30 сентября 1932г., выступая на собрании Академии Наук, посвященному К.Э. Циолковскому, академик кораблестроения А.Н. Крылов в частности отметил: «Так вот, если вы докажете, что, скажем, на Марсе, есть что-то ценное, тогда сосчитают, какую можно ожидать прибыль, и тогда, может быть, начнут деньги давать, а до тех пор не дадут не только своих, даже казенных». Так, задолго до начала космической эры А.Н. Крылов определил третий «врожденный порок» младенческого периода космонавтики – коммерциализация космоса. Начало коммерциализации космоса относится ко времени создания первых спутников связи – начало 60-х годов. Особенно широко и быстро процесс коммерциализации на Западе пошел с началом формирования спутниковых систем связи, телевизионных ретрансляторов, военных спутников фотографирования земной поверхности и т.п. Ранее мы упоминали, что с началом космической эры прошло условное разделение на ближний и дальний космос. Так вот в ближнем космосе, где функционируют спутниковые системы, космическая деятельность стала давать в последние годы миллиардные прибыли. Эти прибыли особенно высоки в США – основного производителя спутников различного назначения. В СССР до начала 90-х годов проблемой окупаемости хотя бы в небольшой части космической деятельности практически не занимались. Необходимо отметить один существенный момент в этой проблеме. Прибыль от прямых услуг (продажа информации со спутников, самих спутников, космический туризм, продажа услуг средств выведения) составляет малую долю от космической деятельности. В десятки и сотни раз большую прибыль приносит «побочный продукт» космического производства. В свое время наши средства массовой информации, касаясь полета американцев на Луну, особенно акцентировали внимание на затратах – $24 млрд., мол, автоматами дешевле. Но скромно умалчивали, что «их промышленность заработала на космических патентах около 300 млрд.» (академик В.С. Авдуевский, «Огонек» № 24, 1989г.).
Вот, как об этом пишет Я.Голованов в своей книге «Правда о программе «APOLLO» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2000): «Астронавт Фрэнк Борман однажды заметил, что «расходование 24 млрд. для того, чтобы высадить человека на Луну, — это техническое страхование нашей страны». Он имел в виду то влияние, которое имела программа «Аполлон» на развитие американской науки, техники и промышленности. Темой отдельной книги может стать рассказ о том, как созданные для лунных потребностей материалы, приборы, оборудование обретали новую «земную» жизнь. «Более 25 тысяч открытых новых продуктов, процессов, материалов – таков побочный продукт космической программы», — писал обозреватель «Ассошиэйтед Пресс» Говард Бенедикт.
Специальная автоматизация, средства дистанционного контроля, совершенные способы создания изолированной среды пришли в медицину, новые огнеупорные краски и строительные материалы – в жилищное строительство, новые синтетические волокна – в легкую промышленность, специальные методы консервирования – в пищевую. Примеров тут множество, и люди часто просто не знают, как обязаны они космонавтике, облегчившей и украсившей их жизнь».
В.С. Авдуевский также отмечает, что процессу внедрения космических достижений в промышленность России мешает гипертрофированная система секретности. Много работ дублируется, а некоторые ученые не знают о результатах работ своих коллег.
Началом коммерциализации космоса в СССР можно считать 29 июня 1989г. В этот день начальник Главкосмоса А.Дунаев подписал с Великобританией соглашение о первой англо-советской экспедиции «Джюно» («Юона»). По этому соглашению СССР обязывался в период между мартом и июлем 1991г. (англичане даже хотели, чтобы старт состоялся в день 30-летия старта Ю.Гагарина) отправить в 8-ми суточный полет на станцию «Мир» первого английского космонавта. Фактически это была отработанная экспедиция посещения. Стоимость полета определялась в 16 млн. фунтов стерлингов ($25 млн.). На пресс-конференции при подписании А. Дунаев в духе периода гласности сделал ряд интересных сообщений. Первое, «что получаемые с английской стороны деньги только-только восполнят наши затраты». Следует все-таки вспомнить, что до этого более десятка космонавтов стран СЭВ и ряда других летали в космос… Получается, что одни сутки полета космонавта СССР в то время обходились стране в 2 млн. фунтов стерлингов. Второе, «В течение 30 лет полетов в космос, говорилось на пресс-конференции, всего лишь 1000 часов было затрачено на проведение научных экспериментов в состоянии невесомости (микрогравитации)». («Огонек» № 38, 1989г.). Эти слова Дунаева в комментариях не нуждаются. Полет первого космонавта Великобритании Шарман Хелен состоялся 18 мая 1991г. на корабле «Союз ТМ-12». 26 мая 1991г. она благополучно вернулась на землю.
А далее коммерция космоса в России пошла по пути продажи средств наведения (РН) для вывода на орбиту спутников США и др. стран, продажи ракетных двигателей, созданных много лет назад, космического туризма и т.п. Руководитель РКА России А. Перминов в 2007г. подтвердил это: «Россия занимает лидирующее место по количеству пусков ракет-носителей со своих космодромов. В 2006г., например, их доля составила около 40 процентов от всех пусков в мире»(1.08.2007г.). Однако при этом он не сказал, сколько российских спутников и АМС было запущено.
Дальний космос – это, прежде всего, научно-технический прогресс нации. Как же дела обстоят в России с дальним космосом? У новой России на дальний космос денег нет.
Запуски «Фобос-1,-2» — 1988г, «Марс-96» — 1996г. можно не считать, так как они были аварийными, а американцы резко активизировали свои исследования в дальнем космосе.
«Улисс» — 1990г., «Марс Обсервер» — 1992г., «Near» — 1996г., «Марс Глобал Сервис» — 1996г., «Марс Пасфайндер» — 1996г. (марсоход), «Кассини» — 1997г. (Юпитер), «DEEP SPASE- 1» (Марс), «Марс Климат Орбитер» — 1998г., «Марс Полар Лэндер» — 1999г., «STARDUST» — 1999г., «Марс Одиссей» -2001г.,«MER – 1» — 2003г. (Марс, марсоход), «МЕR – 2» — 2003г. (Марс, марсоход), «MESSER» — 2004г. (Меркурий), «New Horisons» — 2006г. (Плутон), «MRO» — 2005г. (Марсианский разведчик), АМС США «Феникс» к Марсу (2007г.)
Последние успешные старты России к Венере «Вега-1.-2» — 1984г., а Европа -«Венера –Экспресс» — 2005г. (ЕКА).С Луной «покончили давно», причем все. Последний полет и посадка на Луну АМС СССР «Луна-24» — 1976г. Затем 1990г. — АМС к Луне «Мусес-А» (Япония), и 1998г. — «Лунар Проспектор» (США). Анализ облака от соударения с Луной на наличие воды. Облако зафиксировано не было.
Таким образом, более 20 лет наша космонавтика с Дальним космосом не работает.
Если бы было возможно провести комплексный экономический анализ результатов деятельности ракетно-космической отрасли за последние 50 лет, то можно предположить, что «патентная прибыль» от проектов дальнего космоса (осуществленных и нет) в сотни, а то и в тысячи раз превысила бы прибыль от всех спутниковых систем, а тем более, от продажи ракет, космического туризма и т.п. Вот это и можно назвать космической коммерцией. К сожалению, при решении вопросов о выделении или не выделении средств на космическую деятельность эта проблема остается в тени.
В начале космической эры было популярным выражение «сквозь тернии к звездам». Вот и в начале ХХI века сквозь военные, политические и коммерческие тернии космонавтика вырывается на оперативный простор в виде американских АМС, летящих к другим планетам и в форме работ российских космонавтов по созданию звездного дома на околоземной орбите. Будущее космонавтики прекрасно.