Герметичный многоцелевой модуль материально-технического снабжения (MPLM), предназначен для грузоперевозок с Земли на МКС и обратно, для доставки аппаратуры и расходных материалов. В 1991г. НАСА передало производство модуля итальянской компании Alenia Spazio S.p.a. Кроме того, между прилетами шаттлов к станции он может становиться частью МКС в качестве обитаемого модуля и использоваться как временное хранилище аппаратуры, грузов и как жилье для двух членов экипажа. Модуль оснащен системами энергопитания, жизнеобеспечения, пассивного и активного терморегулирования, передачи команд и обработки данных, а также микрометеоритной защитой. Его ресурс использования в качестве грузового модуля составляет 25 полетов в течение 10 лет. Итальянским космическим агентством модуль «Leonardo» был построен вместе с двумя такими же модулями – близнецами – «Raffaello» и «Donatello», каждый из которых рассчитан на 25 полетов.
Длина модуля 6, 546 м, дина гермокорпуса (без стыковочного узла) – 6,248 м, внешний диаметр – 4,521 м, внутренний – 4, 216 м. Гермокорпус изготовлен из алюминиевого сплава. Толщина стенок оболочки гермокорпуса – 3 мм. Оболочка подкреплена «вафельным» профилем. Снаружи гермокорпус закрыт многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией и панелями внешней противометеоритной защиты. При запуске и посадке модуль устанавливается в хвостовой части грузового отсека шаттла, чтобы выполнить требование по центровке.
В грузовом отсеке шаттла модуль крепится с помощью пяти цапф. Если полет модуля в составе станции планируется более чем на 16 суток, то на его переднем днище устанавливаются два дистанционно управляемых блока разъемов: для стыковки электрокоммуникации и для стыковки гидрокоммуникации. С помощью этих разъемов модуль подключается к основным системам станции: электропитания, терморегулирования, сбора и передачи данных, пожарообнаружения.
Многоцелевой модуль снабжения «Леонардо» в грузовом отсеке шаттла Дискавери STS-102
8 марта 2001г. с космодрома им. Кеннеди был осуществлен запуск шаттла «Дискавери» с модулем «Леонардо в грузовом отсеке. Основной задачей запуска была замена экипажа на борту МКС и установка нового модуля. 11 марта астронавт Э. Томас пристыковал к станции модуль «Леонардо». С помощью манипулятора он поднял модуль из грузового отсека. Замки были закрыты, было обеспечено герметичное соединение. Неожиданно возникла проблема с подачей питания на «Леонардо». Обнаружилось, что в полости стыка до сих пор не установлена кабельная перемычка. С разрешения ЦУПА в Хьюстоне астронавт Шеппард на короткое время вошел в грузовой модуль, забрал перемычку, которая оказалась в самом модуле, и установил ее на разъемы, расположенные в полости стыка. После чего были включены два преобразователя, через которые на модуль пошло питание. После завершения разгрузки в «Леонардо» загрузят уже ненужное оборудование и мусор, поместят его обратно в грузовой отсек шаттла и доставят обратно на Землю.
Как указывалось ранее, одновременно с модулем «Леонардо» «Дискавери» доставил на МКС экипаж 2-й Основной Экспедиции (ОЭ-2) в составе Ю.Усачева, Д. Восс и С. Хелмс. Экипаж приступил к работе 20 марта 2001г. 21 марта 2001г. на землю на том же «Дискавери» вернулись Ю. Гидзенко, С. Крикалев, У. Шеперд.
Во время работы ОЭ-2 к МКС прилетали шаттлы «Индевур» и «Атлантис», «Союз ТМ-32» с первым туристом Денисом Тито и грузовой транспортный корабль «Прогресс М1-6». Заметим, что США выражали крайнее недовольство по поводу отправки на МКС космического туриста.
Начало работ ознаменовалось инцидентом – 19 марта сработали датчики пожарной сигнализации – возгорание в модуле «Destiny», но сигнал оказался ложным. Анализ срабатывания датчиков показал, что все это произошло из-за пыли, попавшей в датчики.
18 апреля 2001г. космонавтами Ю.Усачевым, Д. Восс и С. Хелмс была осуществлена перестыковка КК «Союз ТМ-31» со стыковочного узла на модуле «Заря» к модулю «Звезда» для освобождения стыковочного узла шаттлу «Индевор», который стартовал 19 апреля на МКС с экипажем: К.Роминджер, Д.Эшби, К.Хадфилд, Д. Филлипс, С. Паразински, У. Гуидони, Ю. Лончаков. 20 апреля на МКС были зафиксированы неполадки в системе очистки воздуха от углекислого газа, т.е. система стала поставлять в атмосферу МКС вдвое меньше регенерированного воздуха, чем это необходимо. Экипаж вел поиск неисправности. Она была найдена, система была переведена в «Режим 5», который смог обеспечить воздухом 5 человек. 21 апреля прошла стыковка «Индевора» и МКС. Шаттл доставил на МКС дистанционный манипулятор SSRSM, модуль «Рафаэлло», а экипаж вместе с экипажем ОЭ-2 занимался сборкой МКС и подготовкой к запланированному на 22 апреля выходу в открытый космос. Экипаж «Индевура» при выходе в открытый космос должен был начать монтаж на поверхности МКС канадского робота-манипулятора «Сanadarm -2». Это являлось основной задачей полета «Индевора». В дальнейшем с помощью робота – манипулятора будет продолжен монтаж МКС.
В истории американской пилотируемой программы это был 103-й выход в открытый космос и 63-й при полетах шаттлов.
В ночь с 23 на 24 апреля была поднята орбита МКС с помощью двигателей «Индевора», а 24 апреля прошли испытания робота-манипулятора, установленного при первом выходе в космос экипажа «Индевора». В этот же день состоялся второй выход астронавтов К. Хэдсфилда и С. Паразински в открытый космос. Главная задача выхода – изменение места крепления основной стрелы робота-манипулятора. При проведении работ астронавты столкнулись с рядом трудностей, но, в конце концов, они справились с возникшими проблемами и проконтролировали работу стрелы, которой из МКС управляла Сьюзен Хелмс. Продолжительность пребывания астронавтов вне МКС составила около 7 часов. После этого «Индевор» отстыковался от МКС и вернулся на Землю, освободив стыковочный узел для первой экспедиции посещения.
28 апреля 2001г. на МКС стартовал корабль «Союз ТМ-32». Это была первая экспедиция посещения (ЭП-1). На борту находился экипаж в составе: Ю.Батурин, Т.Мусабаев и 1-й космический турист Деннис Тито. Командир ЭО-2 Ю.Усачев назначил Д.Тито «ответственным за питание» космонавтов. После 8-суточного полета 1-я ЭП вернулась на землю 6 мая 2001г. на корабле «Союз ТМ-31».
Экипаж 2-й ОЭ в это время готовился встретить грузовой транспортный корабль «Прогресс М1–6», который должен был доставить на МКС 1400 кг грузов. Усачев проверил стыковочный узел на модуле «Заря», Д. Восс и С. Хелмс занимались подготовкой к работе робота-манипулятора.
23 мая произошла стыковка грузового транспортного корабля «Прогресс М1-6» с МКС. Сближение и стыковка были осуществлены в автоматическом режиме. «Прогресс» доставил на МКС воздух, воду, продукты и посылки для членов экипажа, фото- и видеоаппаратуру. С учетом топлива, на МКС было доставлено 2 478 кг грузов. Теперь у космонавтов почти не будет свободного времени – «грузовик» надо будет разгрузить, заполнить его отходами жизнедеятельности и отстыковать от станции.
На станции ежедневно проводились замеры уровня радиации. 21 июня экипаж провел успешное испытание канадского робота-манипулятора. Ведь после его монтажа на МКС возникли серьезные неполадки, препятствовавшие нормальной работе, которые были вскоре устранены. 14 июля к МКС пристыковался шаттл «Атлантис», доставивший шлюзовую камеру (ШК) «Quest», смонтированную 15 июля американскими астронавтами М. Гернхардом и Д. Рейлли. Во время монтажа шлюзовой камеры на МКС сработал сигнал тревоги. Причиной оказалась незначительная утечка охлаждающей жидкости из систем коммуникаций, которые связывали МКС и ШК.
Первая экспедиция посещения Д.Тито, Т.А.Мусабаев и Ю.М.Батурин (50)
Американские астронавты М. Гернхард и Д. Рейлли еще дважды выходили в открытый космос 18 и 22 июля 2001г. Это бы связано с переноской баллонов со сжатым кислородом и азотом к шлюзовой камере.
22 июля 2001г. «Атлантис» отстыковался от МКС и, совершив облет станции, сфотографировал ее. Ненастная погода на мысе Канаверал заставила отложить возвращение «Атлантиса» на сутки. Посадка «Атлантиса» произошла в ночь с 24 на 25 июля, а 10 августа к МКС стартовал шаттл «Дискавери» с 3-й экспедицией в составе: В.Дежурова, М.Тюрина и Ф.Калбертсона.
22 августа 2001г. экипаж 2-й экспедиции вернулся на Землю.