Яндекс.Метрика

Гибель первого шаттла

mys-kanaveral

В истории космонавтики мы часто сталкиваемся с мистическими совпадениями,  не находящими  объяснений.

Авария шаттла «Колумбия» произошла ровно через 45 лет после запуска первого американского спутника. Примечательно, что именно «Колумбия» была первым шаттлом, запущенным 12 апреля 1981 г. в двадцатую годовщину запуска в космос первого человека – Юрия Гагарина. И еще, как известно, в состав экипажа «Колумбии» входил первый израильский астронавт – полковник ВВС Израиля Илан Рамон. Гибель «Колумбии» произошла в небе над местечком Палестина штата Техас.

12

 Как и для всех космических катастроф, истинная причина трагедии вряд ли будет когда — либо установлена. Согласно сообщениям прессы, уже при старте 16 января 2003г. оторвавшийся кусок теплоизоляционного покрытия внешнего топливного бака  ударил по плиткам термозащитного слоя самого корабля.

Система теплозащиты (тепловое экранирование) в основном состоит из 30 922 плиток, изготовленных из кварцевого волокна.

Все плитки имеют разную форму, близкую к прямоугольнику, со средними размерами сторон 15,2 и 20,3 см. Плитки приклеиваются к верхней и нижней поверхностям аппарата. Носок фюзеляжа и передние кромки крыла, подвергаемые наибольшему нагреву, защищены углерод-углеродным материалом. Для защиты створок грузового отсека, нижней задней поверхности фюзеляжа и верхней задней поверхности крыла применяется войлочная теплоизоляция «Номекс» (Nomex). Каждая плитка спрофилирована в точном соответствии с формой поверхности шаттла. После приклеивания плиток к обшивке аппарата из легкого сплава были проведены испытания на отрыв с целью проверки прочности соединения. Плитки, не выдержавшие испытания, заменялись новыми, подвергнутыми процессу уплотнения, повышавшему прочность соединения в 3-4 раза. Поверхность плиток была обработана кварцево-аммиачной суспензией и дважды термически обработана в течение 24 ч. Такому процессу уплотнения были подвергнуты около 4 500 плиток. Затем с помощью вулканизатора, работающего при комнатной температуре, уплотненные плитки прикреплялись к обшивке «намертво», как считают эксперты фирмы «Рокуэлл». Однако процесс испытания плиток удлинил еще на несколько месяцев и без того нарушенный график подготовки «Колумбии».

Полет шаттла не предусматривал стыковку с МКС. Вызывает удивление то, что астронавты не выходили в открытый космос и не осмотрели место возможного соударения.   Наиболее вероятной причиной аварии является прогар корпуса с последующим взрывом корабля. Челнок погиб в результате катастрофического процесса горения при входе в плотные слои атмосферы. Либо произошла ошибка в траектории снижения, либо обшивка не выдержала нагрева. Отклонение от траектории снижения всего на 10 приводит к увеличению температуры поверхности корабля на 10000. А так как катастрофа произошла на самом жестком участке – «плазменном», то шансов спастись у астронавтов не было.

13

Фото астронавтов – «НК»  №  3, 2003

В этой аварии  погибли:

 

Рик Даглас Хазбанд – командир экипажа. Полковник ВВС США, 386-й

                            астронавт мира.  242-й астронавт США.

Уилльям Камерон МакКул – пилот. Капитан 2-го ранга ВМС США. 427-
астронавт мира.  269-й астронавт США.

Дэвид МакДуэлл Браун – специалист полета – 1. Капитан 1-го ранга ВМС

428-й астронавт мира.  270-й астронавт США.

Карпана Чаула – специалист полета – 2. 366-й астронавт мира 231-й астронавт
США.

Майкл Филлип Андерсон – специалист полета – 3. Подполковник ВВС США.
371-й астронавт мира.  234-й астронавт США.

Лорел Блэйр Солтон Кларк – специалист полета – 4. Капитан 2-го ранга ВМС
США. 429-й астронавт мира.  271-й астронавт США.

Илан Рамон – специалист по полезной нагрузке. Полковник ВВС Израиля.

430-й  астронавт мира. 1-й астронавт Израиля.

 

 

В средствах массовой информации 10 февраля появилось сообщение, что шаттл «Колумбия» стал разваливаться еще до входа в плотные слои атмосферы. Он начал заваливаться на левое крыло с горизонтальным вращением. К тому же автопилот был отключен.

Проведенные в июле 2003г. натурные испытания показали, что теплозащитное покрытие корабля было нарушено еще при старте. Таким образом, корабль с самого начала был обречен на аварию.

14

15

 При первом запуске «Колумбии» 12 апреля 1981г. существенной неполадкой, обнаруженной Дж. Янгом после открытия створок грузового отсека, явилось отсутствие нескольких теплозащитных плиток на гондолах двигателей орбитального маневрирования. Анализ специалистов НАСА показал, что это не критический дефект и посадка прошла благополучно. Таким образом, нарушение системы теплозащиты являлось «врожденным пороком» корабля «Колумбия». Как стало известно позднее, почти после всех полетов шаттлов от 25 до 100 плиток имели повреждения или отсутствовали. Этот же «врожденный порок» имел при «рождении» и наш «Буран». По словам С.Лескова в своем единственном полете «Буран» из ~ 30000 плиток потерял 300.

 

P.S.   Итак, 113-й полет шаттла окончился катастрофой. На выяснение причин и устранение недостатков ушло около двух с половиной лет. Кстати, после гибели корабля «Челленджер» (28 января 1986г.) до запуска следующего корабля «Дискавери» прошло тоже около двух с половиной лет, и корабль был запущен 29 сентября 1988г. 114-й старт шаттла был назначен на 13 июля 2005г. Командиром корабля стала астронавт Эллин Мария Коллинз, 4 раза побывавшая в космосе. Как известно, у числа 13 плохая репутация, поэтому после обнаружения дефекта датчика топливного бака старт был перенесен на 26 июля. За ходом старта и первым этапом полета наблюдали и фотографировали более 100 различных камер и видеоустройств. При этом было обнаружено, что от топливного бака опять оторвался кусок теплоизоляции, но он, якобы, не задел «Дискавери».

При подлете к МКС «Дискавери» был детально сфотогрофирован, для чего даже перевернулся брюхом. При этом было обнаружено 20-25 плиток теплозащиты с незначительными повреждениями. Для детального обследования шаттла дважды выходили в космос японский и американский астронавты, а ремонт проводил Стив Робинсон.

Весь полет проходил в условиях крайне высокого нервного напряжения. И, к всеобщему удовлетворению, благополучно завершился 9 августа 2005г., однако часть вопросов еще осталась нерешенной.

Проблема теплозащитного покрытия аэрокосмических аппаратов очень серьезна. В последнее время даже появляются экзотические гипотезы и идеи. Так, например, в Интернете появилось такое сообщение: «12.09.2005.  В австралийском исследовательском институте CSIRO разрабатывают космический корабль, который сможет чинить себя сам. Как сообщает New Scientist, ученые изготовили модель покрытия корабля, отдельные элементы которого используют (для взаимодействия) механизм, распространенный в колониях насекомых.   Модель состоит из 192 плиток, снабженных сенсорами и микропроцессорами. Если плитка повреждена, сообщение об этом рассылается остальным. Они, в свою очередь, принимают решение о том, как надо действовать, чтобы общая конфигурация снова стала безопасной. По словам ученых, насекомые выделяют специальные пахучие вещества — феромоны — с той же целью. У такой архитектуры есть важное преимущество перед «централизованной» системой, считают разработчики: для последней единственный удар небольшого метеорита может оказаться критическим. Напротив, чтобы «колония плиток» перестала работать, нужно вывести из строя достаточно много элементов. Исследования, которыми занимаются в Австралии, должны помочь американскому аэрокосмическому агентству создать корабль нового поколения. CSIRO и NASA сотрудничают уже несколько лет. Проект оказался в центре внимания после того, как проблемы с обшивкой сделали будущее шаттлов неопределенным».

И все-таки,  в гибели «Колумбии» есть что-то мистическое. Даже в эмблеме шаттла после его взрыва и гибели экипажа мы видим какое-то пророчество. Эмблемой стал контур орбитальной ступени. На эмблеме выгравиравоно днище «Колумбии», а имена астронавтов выписаны по краю корабля и связаны воедино с ним. Отказавшее в полете левое крыло отсечено красной линией, а в области передней кромки – огонь!

Поразительно сходство погибших экипажей «Челленджера» и «Колумбии». В обоих случаях 5 мужчин и 2 женщины. Найти настолько точное совпадение невероятно трудно. Впрочем, дата гибели «Колумбии» сама по себе уникальна. Если ее записать в обратном порядке – 3-й год, 2-й месяц, 1-й день – то она напоминает предстартовый отсчет.

Это еще раз говорит о том, что Космос полон загадок и тайн.

В апреле 2007г. НАСА сообщило, что агенство выплатило более 26 миллионов долларов родственникам астронавтов «Колумбии», погибших в результате катастрофы шаттла 1-го февраля 2003г.

16

Рисунок IAU.  Лента новостей космонавтики   7.08.2003

       Имена астронавтов, погибших 1 февраля в результате катастрофы американского космического корабля Columbia, присвоены семи астероидам, траектории движения которых вокруг Солнца лежат между орбитами Марса и Юпитера. Об этом рассказали сотрудники Центра малых планет Смитсониевской астрофизической обсерватории. Инициатива дать имена Рика Хазбэнда (Rick Husband), Уильяма Маккула (William McCool), Майкла Андерсона (Michael Anderson), Калпаны Чавлы (Kalpana Chawla), Дэвида Брауна (David Brown), Лорел Кларк (Laurel Clark) и Илана Рамона (Ilan Ramon) астероидам принадлежала Лаборатории реактивного движения в Пасадине. Предложение было поддержано Международным астрономическим союзом.  Астероиды были открыты бывшим научным работником Лаборатории реактивного движения Элинор Хелин (Eleanor Helin) 19-21 июля 2001 года в Паломарской обсерватории, находящейся близ Сан-Диего. Диаметры этих тел Солнечной системы колеблются от 4.9 км до 6.9 км. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Для справки. Номера вновь названных небесных тел в каталоге малых планет:
(51823) Rickhusband
(51824) Mikeanderson
(51825) Davidbrown
(51826) Kalpanachawla
(51827) Laurelclark
(51828) Ilanramon
(51829) Williemccool

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

6 + 1 =