18 марта 1980г. при подготовке к запуску спутника радиотехнической разведки «Икар», выводимого на орбиту ракетой-носителем «Восток» произошел взрыв, вызвавший пожар. В результате погиб почти весь пусковой расчет — 48 человек. В ходе расследования, произведенного специальной комиссией, в аварии были обвинены военные. Ввиду секретности запуска в печати тогда о происшествии ничего сообщено не было. Все погибшие были похоронены на территории полигона.
Следует сказать, что подготовка носителей к пуску — это сложнейший комплекс операций, зачастую проводящийся не автоматически, а вручную. Так было в 60-80 гг., так происходит и сейчас. При авариях ракет обычно выдвигается три предполагаемых виновника — конструкторское бюро, завод-изготовитель и те, кто осуществляет запуск. Если ракета данной серии запускалась уже многократно, то конструктор всегда отрицает свою вину. А для того, чтобы доказать вину завода-изготовителя нужно иметь в руках «металл». Однако при авариях космической техники, так же как и при авиакатастрофах, этого-то «металла» обычно и нет. Да и по телеметрическим данным не всегда удается установить момент и место процесса, приводящего к аварии. Вот и получается, что вина почти всегда падает на пусковой расчет — на военных. Так случилось и в 1980г.
7 апреля 2000г. на телеканале НТВ была передача о журналистском расследовании этой страшной катастрофы. Виновным был назван главный конструктор. Эта история имела продолжение. 1 марта 2005г. на сайте А. Железнякова читаем: «Верховный суд России во вторник оставил в силе решение Мосгорсуда, обязывающее телекомпанию НТВ опровергнуть сведения о виновности главного конструктора Конструкторского бюро общего машиностроения Владимира Бармина в катастрофе в Плесецке в 1980г. при запуске ракеты. Эти сведения были распространены в передаче телекомпании «Независимое расследование с Николаем Николаевым».
Судебное заседание проходило в закрытом режиме в связи с тем, что дело содержит секретные сведения.
Представитель компании НТВ просил суд отменить решение Мосгорсуда, поскольку, по его мнению, не привлечен к ответственности автор передачи — Николаев. Кроме того, при повторе программы заявитель Игорь Бармин (сын Владимира Бармина), генеральный директор и генеральный конструктор КБОМ, выступил в передаче с ответным словом. Об этом сообщает РИА «Новости».
Вскроем причину происшедшего. В системе военно-промышленного комплекса существовало положение, согласно которому после принятия ракеты на вооружение по так называемым «карточкам разрешения» (КР) или «Извещениям на изменения», конструкторы могли изменять технологию изготовления или конструктивные элементы отдельных узлов. Зачастую это делалось под предлогом улучшения или рационализации (за рацпредложения хорошо платили). Вот и в случае с носителем «Восток» произошло то же самое: главным конструктором было выпущено извещение на изменение припоя. Однако измененный припой активно взаимодействовал с перекисью водорода — одного из компонентов топлива. Это и послужило причиной аварии. Через год ситуация повторилась. Однако тогда, к счастью, начало процесса было вовремя замечено и катастрофу удалось предотвратить.
Но в 1980г. виновным оказался погибший пусковой расчет. Лишь через 20 лет это обвинение было официально снято и названа истинная причина катастрофы.
18 марта в 8 часов 50 минут на космодроме Плесецк ежегодно проходит траурный митинг, посвященный гибели военнослужащих-испытателей ракетно-космической техники.