная мечта американцев».  Одновременно в этой же книге читаем, что главной причиной затопления станции «Мир» явилось «отсутствие денег и, как следствие, отсутствие кораблей для продолжения эксплуатации станции».

Что касается технического состояния станции, то приведем некоторые факты. 28 августа 1990г. станцию покинул российско-французский экипаж 27-й основной экспедиции. Станция продолжала полет в автономном режиме. В конце 1999г. в течение трех суток проводилась комплексная проверка всей станции. По команде с Земли был включен бортовой компьютер, который затем включил всю систему управления, включались двигатели пристыкованного к станции грузового корабля «Прогресс», никаких сбоев и отклонений обнаружено не было  (РГ, 12 января 2000г.). На основании результатов этой проверки было принято решение запустить в апреле 2000 г. 28-ю основную экспедицию, которая проработала на станции до 16 июня 2000г. Таким образом, в июне 2000г. станция была вполне работоспособная.

Теперь обратимся к вопросу выполнения соглашения «Гор-Черномырдин». Во исполнение этого соглашения в период с 1995г. по 1998г. со станцией «Мир» было осуществлено 9 стыковок американских шаттлов (в основном летал шаттл «Атлантис»). Никаких серьезных технических проблем не возникало. 20 ноября 1998г. Россия запускает основной блок «Заря» — базовый блок новой Международной космической станции. С этого момента США резко усиливают политическое давление на Россию и ослабляют финансовую помощь по поддержанию станции «Мир». Утверждение, что станция «Мир» летала 15 лет, нельзя считать корректным. Как известно, станция к 2001г. состояла из семи блоков, но 2 блока (базовый и модуль «Квант») были запущены в 1986г. и 1987г., а такие блоки как «Кристалл», «Спектр», стыковочный отсек и модуль «Природа» были запущены соответственно в 1990, 1995, 1995 и 1996гг. О каких же 15 лет может идти разговор? В свое время в печати промелькнуло сообщение, что США были категорически против перевода модуля «Спектр», предназначенного для научных исследований и экспериментов по изучению природных ресурсов земли, в состав МКС. В этом случае резко повышалась доля России в финансовой квоте по научным исследованиям, а, следовательно, уменьшалась ее зависимость от США.

В период 1993г.-2001г. были высказаны десятки различных предложений по способам длительного сохранения станции, как в пилотном, так и в беспилотном режимах. Некоторые носили чисто «эмоциональный характер», но были и заслуживающие внимания. Например, перевод станции на высокую орбиту и длительное сохранение ее для последующих поколений. Этот метод уже отработан в космонавтике и используется для «захоронения» отработавших ядерных установок ряда спутниковых систем, в том числе спутниковой системы морской разведки.

Что касается экономического аспекта проблемы затопления станции «Мир», то о нем было написано столько и с такими загадками, что можно создать целую детективную историю. А, в общем, проблема довольно проста. По мнению многих специалистов, для ежегодного поддержания станции в рабочем состоянии требовалось от $80 до $100 млн. в год, а на борту «Мира» находилось около 11 т ценнейшей рабочей аппаратуры, стоимость которой оценивалась в несколько млрд. долларов. Таким образом, не нашлось что ли в стране суммы, равноценной запуску одной ракеты «Протон» для годичного поддержания работоспособности станции? Затопили миллиарды долларов. Самая главная трагедия заключается в другом. Для обеспечения деятельности станции «Мир» работали сотни тысяч высококвалифицированных специалистов разных уровней. В результате затопления станции многие технологии, на основании которых она была создана, были утрачены. Из-за экономического кризиса распались многие научные коллективы разработчиков. Очень много специалистов уже умерло, не передав своих знаний и опыта молодой смене. С предприятий ушли профессиональные рабочие кадры. Таким образом, ракетно-космической отрасли был нанесен непоправимый удар, от которого Россия еще долго не оправится. В вышеприведенном письме руководителей ракетно-космической отрасли не ощущается чувство тревоги за кризис в отрасли, не предлагаются пути выхода из кризиса, а просматривается озабоченность только о выполнении международных обязательств. Стоит вспомнить, что это был 2001г., когда нефтедоллары начали мощным потоком поступать в карманы наших олигархов. На Средиземноморье и в Европе десятками покупались виллы и особняки. И если бы, подписавшие это письмо с возмущением о намерении затопить станцию обратились к правительству и народу, то возможно национальное состояние и гордость (пусть даже в законсервированном виде) было бы сохранено. А уж  захоронить станцию на высоких орбитах или топить ее в океане, можно было решить через несколько лет.  Кстати, комиссия, созданная по соглашению «Гор-Черномырдин» от 2.09.1993г. прекратила свое существование 15 марта 2001г., когда судьба станции «Мир» была решена.

Что-то подобное мы уже имели в развитии ракетной техники у нас. Когда 16 июня 1942г. А. Костиков направил И.В.Сталину письмо, в котором обещал «создать новый тип специального боевого самолета без винтомоторной установки…».

Обязательство создать реактивный истребитель-перехватчик было нереальным, так как институт не имел для этого необходимой научно-технической базы, кадров (С.Королев, В.Глушко сидели в ГУЛАГе, а ряд других были репрессированы ранее). К тому же институт никогда не занимался разработкой и созданием самолетов в целом.

И. Сталин строго контролировал сроки выполнения заданий и жестко наказывал виновных. Постановлением № 5201 от 18 февраля 1944г. за невыполнение задачи создания самолета-перехватчика Ракетный институт был ликвидирован, а на его базе был создан Институт реактивной авиации. Таким образом, произошло распыление направлений ракетной техники: жидкостными ракетными двигателями и самолетами стали заниматься авиационные специалисты, пороховыми ракетами НАРКОМАТ сельскохозяйственного машиностроения, а зенитными ракетами НАРКОМАТ вооружения.

В истории бывают моменты (реперные точки), когда векторы развития резко меняют свое направление. Вышеприведенные два письма, по мнению автора, стали теми реперными точками, в которых ракетно-космиеские векторы развития были направлены резко отрицательную сторону.

(Источник инф-ции: «Военно-исторический журнал» № 2, 1996г.)

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

− 1 = 6