Яндекс.Метрика

«МИР» — «ЭНДЕВОУР»

mir1

          Стыковка американского корабля многоразового использования «Эндевоур» с российской орбитальной станцией «Мир» была осуществлена 24 января 1998г. Данная экспедиция проводилась в рамках российско-американского проекта «Мир-НАСА» и являлась составной частью плана работ по созданию международной космической станции. После завершения рассчитанной на 6 дней программы совместных исследований астронавт НАСА Эндрю Томас заменил своего коллегу Дэвида Вулфа и продолжил полет на борту российского орбитального комплекса вместе с А. Соловьевым и П. Виноградовым.

98-1

 Стыковка шаттла с ОС «Мир»

         На околоземной орбите, в течение совместного полета работал международный экипаж в составе десяти человек: Анатолий Соловьев, Павел Виноградов, Салижан Шарипов, Дэвид Вулф,  Терренс Уилкотт, Джозеф Эдвардс, Джеймс Рейли, Майкл Андерсон, Бонни Данбар и Эндрю Томас. Это была восьмая из девяти запланированных экспедиций на орбитальный комплекс «Мир». 2 июня 1998г. с космодрома им. Кеннеди во Флориде был выполнен запуск шаттла «Дискавери». В экипаж шаттла входили командир Чарлз Прекурт, пилот Доминик Гори, специалисты полета Франклин Чанг-Диас, Венди Лоренс, Дженет Каванди и Валерий Рюмин. Это была 9-я заключительная экспедиция посещения американскими астронавтами станции «Мир» по разработанному совместному проекту России и США (МИР-НАСА). В процессе экспедиций американские астронавты узнали многие технические и технологические решения, связанные с созданием и обслуживанием долговременных обитаемых орбитальных станций. Эти решения они использовали уже при постройке МКС. Так 9 экспедиций на орбитальный комплекс «Мир» стали ступеньками для построения МКС. Но, к сожалению, отечественная и зарубежная пресса крайне скудно освещали то, что «Мир» является «прародителем» международной космической станции (МКС).

Ниже приводится хронология стыковок американских челноков с орбитальным комплексом «Мир».

1-я стыковка -  июнь 1995г. («Атлантис»).

2-я стыковка — ноябрь 1995г. (Атлантис).

3-я — март 1996г. (Атлантис»), американский астронавт Шеннон Люсид остается на станции».

4-я  — сентябрь 1996г. («Атлантис)»,  смена экипажа Люсид/Блаха.

5-я  — январь 1997г. («Атлантис»), смена экипажа: Блаха/Линенджер.

6-я — май 1997г. («Атлантис»), смена экипажа: Линенджер/Фоул. М. Фоул пробыл на станции «Мир» до конца сентября 1997г.

7-я — октябрь 1997г. («Атлантис»), смена экипажа.

8-я -январь 1998г.(«Эндевоур»), смена экипажа.

9-я — июнь 1998г. («Дискавери»).

 

Пройдут годы, и П.Виноградов, вспоминая полеты американцев на станцию «Мир» в августе 2002г., скажет: « ... американцы повторяют на МКС то, что у нас было сделано 20-25 лет назад. Поэтому-то Буш и урезает программу. Его логика проста: «А зачем это надо? Проще заплатить в десять раз меньше русским и купить их результаты». Одна из целей полетов шаттлов на станцию «МИР» было изучение американцами «ноу-хау» нашей космонавтики. Они всегда интересовались нашими проблемами и достижениями в этой области. Так, например, в журнале «Атомная стратегия» № 4, 2007г. сообщается, что в 1992г. США приобрели в России за $13 млн. две ядерные энергетические установки «Енисей». Один из реакторов предполагалось после тщательных наземных испытаний использовать в 1995г. в «Космическом эксперименте с ядерно-электрической двигательной установкой». Но в 1996г. этот проект был закрыт.

К этому нужно добавить, что американским астронавтам работа на «Мире» далась очень нелегко. Пожалуй, из семерых только двое – «бабушка Шеннон» и Майкл Фоул смогли полностью вжиться в российский экипаж. Трое других – Тагард, Блаха и Линенджер – после вахты на «Мире» ушли из отряда астронавтов.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий