Яндекс.Метрика

Из космоса на парашюте

Baumgartner-reussit-son-pari

Одной из самых больших опасностей при работе космонавтов и астронавтов на орбите является быстротекущая авария МКС, при которой срочная эвакуация всего экипажа станции становится невозможной.

В связи с гибелью шаттла «Колумбия» и рядом аварийных ситуаций на МКС и кораблях «Союз» возникла проблема спасения космонавтов с использованием индивидуальных средств спасения. Именно с этих позиций следует рассматривать различные проекты парашютных средств и первые прыжки из стратосферы с парашютом.

      Прыжки из стратосферы в скафандре с парашютом позволят астронавтам получить данные, с помощью которых они смогут в дальнейшем разработать методы спасения при авариях космических кораблей и исследовательских станций. Кроме того, станет понятно, что происходит с человеком при преодолении им звукового барьера, и какие силы стратосферы действуют в этот момент.

      Но сначала обратимся к истории. 16 августа 1960г. с высоты 31 334 м. совершил прыжок из гондолы стратостата Джозеф Киттинджер. Он сразу потерял сознание из-за огромных перегрузок, но его парашютная система сработала автоматически, и он остался жив. Этот прыжок стал мировым рекордом.

    Из истории освоения стратосферы известно, что прыжок из гондолы аэростата, правда, с несколько меньшей высоты был совершен советскими парашютистами Евгением Андреевым и Петром Долговым 1 ноября 1962 г. с борта стратостата «Волга». Для Долгова этот прыжок стал последним из-за разгерметизации скафандра. Он погиб. 

dolgov

image

Стратостат «Волга»

Попытку совершить прыжок с воздушного шара предпринял в 1966г. Н. Пиантанида, однако, он погиб еще при подъеме на высоте 17,5 тыс. м.

Мишель Фурнье – 58-летний француз собирался в сентябре 2002г. совершить прыжок на парашюте с воздушного шара с высоты 40 км и в свободном полете побить 4 мировых рекорда. Для подъема на высоту 40 км Фурнье заказал воздушный шар с небольшой гондолой-капсулой в форме телефонной будки. При подъеме шар должен раздуваться и на высоте 40 тыс. м диаметр его будет равняться футбольному полю. По команде с земли Фурнье должен был покинуть кабину в космическом скафандре, который не даст ему замерзнуть и задохнуться, и начать путь к земле из стратосферы. После первых пяти километров он преодолеет звуковой барьер и достигнет скорости 1500 км/час. После 6 минут свободного падения Фурнье должен раскрыть парашют и спуститься на землю, побив при этом 4 мировых рекорда: высота подъема воздушного шара с человеком на борту, высоты прыжка с парашютом, скорость передвижения человека без помощи технических средств и продолжительности свободного полета.

        Мишель Фурнье сымитировал все ситуации, которые могут произойти при прыжке. Вплоть до потери сознания. Для этого в скафандр были вшиты различного рода датчики и камеры, а в скафандр был облачен манекен, который продули в аэродинамической трубе.

        Как стало известно, Фурнье предпринял две попытки полета, но их осуществлению помешали неблагоприятные метеорологические условия и технические проблемы с воздушным шаром. Парашютист намеревался установить рекорд в мае 2003г. А пока он продолжает тренировки.

        В числе конкурентов на прыжок из стратосферы числится 47-летняя летчица из США  Шерил Стернс, самая опытная парашютистка в мире, совершившая более 14000 прыжков, которая собиралась осенью 2003г. совершить такой же прыжок над Канадой. Кроме этого, испанец Мигель Анхель Гарсиа хотел в 2003г. прыгнуть с высоты 38 тыс. м. Эксперимент, в котором предстояло участвовать А. Гарсиа, интересен не только своим «космическим» приложением, но и изучением человека в этой экстремальной ситуации. Необходимо отметить и англичан. Энди Элсон и Колин Прескут намеревались подняться на воздушном шаре на еще большую высоту — 42.5 км и побить предыдущий рекорд по подъему на высоту на воздушном шаре. Но им, также как Фурнье, не повезло с погодой. Их полет был отложен до весны 2003г. Пока сведений об этих полетах нет.

       Неоднократно появлялись сведения о ведущейся в некоторых странах подготовке к проведению уникальных экспериментов: прыжкам с парашютом с большой высоты и полетам на воздушном шаре в стратосферу. Такого рода информация периодически поступает из Великобритании, США, Испании и Австралии. А вот из России таких сообщений не поступало и могло сложиться впечатление, что россияне не занимаются этой проблемой. Но это не так.

      Именно в нашей стране родилась идея безопасного спуска с любой высоты. В беседе  с корреспондентом РИА «Новости» российский летчик-испытатель Магомед Толбоев отметил, что в России разработано «надувное тормозное устройство» («НТУ») в научно-исследовательском центре им. Г.Н. Бабакина. Это устройство было испытано в 2000—2001гг., когда с космической станции «Мир» перед ее затоплением нужно было сбросить на Землю наиболее ценные грузы. Первый сброс в 20 кг и второй сброс в 200 кг показали надежность изобретения: грузы при приземлении не имели ни одной царапины. Суть работы системы в том, что спасаемые люди или грузы помещаются внутрь устройства, напоминающего волан, как пишет, об этом «Российская газета». Самая большая опасность при индивидуальной эвакуации с больших высот — это огромные угловые скорости, так как любой толчок может послужить импульсом для вращения, которое может раскрутить, спускающегося космонавта до очень больших скоростей. Предлагаемое устройство может сбрасываться с любых высот без опасности закручивания, и самый чувствительный объект, находящийся в волане, спускается на Землю невредимым.

  Российские ученые уже провели цикл испытаний новой системы. Одним из первых, кто оценил возможности «волана», был летчик-испытатель Магомед Толбоев, который проходил подготовку по системе «Буран». Магомед Толбоев буквально заболел идеей спасения космонавтов и прыжком из космоса на парашюте. Он даже вложил собственные деньги на научно-исследовательскую часть проекта. Проект был назван «Русской спасательной шлюпкой». Толбоев хотел продемонстрировать эффективность проекта на выставке «Гражданская авиация – 2002», но не получилось.

Проект не имеет аналогов по своей фантастичности, а самое главное, по простоте.

Как утверждает испытатель М. Толбоев, если бы в небоскребах Америки 11 сентября имелись рюкзаки с «воланом», все, находящиеся на верхних этажах, смогли бы спастись. Доказать, что это так, Толбоев готов хоть сейчас, но для этого надо прыгнуть с «космических высот». Однако осуществление проекта тормозится экономическими факторами.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий