Яндекс.Метрика

Газодинамическая лаборатория (ГДЛ)

GDL

 

ГДЛ — первая советская ракетная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация военного ведомства, созданная по инициативе Н.И. Тихомирова в 1921г. в Москве для разработки ракетных снарядов на бездымном порохе. Частично такие работы проводились и в Ленинграде на морском артиллерийском полигоне. В своих воспоминаниях академик А.Н. Крылов писал об испытаниях пороховых (конгревовых) ракет на Ржевском полигоне еще в 1908г. В 1927г. ГДЛ полностью перебазировалась в Ленинград, где и получила свое официальное название — ГДЛ.  ГДЛ была нештатной организацией Управления военных изобретений (УВИ). Штат состоял из  200 человек. Последовательно руководителями ГДЛ были Н.И. Тихомиров, Б.С. Петропавловский, Н.Я. Ильин и  И.Т. Клейменов.  К 1933г. в ГДЛ был создан бездымный порох на нелетучем растворителе с большой толщиной свода шашек. В 1927-33гг. были предприняты пороховые старты тяжелых и легких самолетов (У-1, ТБ-1 и др.), разработаны ракетные снаряды нескольких калибров различного назначения, в частности, для вооружения самолетов. С приходом в 1929г. в ГДЛ В.П. Глушко возникают два новых направления: электрические (ЭРД) и жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) на основе азотных топлив. Впервые о возможности создания ЖРД на  двуокиси азота и бензине стало известно в 1927г.  из публикации инженера Паулета, который, якобы, создал такой двигатель еще в 1895г. в Перу. Таким образом, основными направлениями деятельности ГДЛ стали разработки боевых пороховых ракет и начало исследований  ЖРД  на азотных топливах.

3-1

В 1933г. ГДЛ перестала существовать как  отдельная организация и вошла в состав организованного в Москве Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Утверждение, что ГДЛ являлась чуть ли не колыбелью нашей космонавтики, которое особенно часто встречалось в публикациях профессора Петровича (псевдоним В.П. Глушко) в 60-х годах  и позднее, не совсем корректно с исторической точки зрения. Прорыв в космос и все первые достижения  в области полетов к  Луне, Венере и Марсу были осуществлены космическими ракетами, имевшими кислородные двигатели. А хорошо известно, что разработка кислородных двигателей была осуществлена не в русле работ В.П. Глушко в ГДЛ и позднее, а в соответствии с приказом И. Сталина  о создании первую нашу ракету Р-1 (как копию Фау-2), на которой стоял кислородный двигатель.

Большой заслугой коллектива инженеров, вышедшего из ГДЛ, является создание в рамках РНИИ знаменитой установки залпового огня пороховыми ракетами «Катюши».

О ГДЛ написано много. Обусловлено это тем, что именно в этой лаборатории начинал свою деятельность генеральный конструктор ракетостроения В.П. Глушко. В большинстве публикаций внимание акцентируется на разработке в ГДЛ жидкостных ракетных двигателей, однако, это не совсем соответствует истинному положению вещей. В ГДЛ было 5 отделов, и только один отдел занимался ЖРД. Четыре отдела занимались разработкой пороховых ракет для установки на самолетах, наземных пусковых установках и для передвижных установках в будущем гвардейских минометов «Катюша». Кроме этого, большое внимание уделялось решению проблемы производства пороховых шашек на серийных заводах. Таким образом, в ГДЛ закладывались основы будущих баллистических твердотопливных ракет. ГДЛ не случайно была переведена в Ленинград, так как именно в Ленинграде  сосредотачивались основные научно-технические организации, занимавшиеся проектированием, созданием и испытанием военно-морской артиллерии. Именно здесь, еще со времен Петра 1, в районе Охты находились пороховые и пушечные заводы. На Охтинском морском полигоне в начале прошлого века проходили испытания пороховых ракет. И ГДЛ проводила испытания своих снарядов на этом же полигоне. В связи с тем, что руководство ГДЛ И.Т. Клейменов, Г.Э. Лангемак и ряд других были репрессированы в 1937г. это направление деятельности ГДЛ не получило глубокого изучения и широкого освещения в прессе. А работы по ЖРД в ГДЛ закончились созданием ускорителя для самолетов РД-1.

Есть в истории ГДЛ и «белые пятна». В книге рассказов о В.П. Глушко «Однажды и навсегда...» под редакцией одного из ведущих специалистов фирмы В.П. Глушко, на стр. 397 читаем: «А. Б. Шершевский и его роль в разработках первых ЖРД в Германии и СССР в двадцатых и тридцатых годах представляются загадкой и ждут своего исследования. Немецкие историки, освещая начальный период развития ракетной техники в Германии, высказывают предположение, что Шершевский был агентом советской разведки...».  Несколько ранее В.Ф. Рахманин пишет, что ОРМ-14 и ОРМ-15 по своей конструкции фактически представляли копию двигателя Г.Оберта «Кегельдюзе». Эти двигатели были спроектированы А.Б. Шершевским, который до начала 1932г. работал ассистентом у Г. Оберта, а в марте 1932г. вернулся в СССР и был принят на работу в ГДЛ.

Ни в одной публикации В.П. Глушко не упоминаются ОРМ-14 и ОРМ-15. В то же время известно, что следующий двигатель ОРМ-16 выдержал более 100 огневых испытаний. О периоде жизни в Германии Александра Борисовича Шершевского нам известно по рассказу Б. Раушенбаха о его встречах в 1980-х годах с Г. Обертом.   Известно, что в Москву   в РНИИ в  1933г.  А.Б Шершевский не переехал.

«В 1931г. отвечая на запрос секретаря ГИРДа об известных ему двигателях в области ракетного дела, К.Э. Циолковский писал: «В Германии – Г. Оберт, Вилли Лей, Роберт Ладеман, А.Б. Шершевский – это большие и серьезные работники ракетного дела. И Андренко и Кондратюк заслуживают внимания». (Б.И. Романенко «Юрий Васильевич Кондратюк». – М.: Издательство «Знание», 1988).

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий