Яндекс.Метрика

Космический корабль многоразового использования «Буран»

400528-serjio-serjik

15 ноября 1988г. состоялся пуск универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с орбитальным кораблем многоразового использования «Буран». Первый испытательный полет «Бурана» проходил без экипажа, в автоматическом режиме. Ракетой-носителем «Энергия» «Буран» был выведен на высоту 150 км, с которой, с помощью маршевых двигателей, вышел на орбиту со следующими параметрами: высота в перигее 251.6 км, высота в апогее 265.7 км.

Находясь на орбите, «Буран» совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел автоматическую посадку на специально подготовленной полосе на космодроме Байконур. Посадка прошла блестяще, хотя садился «Буран» в условиях почти ураганного ветра. Это был первый в мировой практике опыт посадки корабля многоразового использования в автоматическом режиме.

  Длина орбитального корабля «Буран» — 36.4 м, размах крыльев — около 24 м, высота на стоянке — 16.5 м. При общей стартовой массе до 105 т корабль способен вывести в грузовом отсеке полезный груз массой до 30 т на опорную круговую орбиту высотой 250 км. Максимальная продолжительность автономного полета (вне состава орбитальных комплексов) составляет 7 суток.

  Принятая конструкция теплозащиты предусматривает установку, в общей сложности около 39 тыс. плиток (стоимость каждой плитки по ценам того времени 500 руб.), изготовленных по специально разработанным технологиям, с учетом конкретного места их установки на корпусе корабля.

  Особо стоит остановиться на программном обеспечении. Вычислительный комплекс корабля «Буран» имел программное обеспечение с более чем 3000 алгоритмов, реализовывал более 6000 команд и контролировал более 5000 параметров.

  Руководили работой над созданием космического самолета (сотрудничество вели сотни коллективов) Генеральный конструктор, академик В.П. Глушко, председатель Госкомиссии В. Догужиев, главный конструктор орбитального корабля «Буран», член-корреспондент АН Ю. Семенов, главный конструктор универсальной ракетно-космической транспортной системы Б. Губанов, главный конструктор наземного комплекса академик В. Бармин, главный специалист Министерства обороны СССР по многоразовым системам генерал-полковник А. Максимов, начальник испытательного управления космодрома В. Гудилин. Эти имена приведены в статье «Земля — транзитом» в журнале  «Огонек» № 50. 1988г. Проходит 13 лет, и 4 ноября 2001г. на похоронах академика Г.Е. Лозино-Лозинского именно его называют Главным конструктором «Бурана». Не хотелось, чтобы с авторством «Бурана» повторилась история авторства «Катюши».

89v2

Ракетно-космическая система «Энергия — Буран» на стартовой позиции.
2. Посадка — «Бурана» на космодроме Байконур. Первые снимки

Принятая конструкция теплозащиты предусматривает установку, в общей сложности около 39 тыс. плиток ( стоимость каждой плитки по ценам того времени 500 руб.), изготовленных по специально разработанным технологиям, с учетом конкретного места их установки на корпусе корабля.

К сожалению, с началом перестройки и в связи с прекращением финансирования, работы по проекту «Буран» были прекращены. Именно прекращены, так как никогда и никем решение о закрытие проекта не принималось. Жизнь решила по-своему. 12 мая 2002г., ровно день в день и час в час через 15 лет после посещения Байконура М.С.Горбачевым (12 мая 1987г.) и первого пуска ракеты «Энергия» (15 мая 1987г.) обрушился монтажный корпус, в котором находился летавший «Буран» и отдельные элементы ракеты «Энергия».

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий