Яндекс.Метрика

Космический Петербург

Peterburg

Музей ГДЛ был открыт 12 апреля 1973г. в Ленинграде в Иоановском равелине  Петропавловской крепости. Позднее его стали называть Музеем космонавтики. Действительно, основная часть экспозиции посвящена деятельности ГДЛ, один из отделов которой находился там в 1932-33гг. При этом основное внимание уделяется деятельности В.П. Глушко. А остальная часть экспозиции посвящена пилотируемым полетам. К сожалению, в музее фактически не освящена деятельность петербургских академических, научных, военных и производственных организаций, которые в течение 300 лет принимали участие в разработке ракетного вооружения (порохов), а в ХХ  веке ракетно-космической техники.

В Санкт-Петербурге все основательное и долговременное связано с именем Петра I. Именно при нем на западных окраинах было положено начало строительству Охтинского порохового завода и морского артиллерийского полигона на Ржевке, на котором инженеры ГДЛ отрабатывали первые пороховые снаряды – прообразы снарядов для миномета «Катюша».

В Санкт-Петербурге – Ленинграде с его более чем 100 академическими и научно-исследовательскими институтами сосредоточен гигантский научно-технический потенциал, который позволял ему в течение 300 лет и позволяет сейчас решать все задачи научно-технического прогресса. Если в начале ХХ века научно-технический прогресс определяло военное кораблестроение, центром которого являлся Санкт-Петербург, в середине столетия — атомная энергетика, которая тоже начала развиваться в С.- Петербурге, то в конце века – космонавтика. Если бы можно было снять завесу секретности, то оказалось, что почти все НИИ и крупные предприятия Ленинграда напрямую или по кооперации были связаны и участвуют сейчас в ракетно-космических программах. В небольшой статье невозможно описать обо всех, кто в С.- Петербурге работал и работает на космос, поэтому ограничимся перечнем небольшого количества организаций, принимавших участие в разработке ракетно-космических программ.

О роли Ленинграда в освоении космоса хорошо сказал В.П. Глушко в своей книге «Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР». – М.: «Машиностроение»,1981г.

«Ленинград является не только колыбелью революции, но и колыбелью отечественной ракетной техники. Здесь родились ракеты Картмазова, Засядко, Шильдера и Константинова на дымных  порохах, затем проекты Кибальчича, Федорова, работы Мещерского, Поморцева, Граве, Рынина, Перельмана, Разумова (ЛенГИРД). В этом городе впервые были опубликованы классические исследования Циолковского. Здесь развернула свою работу Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) – первая в мире государственная организация по разработке ракет и ракетных двигателей на бездымном порохе и жидком топливе».

4-1

   «Арсенал» (ЦКБ-7 им. М.В. Фрунзе).  Ленинградский завод «Арсенал» ведет свое начало от артиллерийских заводов позапрошлого века. На этом заводе создавались самые современные автоматические и полуавтоматические морские артиллерийские установки. Имея большой опыт работы с порохами, в конце 50-х годов «Арсенал» выступил с предложением по разработке твердотопливных ракет для подводных лодок. В 1958г., согласно Постановлению СМ и ЦК КПСС в ЦКБ-7 завода под руководством главного конструктора П.А. Тюрина, начал проектироваться и создаваться первый комплекс баллистических ракет с твердым топливом. Однако работы были вскоре остановлены, и ЦКБ перешло на работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты на твердом топливе РТ-2  С.П. Королева. И только после создания этой ракеты «Арсенал» снова возвращается к твердотопливной ракете для подводных лодок. В 1976г. в нашей стране осуществляется первый пуск твердотопливной ракеты Р-31 комплексного ракетного оружия Д-11 из лодки, находящейся в подводном положении. К сожалению, инициатива ленинградцев по продолжению работ с этим типом ракет для подводных лодок не была поддержана.

В 60-е годы КБ «Арсенал» создает космические аппараты морской разведки и целеуказания и космические аппараты радиотехнической разведки. Таким образом, ленинградский «Арсенал» внес значительный вклад в развитие ракетной и космической техники. В ЦКБ создан музей завода, которым последние годы жизни руководил П.А. Тюрин.

В настоящее время в конструкторском бюро «Арсенал») имени Фрунзе разрабатывается новый научный проект «Нуклон» для изучения космических лучей высокой энергии.

Государственный институт прикладной химии (ГИПХ). В 1949г. ГИПХ был определен как головной институт по разработке ракетных топлив. В соответствии с приказом И. Сталина о создании ракеты Р-1 в полном соответствии с ракетой Фау-2 Вернера фон Брауна ГИПХ расшифровал топливо немецкой ракеты. В это же время немецкое топливо «тонка-250» было воспроизведено под шифром ТГ-О2 (топливо ГИПХа-О2). Это топливо в сочетании с азотнокислыми окислителями широко использовалось в тормозных двигателях А. Исаева. В ГИПХе было разработано топливо для ракеты «Протон» НДМГ (несимметричный диметилгидрозин). Более 100 рецептов топлива было исследовано для ракеты Р-7. А вот с созданием смесевого топлива ГИПХ потерпел неудачу. 12 апреля 1994г. в ГИПХе был открыт музей космонавтики.

 

Физико-Технический институт  АН СССР. После запуска первого спутника Земли основной проблемой, с которой столкнулись Вернер фон Браун и С.П. Королев, стала проблема теплозащиты возвращаемых аппаратов. В результате глубоких исследований и длительных испытаний были выбраны абляционные покрытия, рассчитанные на 7– 10 градусов. На земле эти покрытия испытывали в струях  ЖРД, а при натурных испытаниях на головных частях  баллистических ракет Р-7 в (СССР) и «Титан-1» в (США). В СССР теплозащитные покрытия этого типа были созданы в середине 50-х годов специалистами ленинградского Физтеха во главе с Ю.А. Дунаевым (1914-1974г). Это покрытие называют «обмазка Дунаева» и оно используется до сих пор.

 

Ленинградское ВНИИ телевидения. Одной из первых задач по освоению Луны была задача фотографирования ее поверхности, в том числе ее обратной стороны. В конце 50-х годов система доставки на Землю отснятых материалов с космических аппаратов и спутников только начинала отрабатываться, поэтому для фотографирования обратной стороны Луны был предусмотрен метод телевизионного фотографирования с последующей передачей сигналов на Землю. Метод был разработан в Ленинградском ВНИИ телевидения. Он позволил СССР первым сделать снимки обратной стороны Луны, за что С.П. Королев и его сподвижники были награждены тысячью бутылок французского шампанского, которое французский винодел пообещал тем, кто сфотографирует обратную сторону Луны. Во ВНИИ телевидения создан очень хороший музей космонавтики.

 

Ленинградский Государственный Политехнический институт. Одной из серьезных задач при обеспечении посадки кораблей «Восток» является контроль особо важных данных (пульса и частоты дыхания космонавта, момент включения и работы тормозного двигателя и др.). Для этого была создана простейшая телеметрическая система «Сигнал». В ОКБ Ленинградского Политехнического института под руководством главного конструктора Т.Н. Соколова на базе этой телеметрической системы и ЭВМ «М-20» было разработано устройство для оперативной и своевременной передачи на борт космического корабля сигнала на торможение.

В ОКБ была в 1965 году разработана система дистанционного контроля и запуска твердотопливных ракет РТ-2 из шахт. Система позволяла обеспечивать контроль и запуск ракет из центрального пункта управления, находящегося в Москве.

 

Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). Стартовая система ракеты Р-7 предусматривала не установку ракеты на пусковом столе, а подвеску за опорный узел, к которому крепились «боковушки». При старте фермы расходились, и ракета свободно стартовала. Чтобы отработать и проверить функционирование стартового комплекса в цехе ЛМЗ, где раньше собирались корабельные орудийные башни, было сделано углубление и смонтировано пусковое устройство. В пусковое устройство был установлен полномасштабный весогабаритный макет ракеты Р-7. Старт ракеты имитировался подъемом ее краном, при этом все механизмы стартовой системы работали в замедленном режиме. Таким образом, можно считать, что в 1956г. «первый» старт Р-7 произошел в Ленинграде.

 

НИИ ТРАНСМАШ. Луноходы были сделаны в Ленинграде. Главный конструктор луноходов А. Кемурджиан рассказывает, как они делали не только луноходы, но и марсоходы. То была блестящая работа, выполненная для условий вакуума и пониженной гравитации. Марсоход в его первом варианте был готов еще в 1975г., а сейчас, в последнем варианте прошел уже испытания в США. Нигде ничего подобного нет. В 1996г. произошло великое противостояние Земли Марсу, и сначала планировалось послать марсоход для очень интересных и разнообразных исследований, в том числе и грунта. Но авария Марса-96 не дала возможности осуществить  этот проект.

 

ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК). В ЦНИИ РТК проводились разработки по космическим манипуляторам, предназначенным для функционирования на долговременных станциях «Салют», «Мир» и МКС.  Разрабатывались также захватные устройства для космического корабля «Буран» и другие виды космической техники. В настоящее время ЦНИИ РТК продолжает эти работы  в планах международного технического сотрудничества с Европейским космическим агентством и другими организациями.

 

Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского. 16 января 2002г. Военному инженерно-космическому университету им. А.Ф.Можайского исполнилось 290 лет.  По Указу императора Петра 1 от 16 января 1712г. была создана инженерная школа, ставшая одним из первых центров инженерных знаний в России. Школа прошла славный путь. За многие годы она преобразовывалась в различные военно-учебные заведения и, наконец, стала Военным инженерно-космическим университетом, или, как его чаще называют «Можайкой».

Курсантами и офицерами «Можайки» был создан небольшой спутник «Можаец», который 28 ноября 2002г. был выведен на орбиту Земли.

Ныне «Можайка» – учебное заведение, которое готовит прекрасно эрудированных специалистов военного дела для космических войск.

 

Ижорский завод. На Ижорском заводе были изготовлены радиолокационные антенны для научно-исследовательских судов «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев», а также мощные радиолокационные антенны для кораблей, обеспечивающих морской запуск с платформы в районе экватора. Это более чем 100-тонные трехосные «следящие  машины», обеспечивающие управление полетом ракета-носителей и спутников.

 

Высшее военно-морское училище инженеров Оружия. 8 сентября 2003г. на здании Дома Советов на Московском проспекте была установлена мемориальная доска, на которой указано, что в период 1951-59гг. в здании находилось Высшее военно-морское училище инженеров оружия. За 9 лет своего существования училище выпустило несколько тысяч инженеров-ракетчиков, артиллеристов, мино-торпедников и других специалистов оружия военно-морского флота. С конца 50-х до 90гг. эти специалисты составляли основной костяк офицеров Военно-морского флота, обеспечивавших создание, испытание, эксплуатацию и поддержание в постоянной боеготовности ракетно-ядерного оружия на подводных лодках, надводных кораблях и в других частях ВМФ.

Это только малая доля  большого перечня  организаций Санкт-Петербурга связанных с освоением космоса.

 

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

82 − = 74