Яндекс.Метрика

Как зарождался «Буран»

antonov-an-225-mriya-6267

17 февраля 1976г. принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №132-51 «О создании многоразовой ракетно-космической системы «Рассвет» (позднее «Энергия») и пилотируемого КК «Байкал» (позднее «Буран»). В ряде источников есть и другое раскрытие наименования этого Постановления ЦК КПСС и СМ СССР: «О создании МКС (Многоразовой космической системы) в оставе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительных комплексов и других наземных средств, обеспечивающих  выведение на северо-восточные орбиты  высотой 200 километров полезных грузов массой  до 30 т и возвращения с орбиты грузов с  массой до 20 тонн».

Говорят,  Бог любит троицу.  История создания трех сверхтяжелых ракет — «Сатурн-5», Н-1 («Наука–1»)  и «Энергия» еще ждет своего  исследования.  Все три ракеты летали,  все они  предназначались для вывода на околоземную орбиту полезной нагрузки около 100 –140 т и все они оказались невостребованными. Почему? Может быть, они обогнали свое время, а может быть, это был тупиковый путь развития космических полетов с использованием  химического топлива?  Время даст ответ.

После четвертого неудачного запуска ракеты «Н-1» 23 ноября 1972г. перед военно-политическим руководством СССР встал вопрос, что делать дальше. Согласно Б.Е. Чертоку, в узком кругу было созвано совещание, на котором Д.Ф. Устинов, М. Келдыш и ряд политических руководителей военно-промышленного комплекса высказались, что Луной заниматься после полета американцев нет смысла. До полетов на Марс еще далеко, а  американцы активно разрабатывают многоразовую транспортную систему для полетов в околоземном пространстве. Совещание приходит к  мнению, что целесообразно, продолжая работы по орбитальным станциям (в полете первые станции «Салют»), приступить к разработке  многоразовой транспортной космической системы подобной американской. Вероятно, именно на этом совещании было то выступление М.В. Келдыша, о котором В. Ходаков рассказал  в интервью, опубликованном 4 сентября 2003г. в еженедельнике «24 часа». На вопрос корреспондента, поддерживал ли Главный теоретик космонавтики идею создания российского корабля многоразового использования «Бурана», В. Ходаков ответил, что «не только поддерживал, но и выступал за строительство не маленького, как предлагали вначале представители ВВС, а большого корабля. В 1974г., если память не изменяет, состоялось секретное совещание. «Шаттлы имеют возможность осуществлять боковой маневр, смещая орбиту на 2000 км, — негоромко и спокойно говорил академик. – Это значит, что в зоне его охвата могут оказаться все наши промышленные центры и, конечно же, Москва. Следовательно, у нас должен быть корабль, имеющий аналогичные возможности».  Но сначала надо было прекратить работы по «Н-1».

137

138

«Энергия» и «Буран» на старте. Фотохроника ТАСС

 

140

Баллистическая схема полета «Бурана»

140a

Выведение «Бурана» на ракете-носителе

141

142

 Спуск и посадка «Бурана»

(«Земля и Вселенная», 1989, №2, с. 3-10)

143

«Буран» после приземления. Фотохроника ТАСС

 В книге «Мировая пилотируемая космонавтика» (М., 2005г.) говорится об одном из поводов создания системы «Буран» как противодействие атаке из космоса шаттлов. При описании различных вариантов полета первого шаттла «Колумбия» был, в частности, опубликован такой сценарий. Немедленно после выхода на полярную орбиту с Вандерберга орбитальный корабль сближается с военным спутником, проводит его дозаправку топливом, тут же сходит с орбиты и в конце первого витка выполняет посадку опять, на Вандерберге.

Этот цирковой номер был неосуществим: на сближение, соединение с целью, ее обслуживание и отход выделялось всего лишь 40 минут. Но тогда для чего МО США нужен был полет с Ванденберга с посадкой после одного витка? Только ли для запуска новых спутников-разведчиков? Этот виток проходил над западными районами СССР, так что напрашивался иной ответ: шаттл может произвести неожиданную атаку ракетой класса «космос-Земля»!

На самом деле все было проще: посадка корабля по окончании 1-го витка предусматривается и сегодня при отказе маршевого двигателя. Но поразительно не то, что описанный сценарий всерьез изучался советскими аналитиками. Поразительно принятое после его отправки «в верха» решение: вместо того, чтобы принять необходимые меры контроля и противодействия атаке из космоса…... сделать советский аналог щаттла – систему «Буран»!

Некоторые авторы утверждают, что в 1985г. шаттл и правда сделал «нырок» над Москвой до высоты 80 км. Обсуждать техническую осуществимость и степень риска снижения до такой высоты с последующим возвращением на орбиту мы не будем. Отметим лишь, что в 1985г. корабль проходил над Москвой лишь в двух  полетах: 51-В в апреле-мае и 61-А в октябре-ноябре, когда наклонение орбиты было 570. Но оба эти полета проводились по гражданской программе с лабораториями «Спейслэб» на борту и какой-либо тайный «нырок» был совершенно исключен.

Возможно, первоисточником легенды о «нырке» было аварийное выведение на очень низкую орбиту 29 апреля 1985г. – хотя в этом полете «Челленджер» не поднимался севернее Харькова, — а затем разработчики использовали это событие как обоснование необходимости продолжения программы «Буран».

Дальнейший ход событий показал, что, учитывая близкие отношения  В.П. Глушко с Д.Ф. Устиновым, именно В.П. Глушко поручают очистить производственные мощности сотен организаций от работ по «Н-1» и подготовить их к работе по другой теме. 21 мая 1974г.  выходят два документа. 1) Постановление о создании на базе ОКБ С.П. Королева и ОКБ В.П. Глушко мощной организации НПО «Энергия». 2) Приказ министра о назначении В.П. Глушко генеральным конструктором. Почему 66-летний главный конструктор двигателей согласился возглавить эту организацию, свое мнение высказал Б. Черток («Ракеты и Люди. Лунная гонка.» М.: Машиностроение,1999г. стр. 471): «в историю  техники должны войти такие ракеты и двигатели, чтобы ни у кого не возникло сомнений относительно главного создателя. Как сегодня никто не сомневается в том, что  главный конструктор Р-7 и корабля «Восток» – Королев».

После своего назначения  В.П. Глушко обещает в кратчайшие сроки представить план дальнейшего развития космонавтики. Но начинает он с выпуска 24 июня 1974г. приказа о полном прекращении работ по «Н-1» и уничтожении задела. 13 августа 1974г. на расширенном заседании, которое ведет член Политбюро и министр обороны Д.Ф. Устинов, центральным предложением было создание сверхмощной ракеты, способной  выводить на  околоземную орбиту 240 тонн («Сатурн-5» выводила около 140). Создается впечатление, что или В.П. Глушко не знал о принятом решении или решил его проигнорировать. Однако министр общего машиностроения Афанасьев прямо сказал, что была поставлена задача создания многоразовой космической системы.
В.П. Глушко, запретив работы по королевской «Н-1», вынужден был серьезно заниматься работой по пилотируемым станциям, начатой при С.П. Королеве и продолженной  В.П. Мишиным. Продолжалась программа АМС  на  Луну.  Известно, что В.П. Глушко принял новое назначение, руководствуясь желанием поставить победную точку в своем давнем споре с С.П.Королевым по поводу конструкции «лунной» ракеты и взять реванш, войдя в историю, как создатель лунной базы. Поэтому создание системы «Энергия-Буран» с самого начала определялось противоборством двух противоположных тенденций: с одной стороны партийное руководство требовало копирование «Шаттла» с целью снижения технического риска, сроков и стоимости разработки (вспомним метод Сталина – копирование Фау-2), а с другой – желание В.Глушко сохранить унифицированные РН РЛА.

Вопрос создания  многоразового комплекса затягивался, так как без авиационной отрасли его нельзя было решить, да и официального постановления о прекращении работ по «Н-1» еще не было.  Только 17 февраля 1976г. выходит Постановление о прекращении работ по «Н-1», и выходит другое Постановление «О создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов до 20 тонн».

Судьба опять несколько изменила намерения В.П. Глушко. Даже в заголовке постановления ракете отводится обеспечивающая роль. Сейчас, вспоминая проект   «Буран-Энергия», больше говорят о  «Буране» и его главном конструкторе Г. Лозино-Лозинском, чем о сверхтяжелой ракете «Энергия».

В заключение можно отметить, что в декабре 1991г. после упразднения Министерства общего машиностроения и образования Российского космического агенства было прекращено финансирование всех работ, а задел законсервирован, и только в 2002г. было выпущено распоряжение Росавиакосмоса об утилизации материальных остатков программы.

В разработке МТКС «Энергия-Буран» участвовало 1206 организаций и предприятий, более 100 министерств и ведомств. За 18 лет над проектом работало более 1 млн. человек и было израсходавано 16.4 млрд. рублей.

Прошло  немного более 30 лет, как началась  работа  над «Бураном», и 20 декабря 2007г. глава Роскосмоса А. Перминов заявил, что в возобновлении программы строительства космических кораблей многоразового использования «Буран» нет необходимости, «Программа «Буран» возрождаться не будет. Это тот же шаттл, который показал свою бесперспективность, затратность и, самое главное, низкую надежность.

Может быть, это и так, но проекты «Н-1» и «Энергия – Буран» были  основой корпорации передовой высокотехнологической  индустрии.  Ликвидированные корпорации   могут создать только такие как С.П.Королев, а таких пока нет.

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий