Ракеты известны людям давно. Уже в X-XII вв. они применялись в Индии во время осады крепостей. Тогда они выглядели в виде стрел, к которым крепилась бумажная гильза, пропитанная смолой и наполненная взрывчатым веществом.
В Еженедельнике «НЛО» № 31/2002г. опубликовано сообщение, что в архивных документах в Румынии были найдены материалы о том, что в 1555г. некто Хаас создал и запустил двухступенчатую ракету, как он называл, самодвижущееся копье. В рукописях Хааса подробно перечислены компоненты твердого топлива, которое состояло из специальной пороховой смеси. Интересно, что именно в Румынии в 20-х годах прошлого столетия Г. Оберт создает проект баллистической ракеты, которая стала прообразом современных космических ракет.
Первые русские ракеты или «ядра, которые бегают и горят» были описаны Онисимом Михайловым в артиллерийском труде «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся военной науки». Он был написан в 1607-1621гг. В 1680г. стали изготовляться фейерверочные ракеты, которые украшали любой праздник. В 1717г. на вооружение русской армии принята сигнальная ракета с высотой подъема более 1 км. В 1814-1837гг. А. Д. Засядько (1779-1837) разработал пороховые ракеты с дальностью полета до 2690 м. 1847-1871гг. — К. И. Константинов (1818-1871гг.) разработал боевые ракеты с дальностью полета до 5 км. В 1881г. Н. И. Кибальчич (1853-1881гг.) разработал проект летательного аппарата ракетного типа с пороховым двигателем для полета человека. В 1883г. К. Э. Циолковский в труде «Свободное пространство» описал межпланетный корабль с реактивным двигателем. В конце ХIХ века в связи с развитием нарезной артиллерии работы по развитию и совершенствованию ракет несколько замедляются, но с начала ХХ века в связи с идеями межпланетных полетов начинается новый подъем развития ракетной техники. На этот раз с разработкой жидкостных ракетных двигателей.
15 мая 1929г. — в СССР начаты экспериментальные работы по ракетной технике, реализующие идеи К. Э. Циолковского. В этот день под руководством В. П. Глушко была создана группа по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. Эта группа вошла в состав Газодинамической лаборатории.
17 августа 1933г. — в Советском Союзе произведен запуск первой в мире ракеты на гибридном топливе «ГИРД-09» конструкции К. Тихонравова.
25 ноября 1933г. — произведен запуск первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем «ГИРД-Х» конструкции Ф. А. Цандера.
5 ноября 1936г. — официальные стендовые испытания жидкостного реактивного двигателя ОРМ-65. ( ОРМ — опытный ракетный мотор) конструкции В. П. Глушко.
27 августа 1937г. — официальные испытания первого отечественного газогенератора конструкции В. П. Глушко.
28 февраля 1940г. — первый полет «королевского» ракетоплана РП-318-1, который пилотировал летчик В.П. Федоров. Ракетоплан был оснащен двигателем, являющимся модифицированным двигателем ОРМ- 65.
15 мая 1942г. — первый полет ракетного самолета БИ-1. Разработан А.Я. Березняком и А.М. Исаевым под руководством В.Ф. Болховитина. Самолет был снабжен жидкостно-реактивным двигателем Д-1-Ф-1100. Пилотировался летчиком Я. Бахчиванджи.
18 августа 1946г. — первая в СССР публичная демонстрация летательного аппарата в полете с работающим ЖРД. На авиационном параде в Тушино. Самолет-истребитель С.А. Лавочкина.
29 ноября 1946г. — назначение директором РНИИ (Реактивный Научно-исследовательский Институт) академика М. В. Келдыша, организовавшего деятельность института, как головного по ракетостроению.
10 октября 1948г. — в СССР успешно стартовала первая управляемая баллистическая ракета Р-1. Дальность стрельбы 300 км.
21 августа 1957г. — в СССР было проведено 1-е успешное испытание ракеты Р-7, первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.
4 октября 1957г. — модифицированным вариантом ракеты Р-7 в Советском Союзе произведен запуск первого искусственного спутника Земли.
С этой даты началась эра освоения космоса.
Базовым в ракетостроении является двигателестроение, поэтому история развития ракетных двигателей типа РД в России неотделима от истории ракетостроения. В 1929г. в СССР в Газодинамической лаборатории были начаты исследования по созданию жидкостных реактивных двигателей (ЖРД). В 1930-31гг. были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели (ЖРД): ОРМ (опытный ракетный мотор), ОРМ-1 и ОРМ-2.
В 1932г. были разработаны конструкции экспериментальных двигателей от ОРМ-4 до ОРМ-22. В 1933г. разработаны и испытаны на стенде двигатели от ОРМ-23 до ОРМ-52 включительно. Двигатель ОРМ-52 на азотно-керосиновом топливе с химическим зажиганием предназначался для ракет, морских торпед и, как вспомогательный, для самолета. Разработка ракетных двигателей типа РД в России фактически началась в 40-х годах группой инженеров-конструкторов под руководством В. П. Глушко. Надо отметить, что им соответствовала уже индексация не ОРМ, а РД (ракетный двигатель). С 1948г. началась разработка на казанском авиационном заводе мощных жидкостных двигателей для ракет-носителей. Был создан и прошел летные испытания РД-100 для внутриконтинентальной и геофизической ракеты. В 1952-53гг. разработан двигатель РД-03 для внутриконтинентальной геофизической ракеты Е-5-5. Разработка двигателей для межконтинентальных ракет началась в 1954-1957гг. Она проводилась в КБ Глушко, а затем были летные испытания ЖРД РД-107 и РД-108, соответственно, для первой и второй ступеней межконтинентальной и космической ракет. В 1957г. весь мир узнал об успешных полетах запущенной в СССР первой в мире межконтинентальной ракеты, которая вскоре вывела на орбиту первые три спутника земли. На обеих ступенях этой ракеты стояли двигатели РД-107 на первой ступени ракеты-носителя «Восток» и РД-108 на второй ступени. Основным показателем совершенства и эффективности ракетного двигателя является его удельный импульс (экономичность). Удельный импульс в пустоте двигателя РД-107 составлял 314 сек. при тяге 102 т. и давлении в камере сгорания 60 атм. Эта величина удельного импульса в те годы была на 30 сек. больше американского двигателя Н-1 того же класса тяги и работающего на том же топливе. Ракеты-носители с двигателями РД-107, РД-108 и их модификациями обеспечивали успешные полеты многих искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс, а также пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз». Модификация этих двигателей — РД-119 установлена на второй ступени ракеты «Космос» с тягой 11 т, а на первой ступени ракеты «Космос» установлен двигатель РД-214.
Двигатель РД-214 летает с 1957г. на прототипе ракеты «Космос» и относится к ранним разработкам. Этот двигатель является первым представителем серии «Космос», начиная с запуска первого искусственного спутника Земли «Космос», а 14 октября 1969г. искусственного спутника Земли «Интеркосмос». Другим примером дальнейшего развития двигателей может служить двигатель РД-111 с 4-мя качающимися камерами для первой ступени ракеты. Для ракеты-носителя «Протон» и других ракет были созданы двигатели по схеме двигателя РД-111, по которой удельный импульс повышался за счет того, что отработанный газогенератом газ дожигался в основной камере сгорания. С помощью ракеты «Протон» были выведены «Зонд-4», «Зонд-8», автоматические станции «Луна», различные искусственные спутники Земли и автоматические станции к другим планетам. В настоящее время ракетой-носителем «Протон» на коммерческой основе запускаются американские спутники. На первой ступени ракеты «Протон» установлен двигатель РД-153. В связи с тем, что ракетные двигатели типа РД, разрабатываемые в России, по своим техническим характеристикам превосходят зарубежные аналоги, они находят широкое применение. Так, 25 мая 2000г. с космодрома на мысе Канаверал был осуществлен запуск американской ракеты «Атлас-3», на которой установлен двигатель российского производства АРД-180. Этот ракетный двигатель первой ступени был сконструирован в НПО «Энергомаш». Американская компания — разработчик ракеты носителя «Атлас-3» заключила договор на поставку 18 таких двигателей для использования их в запусках своих спутников.