Яндекс.Метрика

История фотографии «Три К»

mishin

В истории советской космонавтики часто в различных источниках публиковалась фотография С.П. Королева, И.В. Курчатова и М.В. Келдыша. Эту фотографию называли «Три К». С фотографией связаны два момента, которые малоизвестны. Во-первых, на фотографии было не три человека, а четыре. Четвертым был В.П. Мишин — первый заместитель С.П. Королева, но его на фотографии постоянно «обрезали». Впервые полностью фотография была опубликована в 1990 г. Как сказал  В.П. Мишин, его «обрезали» потому, что он тогда был действующим Главным конструктором ракетостроения.

Второе обстоятельство более интересное и многие годы было засекречено. По данным газеты «Труд» от 13 апреля 2000 г. эта фотография была сделана в июле 1959 г.  в период совещания о создании ядерных ракетных двигателей. С.П. Королев прекрасно понимал и неоднократно говорил о том, что энергетические возможности пороховых двигателей и двигателей на твердом топливе достаточны для полетов ракет в пределах атмосферы. А возможности жидкостных двигателей могут  обеспечить освоение околоземного и окололунного пространства. Но для полетов к планетам Солнечной системы и далее необходима энергетика ядерных ракетных двигателей.

166

В.П.Мишин, М.В.Келдыш, И.В.Курчатов, С.П.Королев

          В начале 1946 г., когда он в составе группы наших инженеров знакомился в Германии с производством немецких ракет Фау-2, он задал вопрос одному из руководителей советского атомного проекта В. Емельянову о возможности создания в тот период энергетической установки на ядерном топливе для ракет. Тот ответил ему отрицательно. Однако Королев не оставляет проработок этого вопроса. В результате чего через 10 лет — 30 июня 1958 г. после создания своей межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, обеспечившей запуск первого искусственного спутника Земли, добивается выхода Постановления правительства о  разработке тяжелой ракеты с использованием ядерного ракетного двигателя.

30 декабря 1958г. С.П. Королев подписывает эскизный проект такой ракеты. Именно в период разработки этого проекта и была сделана фотография.

Разработка проводилась на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 июня 1958г.  ОКБ-1 были разработаны 3 варианта ракет: МРБ «ЯР-1» массой 87-100 т с дальностью 14000 км, РН «ЯХР-2» стартовой массой 850 — 880 т и массой ПГ на околоземной орбите 35-40 т, а также сверхтяжелой РН массой 2000 т и массой полного груза на околоземной орбите до 150. Ядерный ракетный двигатель предполагалось устанавливать на последних ступенях ракет. А чтобы уменьшить возможность радиоактивного загрязнения, двигатель начинал работать на высотах более 600 км. Впоследствии такой двигатель был разработан, и в период с 1978 по 1981 гг., проводились его испытания. Двигатель получил индекс РД-0410 и испытывался на полигоне в Семипалатинске в специально оборудованных шахтах под землей. Вес двигателя — около 2 тонн; развивал тягу — около 3,5 тонн при общей массе ракеты около 2 000 тонн. Однако с начала 80-х годов практического использования  ядерных ракетных установок в планах космических исследований уже не предусматривалось.

167

Двитатель РД-0410

            Согласно  «Летописи космической эры» Железнякова А.Б.:

В ОКБ-1, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 711-339 от 30 июня 1958 г., завершена разработка эскизных проектов ракет, оснащенных ядерными двигателями:

  • одноступенчатой МБР ЯР-1 дальностью 14000 км и начальным весом 87-100 т
  • двухступенчатой РН ЯХР-11, с ЯРД на 2-й ступени, стартовым весом 850-880 т и массой полезного груза 35-40 т для орбиты высотой 300 км.
  • сверхтяжелой РН стартовой массой 2000 т и массой полезного груза 150 т.

 

Все ракеты предполагалось оснастить ЯРД тягой 140 т. В качестве рабочего тела предполагалось использовать аммиак (варианты двигателей ОКБ-456) или смесь аммиака и спирта (варианты двигателей ОКБ-670). В проекте сделан вывод о нецелесообразности разработки МБР ЯР-1.

В последнее время в средствах массовой информации появилось сообщение о выходе в США книги «Проект» «Орион»: подлинная история атомного космического корабля» Джорджа Дайсона. В книге рассказывается об одном из самых секретных американских космических проектов. Суть проекта «Орион» состояла в создании тяжелого межпланетного космического корабля, который приводился в движение за счет периодических взрывов водородных бомб. Для реализации этой идеи были привлечены ведущие американские физики, в том числе и те, кто работал в рамках «Манхэттенского проекта», создавая первую атомную бомбу.

12 августа 1953 г. на полигоне под Семипалатинском была взорвана  водородная бомба. Руководил  испытаниями В.А. Малышев,  член ЦК  ВКП(б) и в ту пору министр среднего машиностроения. Как известно, создателем термоядерного заряда был  Андрей Дмитриевич  Сахаров, который тоже был на полигоне. Научным руководителем  всей атомной программы был И.В. Курчатов.  Атомный заряд весом около тонны уже летал на королевской ракете Р– 5А.  Водородный заряд был намного тяжелее, да и требование было  достичь дальности  8000 км, но в этом случае и  вес головной части увеличивался до 5.5 тонн. Эти требования  и были  поставлены перед С.П. Королевым,  В.А. Малышевым и легли в основу задания на ракету Р–7.  В своих воспоминаниях  А.Д. Сахаров («Знамя» № 10 – 12,1991г.)  пишет о том моменте времени в 1953г,  Что касается создания ядерных ракетных двигателей, то, как пишет Ю.Стависский, «После смерти Сергея Павловича Королева поддержка работ ФЭИ по ионным движетелям и «машинным» ядерно-энергетическим установкам заметно ослабла. ОКБ-1 возглавил Валентин Петрович Глушко, у которого не было интереса к смелым перспективным проектам. Созданное им ОКБ «Энергия» строило мощные химические ракеты и возвращаемый на Землю космический корабль «Буран».

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

+ 89 = 92