Яндекс.Метрика

Катастрофа на мысе Канаверал

mys-kanaveral

История космонавтики изобилует странными совпадениями. Именно при календарном подходе, используемом в этой книге, совпадения эти видны особенно явственно.

От трагедии 1967 г. трагедию 1986-го на мысе Канаверал отделяет 29 лет и один день.

28 января 1986г. при очередном запуске корабля многоразового использования с орбитальной ступенью «Челленджер» на границе атмосферы и космоса произошел взрыв. Погиб весь экипаж.

«Челленждер» был одним из существовавших на то время многоразовых космических кораблей, составлявших ракетно-космический комплекс «Спейс Шаттл» («Космический челнок»). Кроме «Челленджера» в комплекс входили корабли «Колумбия», «Дискавери» и «Атлантис». После гибели «Челленжера» его заменил «Эндевоур».

«Спейс Шаттл» представляла собой систему транспортных космических самолетов, обеспечивающую доставку на околоземную орбиту и снятие с орбиты космических объектов, а также для осуществления ремонта объектов прямо на орбите. По сути дела, «шаттл» представляет собой орбитальный самолет с грузоподъемностью около 30 тонн, экипажем в 7-8 человек и длительностью пребывания в космосе около недели. Система запуска обеспечивается большим внешним баком с жидким топливом и двумя дополнительными твердотопливными двигателями- ускорителями, которые работают лишь на начальном участке полета. После окончания работы твердотопливные ускорители отделяются и спускаются на парашютах, а сам самолет-челнок продолжает полет, но уже в космосе. После полета «шаттл» подобно самолету совершает посадку на специальный аэродром.

Таким образом, единственным одноразовым элементом является топливный бак, который отделяется незадолго до достижения орбиты и затем разрушается в плотных слоях атмосферы.

122-1

Джудит Резник и Шарон Криста Маколифф и пятеро мужчин: Фраэнсис

Скоби, Майкл Смит, Грегори Джарвис, Эллисон Онидзука  и Рональд Макнэйр.

      Масса «шаттла» на старте составляет 2000 т в основном за счет топлива. Масса орбитальной ступени — около 115 т.

Начиная с 1983г. и до своей гибели, «Челленждер» совершил девять полетов. В роковой десятый полет на борту «Челленджера», по одним данным, находился спутник, предназначенный для изучения приближающейся к Солнцу кометы Галлея, а по другим данным — военные спутники.

В тот трагический день, на 73-й секунде полета, на высоте 15 км, взорвался один из твердотопливных ускорителей. Рядом находился топливный бак с жидким кислородом и жидким водородом. Мгновенно образовался огненный факел. Обломки корабля и стартовых двигателей на глазах наблюдавших за стартом с мыса Канаверал и миллионов телезрителей рухнули в Атлантический  океан.

123-1

Тот полет «Челленждера» для Америки был особенным. На борту корабля находилась школьная учительница Шарон Криста Маколифф, которая должна была вести для школьников страны телевизионные уроки по астрономии из космоса.

Причина аварии выяснялась долго, но, как всегда при космических катастрофах, оценена неоднозначно. Были подозрения и на сварку корпусов твердотопливных ускорителей и на трещины в твердом топливе, и на многое другое.

Еще в 1983-84гг. американские специалисты предсказали, что катастрофа с шаттлом может произойти с вероятностью 1/35 по вине твердотопливных ускорителей. В общем-то, это подтвердилось.  В ночь перед стартом была низкая температура, и вся ракета покрылась сосульками, что, вероятно, привело к снижению температуры смесевого топлива в ускорителях, что могло вызвать аварию. С 1984г. были отмечены случаи повреждения кольцевых уплотнений в стыках между секцией ускорителей. Наиболее серьезное повреждения возникали тогда, когда старт проводился в холодное время. Вечером 27 января представители фирмы Morton Thiokol, разрабатывавшей твердотопливные ускорители шаттла, отказались поставить подпись под допуском корабля к старту. Неизвестно, как такая холодная погода повлияет на безопасность запуска. Представители фирмы настаивали, чтобы запуск не производился при температуре ниже 11,70С. Если бы они настояли на своем, то аварии могло бы не быть. Однако в ночь на 28 января под давлением представителей Центра Маршалла руководство этой фирмы дало согласие на запуск. 28 января экипаж «Челленджера» садился в корабль в перчатках, настолько там было холодно. Ровно в 11:38 по местному времени система шаттл стартовала. Замерзшие уплотнители работали неудовлетворительно, и из стыка хвостовой и второй секции правого ускорителя пошли клубы серого дыма. На 59-й секунде в момент максимального скоростного напора из стыка начало бить пламя. Факел пламени оказался направленным в сторону стенки водородного бака. На 65-й секунде началась утечка водорода. На высоте 14 километров на 73-й секунде полета оторвалась стойка крепления правого ускорителя, снесла правое крыло «Челленджера» и пробила кислородный бак, после чего произошел взрыв. Целый час обломки корабля падали с неба. Через 25 секунд после катастрофы кабина с семью астронавтами поднялась на высоту 20 километров и в течение еще 140 секунд падала в океан. Именно из-за удара о его поверхность со скоростью 93 м/сек экипаж погиб.

28 января 1986г. руководители НАСА рассчитывали отметить, как бы серебряный юбилей, челночные корабли отчаливали в небо в 25-й раз. Для «Челленджера» это был вдвойне памятный полет, ибо в этот день ему предстояло взлететь в космос в десятый раз. В свои предыдущие полеты он доставил на орбиту первую американку, именно из «Челленджера» вышли астронавты в открытый космос и впервые перемещались там с помощью автономных ракетных двигателей. Этот «челнок» впервые доставил  на Землю с орбиты вышедший из строя спутник.

На «Челленджере» погибло семеро астронавтов: две женщины — Джудит Резник и Шарон Криста Маколифф и пятеро мужчин: Фраэнсис Скоби, Майкл Смит, Грегори Джарвис, Эллисон Онидзука  и Рональд Макнэйр.

Пусть память об этих американских астронавтах навсегда останется в списках первых героев космоса, отдавших свои жизни во имя прорыва человечества в неизвестность.

124

         На заупокойной службе по случаю гибели экипажа «Чэлленджера» в Хьюстоне. Слева направо: Дшун Скоби, жена командира корабля Фрэнсиса Скоби; Нэнси Рейган; Президент Роналд Рейган; Джейн Смит, жена пилота

       29 января 2009г. в штаб-квартире NASA, а также во всех центрах аэрокосмического ведомства прошли мероприятия, посвященные памяти астронавтов, погибших при освоении космоса. На траурных собраниях кроме сотрудников агентства присутствовали родственники погибших, их коллеги по корпусу астронавтов, представители федеральных и региональных властей, журналисты.
Траурная церемония прошла на Арлингтонском кладбище, где погребены многие из погибших американских астронавтов.

125-1

День памяти астронавтов ежегодно проходит в последний четверг января и связан с тремя самыми трагическими датами в истории американской пилотируемой космонавтики. Как известно, 27 января 1967 г. во время пожара на мысе Канаверал погиб экипаж космического корабля Apollo-1, готовившийся к полету в космос. 28 января 1986 года вскоре после старта взорвался корабль многоразового использования Challenger. А 1 февраля 2003 г. при снижении в атмосфере Земли потерпел катастрофу шаттл Columbia. В этих трех авариях погибли 17 астронавтов.   Стоит отметить, что в День памяти американцы вспоминают не только своих погибших сограждан. Все эти годы вместе с ними отдается дань уважения и нашим соотечественникам: Владимиру Комарову, Георгию Добровольскому, Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву, также погибших во время катастроф космической техники.  Полеты «шаттлов» были возобновлены лишь спустя полтора года, когда 29 сентября 1988г. с мыса Канаверал стартовал  шаттл «Дискавери».

Как известно, крупные катастрофы не проходят мимо внимания астрологов. И в данном случае появились сообщения, что знаменитый французский астролог 16 века Мишель Нострадамус предсказал, что «девять человек, направленных к небесам, взметнутся вверх, но тот час же падут вниз из-за ошибки, совершенной мудрецами...». Оставим на совести журналистов интерпретацию предсказания Нострадамуса.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий