Яндекс.Метрика

Начало межпланетных полетов человечества

Luna-2

       Запуск автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-1» — выдающееся достижение С.П. Королева, открывшее эру межпланетных пилотируемых полетов. Как известно, первый полет к Луне АМС «Луна-1» нельзя считать полностью успешным. АМС не достигла  Луны, а прошла мимо, став искусственным спутником Солнца. Однако пуск трехступенчатой ракеты-носителя «Восток» показал, что в СССР появилась ракета,  способная выводить на внеземные траектории управляемые космические объекты. 6 января 1959г. в газетах появилось следующее сообщение ТАСС: «2 января 1959г. произведен запуск советской космической ракеты, ставшей на вечные времена первой искусственной планетой  нашей Солнечной системы, открывая эру межпланетных полетов».

Raketa-Vostok

Космическая  ракета «Восток»

7

Макет блока «Е» со станции «Луна-1» на ВДНХ

8

Ракета-носитель «Восток» положила начало целой серии трехступенчатых ракет, которыми выводились на орбиту наши космические корабли «Восток», сначала с Юрием Гагариным, а затем и с другими космонавтами первого набора. Ракета была выполнена из шести блоков: центрального, четырех боковых и одного блока третьей ступени. Каждый из блоков снабжен самостоятельной двигательной установкой. Общая длина ракеты-носителя «Восток» составляла 38 м, максимальный диаметр, с учетом воздушных рулей, равнялся 10.3 м. Диаметр центрального корпуса — 2.95 м, суммарная мощность двигательных установок — 20 млн. лошадиных сил. Двигатель первой ступени РД-107 конструкции В.П. Глушко обеспечивал тягу 102 т, двигатели второй ступени РД-108 — тягу 96 т. Вес полезного груза, выводимого «Востоком» на орбиту составлял 4725 кг. По своим данным ракета «Восток» значительно превосходила все ракеты, созданные до 1964г. Отличительной особенностью конструкторского гения С.П. Королева было стремление обеспечить высокую надежность всего ракетного комплекса. Ведь запуская первый аппарат на Луну, он знал, что эта ракета-носитель и весь пусковой комплекс скоро должны вывести в космос человека. Работа над космическим кораблем «Восток» шла в чрезвычайно интенсивном темпе. Забегая вперед, отметим, что 15 мая 1960г. уже был запущен первый корабль-спутник с манекеном, имитирующим космонавта.

Одним из основных правил С.П. Королева при отработке космической техники было: «Лучшее — враг хорошего». Если узел или агрегат отработал и  прошел успешные испытания, показав свою надежность, внести в него изменения было почти невозможно — С. П. Королев очень строго за этим следил, никакой «рационализации» в этом не допускалось. Существовал и еще один момент, о котором очень мало упоминается. Королев, прекрасно сознавая, какие громадные средства тратит страна на космическую технику, и, стремясь снизить эти расходы или повысить эффективность их расходования, особое внимание обращал на стандартизацию узлов и элементов космической техники.

В качестве примера можно привести заметку в газете «Известия» от 16.03.2000г., в которой рассказывалось о фрезеровщике НПО «Энергия» (бывшем ОКБ-1), В. Грязнове, в течение сорока лет делавшем кронштейны для ракетных трубопроводов. Дело в том, что при больших вибрациях, неизбежных в момент пуска, от  надежности этих кронштейнов зависит очень многое. Апробированные еще на ракетах-носителях «Восток», эти кронштейны и по сей день используются в двигателях РД-180, продаваемых теперь США для установки на американских носителях «Атлас-3». С очень большой уверенностью можно утверждать, что на первых конструкторских разработках этих кронштейнов стоит подпись С.П. Королева.

Видимо, именно эта черта в характере Главного Конструктора и была причиной того, что пока был жив Королев, ни одного случая гибели отечественных космонавтов не было.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий