В авиационной академии имени Жуковского 13-14 декабря 1962 г. проходила военно-научная конференция по проблемам военного космоса. На этой конференции выступил В.Ф. Болховитинов с большим докладом, в котором утверждалось военно-экономическое преимущество орбитальных самолетов перед баллистическими ракетами. Более корректная критика ракетного оружия и самих ракет содержалась в книге известного авиаконструктора А. Яковлева «Цель жизни», изданная в 1967 г. Еще более жестко пишет в 1995 г. известный космонавт В. Джанибеков в своем предисловии к дневникам Н. Каманина: «Отечественная космонавтика, с самых первых своих шагов искусственно оторванная от авиации, попала под эгиду бывших артиллеристов, ставших ракетчиками». Возникает вопрос, а что общего между авиацией и космонавтикой? Предельная высота для авиации — 30 км и скорость около 3000 км/час, а для космоса минимальная высота — около 200 км и минимальная скорость 28 000 км/час. Следовательно, коридор между этими параметрами пока пуст. Вот его и пытаются заполнить, пока не совсем успешно, аэрокосмическими системами типа «Бурана» и «Шаттла».
А теперь вернемся к истории. Первым, кто ознакомился в 1944 г. с обломками Фау-2, был В.Ф. Болховитинов — руководитель авиационного НИИ-1, созданного на базе разгромленного РНИИ. Дальше разгорелся спор: кому заниматься ракетной техникой? Спор продолжался около 1.5 лет. Авиационной научно-технической и производственной элите при активной позиции В. Болховитинова удалось доказать, что ракетная техника никакого отношения к авиации не имеет и ее нужно передать артиллеристам. В 1946 г. по приказу Сталина было положено начало ракетно-космической отрасли, во главе которой стали артиллерист Дмитрий Федорович Устинов (в то время член ЦК КПСС и министр вооружения) и два профессиональных ракетчика Ю. Победоносцев и С. Королев. Кстати, первый американский спутник также был создан даже не артиллеристами, а оружейниками. Дело в том, что команда Вернера фон Брауна в июле 1950г. была переведена в городок Хантсвилл, где во время 2-й мировой войны находился оружейный арсенал Редстоун, на котором работали около 20000 человек. Научно-технический персонал, технологические и производственные кадры арсенала под руководством В. фон Брауна и создали ракету «Редстоун», на базе которой был осуществлен запуск первого американского спутника в 1958г. А уже на базе ракеты «Редстоун» создавалась ракета Сатурн-5. Как мы видим, влияние авиации на эти работы не просматривается.
Таким образом, с самого начала, авиация не стала заниматься космосом, и это было правильно. Ракета обеспечивает вывод летательного аппарата в космос, то есть в среду, принципиально отличную от атмосферы по своим физическим свойствам. Ракета может стартовать с Земли и в космосе.
Космический полет — это длительный полет тела вне атмосферы со скоростью больше первой космической (8 км/сек) в условиях прекращения сил притяжения Земли (невесомости).
Полет самолета — это полет аппарата в пределах атмосферы с использованием кислорода воздуха и аэродинамических законов движения тел в атмосфере Земли.
Только после запуска первого искусственного спутника авиаторы одумались. А буквально через месяц после своего полета в космос Ю. Гагарин в конце мая 1961г. в письме на имя Главного маршала авиации А.А. Новикова пишет: «Космические полеты под силу выполнять только летчикам, если другие хотят летать в космос, то прежде должны научиться летать на самолетах». Чего в этом, мягко говоря, некорректном заявлении больше — попытка всех отлучить от космоса, кроме ВВС, или простого непонимания сущности космонавтики, не ясно. В 1964г. Генштаб создает специальную комиссию по изучению организации работ по освоению космоса. Необходимо отметить, что в этот период организацией работ по освоению космоса занималась Академия Наук. А комиссия Генштаба предлагала объединить все работы по космосу под руководством ВВС Министерства Обороны. Тогда же стали возникать различные проекты аэрокосмических систем. Все эти проекты канули в Лету. Даже самый грандиозный проект «Буран-Энергия» уже постепенно уходит в небытие. А на МКС вместо шаттлов космонавтов доставляют наши королевские «Союзы».
В 1994г. прекратил свое существование журнал «Авиация и космонавтика», что еще раз показало, что авиация никакого отношения не имеет к космосу, как было ясно еще в 1946г.