В 1930-31 гг. по всей стране организовывались группы изучения реактивного движения – ГИРД. Иногда в шутку их называли группами инженеров работающих даром.
Ленинградская группа изучения реактивного движения (ЛенГИРД) была создана 13 ноября 1931г. при Осоавиахиме. Руководителем группы стал В.В.Разумов.
А 18 ноября 1931г. образована Московская группа изучения реактивного движения (МосГИРД) при Центральном Совете Осоавиахима. Ф.А. Цандер заключил договор с Центральным Советом Осоавиахима на проектирование и постройку жидкостно-реактивного ракетного двигателя для ракетоплана.
Организационно ГИРД состояла из 4-х бригад. Первой руководил Ф.А. Цандер. Она занималась ракетными двигателями ОР-1 и ОР-2 (опытно реактивные). Второй — М.К. Тихонравов, в этой бригаде разрабатывались двигатель РДА-1 для королевского ракетоплана РП-2 и ракета «05». Интересен факт, что двигатель для этой ракеты ОРМ-59 разрабатывался В.П. Глушко в ГДЛ в Ленинграде, что свидетельствует о тесных связях МосГИРД и ГДЛ и о том, что о работах Ф.А. Цандера по созданию ракетных двигателей в Ленинграде были прекрасно информированы. Третьей бригадой руководил Ю.А. Победоносцев. Она занималась газодинамическими испытаниями и разработкой воздушно-реактивных двигателей.
Ракетчики-активисты Осоавиахима
Сидят (слева направо): А. Левицкий, Н. Сумарокова,
С. Королев, Б. Черановский, Ф. Цандер;
стоят: И. Фортиков, Ю. Победоносцев, Заботин
Первые гирдовцы после исторического заседания по обсуждению договоров на создание ракетоплана. 18 ноября 1931 г. Слева направо: Ф.А.Цандер (ИАМ), Ю.А.Победоносцев, Заботин, С.П.Королев (ЦАГИ), Н.В.Сумарокова (лет. наблюдатель, Военно-воздушная академия), А.А.Левицкий (ЦАГИ), И.П.Фортиков (литератор), Б.И.Черановский (авиаконструктор)
С.П. Королев возглавлял четвертую бригаду. В основном она занималась ракетопланами. Даже неглубокий ретроспективный анализ показывает, что через 20-30 лет тематикой каждой бригады будут заниматься целые отрасли промышленности.
Первая советская экспериментальная ракета с ЖРД, созданная ГИРД (Группа исследования реактивного движения) под руководством С.П. Королева по проекту М.К. Тихонравова, получила название «ГИРД-09». Стартовый вес ее составлял 19 кг, вес топлива 5 кг, длина 2.4 м. Жидкостно-реактивный двигатель с тягой 50 кг работал на жидком кислороде, подаваемом в камеру давлением собственных паров, и отвержденном бензине, который размещался в камере сгорания. Запуск производился с вертикальных направляющих.
При первом полете 17 августа 1933г. была достигнута высота около 400 м. В 1934г. «ГИРД-09» изготавливается небольшой серией и совершает ряд успешных полетов на высоты до 1500 м. Разработка и полеты «ГИРД-09», «ГИРД-Х» и др. советских ракет явились началом практического развития отечественных жидкостных ракет.
21 сентября 1933г. появляется приказ Реввоенсовета СССР об организации на базе ГДЛ и МосГИРД Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) РККА. Руководителем РНИИ назначается И.Т. Клейменов, а его заместителем — С.П. Королев.