Яндекс.Метрика

Национальная космическая программа КНР

Kitai-skii-kosmos

Национальная космическая программа Китайской Народной Республики осуществляется под руководством Академии космической техники. Программа КНР в космосе в основном имеет военную и хозяйственно-прикладную направленность.

В Китае имеется четыре космодрома: Сичан, Цзюцюань, Хайнань и Тайюань, а также строится новый. Первым космодромом считается полигон, который на Западе именуется Шуанчэнцзы, сами же китайцы называют его Цзюцюань. В перспективе предполагается, что космодромы Хайнань и Сичан будут применяться для пусков на геопереходную орбиту (ГПО), Тайюань – на околополярные орбиты (ОПО), а Цзюцюань сможет целиком сосредоточиться на выполнении пилотируемой программы.

52

РН CZ-2F

     Первый искусственный спутник земли «Чайна-1» («China-1») Китай запустил 24 апреля 1970г. На орбиту спутник был выведен РН «Великий поход». Центр управления спутниками КНР находится в г. Вэйнан (провинция Шаньан). Возвращаемые модули совершают посадку в южной части провинции Сычуань.

До 1999г. Китай ограничивался лишь запусками ИСЗ. Согласно обнародованным планам, в период 2001—2005гг. Китай предполагал более 30 космических аппаратов, выполняющих различные функции в 15 областях, включая связь, навигацию, метеорологию, исследования природных ресурсов Земли, изучение космического пространства, а также осуществить пилотируемые полеты. Всего с 1970 по 2007г. Китай осуществил 114 пусков РН, из которых 101 были успешными.

Успешный запуск первого беспилотного космического корабля «Шэнь Чжоу» («Волшебный корабль») был осуществлен 19 ноября 1999г. Его запуск был приурочен к 50-летию образования КНР. После нескольких витков вокруг земного шара спускаемый модуль «Шэнь Чжоу» совершил успешную посадку. После этого еще три корабля  «Шэнь Чжоу» побывали в космосе (9 января 2001г., 25 марта 2003г. и 29 декабря 2003г.).

В целом следует отметить, что в реализации своей национальной космической программы официально Китай предпочитает действовать самостоятельно, опираясь на собственный научно-технический потенциал, и практически не участвует в международных космических проектах. Однако, хорошо известно о нашем тесном сотрудничестве с Китаем в области ракетостроения еще с времен С.П Королева.

100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королева китайцы отметили своеобразно. 12 января 2007г. в Китае проведено успешное испытание противоспутниковой системы. В качестве цели был использован старый метеоспутник Feng Yun 1C (FY-1C), выведенный на орбиту 10 мая 1999г. Его поразила баллистическая ракета, запущенная с космодрома Сичан.

Бывший начальник управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что Китай использовал российские разработки для создания противоспутникового оружия.  «В Советском Союзе такая система называлась ИС-1 (истребитель спутников). Она была разработана на основе нашей мощной ракеты Р-36, стоящей до сих пор на вооружении, и боеголовки, которая после вывода на орбиту уничтожала спутник противника», — сказал Ивашов, который сейчас (начало 2008г.)   является вице-президентом Академии геополитических наук.

Иногда это, вероятно, был не совсем легальный «обмен опытом». Как сообщила лента Новостей космонавтики: 4 декабря 2007г.   «Игорь Решетин получил 11,5 лет колонии. Лефортовский суд Москвы приговорил к 11,5 годам лишения свободы бывшего генерального директора «ЦНИИМАШ-Экспо» Игоря Решетина, обвиняемого в передаче технологий двойного назначения китайской стороне. Суд признал Решетина виновным по всем инкриминируемым ему статьям»

9 января 2001г. был выполнен пуск РН CZ-2F с беспилотным космическим кораблем «Шэнь Чжоу-2» с космодрома Цзюцюань (КНР). В отличие от первого запуска, который застал врасплох ведущие информационные агентства мира, второго запуска «Шэнь Чжоу» ждали. Агентство Синьхуа незамедлительно сообщило о запуске, заявив, что полет продлится несколько дней. Официальная информация о характеристиках и о полете «Шэнь Чжоу-2» была крайне скудной, даже не было опубликовано фото ракеты. Но благодаря двум авторам – Вэй Лун и Чэнь Лань, стало возможным подготовить подробный отчет о полете китайского корабля.

53

54

55

Китайский ЦУП

          По сообщениям официальных китайских СМИ, «Шэнь Чжоу-2» оснащен аппаратурой для проведения множества экспериментов. Программой были предусмотрены эксперименты в спускаемом аппарате, в орбитальном модуле и в дополнительном отсеке. Были проведены медико-биологические эксперименты, эксперименты по выращиванию кристаллов и др.

16 января произошло отделение орбитального модуля от спускаемого аппарата и после 108 витков спускаемый аппарат «Шэнь Чжоу-2» выполнил посадку в Автономном районе Внутренняя Монголия. Орбитальный модуль (ОМ) «Шэнь Чжоу-2» продолжал полет.  Сам корабль выполнил полет в беспилотном режиме 9-16 января 2001г., а орбитальный модуль, отделенный от корабля перед сведением последнего с орбиты, продолжил работу по собственной программе. Модуль сошел с орбиты на 3460-м витке над Тихим океаном между островом Пасхи и побережьем Чили.

В 2002г. 25 марта в КНР был осуществлен успешный запуск РН CZ-2F с беспилотным космическим кораблем «Шэнь Чжоу-3». Рабочая орбита корабля имела двухсуточную кратность, и наземная трасса повторялась через 31 виток. Как и во втором полете, орбитальный модуль третьего китайского космического корабля остался на орбите, близкой к орбите корабля. Успешно пройдя торможение в атмосфере, спускаемый аппарат «Шэнь Чжоу-3» совершил посадку в центральной части Автономного района Внутренняя Монголия. Во время полета «Шэнь Чжоу-3» одно из кресел занимал манекен с аппаратурой, моделирующей физиологические параметры человека. Об этом полете было объявлено заранее 6 марта в газете «Жэньминь жибао». В этой же газете приведен ответ Ху Шисяна на вопрос о причинах переноса полета «Шэнь Чжоу-3» с 2001г. на 2002г.: «Главным образом, из-за проблем с качеством производства». Как он сказал далее, «нам нужен успех с первой попытки. Поэтому не важно, произойдет ли запуск на день раньше или позже. Главное, чтобы все проблемы были решены заблаговременно».

Успешный полет третьего китайского космического корабля становится прелюдией к пилотируемым полетам Китая.

«Шэнь Чжоу-4» стартовал 29 декабря 2002г. Через 10 минут он вышел на орбиту Земли и спустя 7 часов после запуска сманеврировал, подняв высоту до 330 км. Все системы корабля и научная аппаратура работали нормально. По официальным данным на борту корабля находились 52 научные полезные нагрузки, из которых 33 были запущены впервые. Кроме того, в спускаемом аппарате находились два манекена в скафандрах и образцы более 100 видов сельскохозяйственных культур и растений, а также сырье для изготовления лекарств традиционной китайской медицины. 5 января 2003г. спускаемый аппарат приземлился в заданной точке центральной части автономного района Внутренняя Монголия. Результаты экспериментов имели высокую научно-исследовательскую ценность. Корабль «Шэнь Чжоу-4» полностью повторил график полета «Шэнь Чжоу-3». Совпали с точностью до минуты не только длительность полета, но и основные баллистические операции: переходы на рабочую орбиту и коррекция.

После этого Китай переходит к пилотируемой программе и запускает 15 октября 2003г. с одним космонавтом космический корабль «Шэньчжоу-5» и 12 октября 2005г.  «Шэньчжоу-6» с двумя.

Китайские специалисты рассматривают пилотируемый полет китайского корабля на околоземную орбиту как важную предпосылку будущего полета на Луну.  С этой целью 24 октября 2007г.  Китай успешно запустил ракету-носитель «Чанчжэ» («Великий поход») с первым китайским спутником для исследования Луны «Чанъэ-1».

Программа космических полетов Китая будет осуществляться в три этапа: осуществление космического полета с человеком на борту, создание космической лаборатории, создание космической станции и осуществление стыковки с МКС. Как объект перспективного плана прилунения китайские специалисты планируют телеисследование лунной среды с помощью зонда, чтобы выбрать место для создания базы на Луне.

Основными ракетами-носителями  «Великий поход» (Chang Zheng) являются:

РН СZ-2. Двухступенчатая, жидкостная, способна вывести на низкую круговую  орбиту полезную нагрузку массой 2 т, Стартовая масса ракеты 191 т на  31,65 м, диаметр 3,5 м.

РН СZ-3. Представляет собой ракету СZ-2 с дополнительной третьей ступенью,  использующей ЖРД на жидком водороде и кислороде. Тяга третьей ступени — 4,4 т. Ракета способна вывести на переходную орбиту с  высотой апогея 36000 км полезную нагрузку массой до 1,45 т. Стартовая  масса ракеты 205 т, длина 44,85 м, диаметр 1-й и 2-й ступеней 3,35 м, 3-й — 2,23 м. ЖРД 1-й и 2-й ступеней на несимметричном диметилгидразине и четырехокиси азота.

РН СZ-ЗВ. Один из наиболее мощных китайских носителей. Снабжен четырьмя   жидкостными ускорителями 1.М-ЗВ. 30 мая 1998г. с космодрома Сичан произведен запуск ракеты-носителя CZ-ЗB со спутником «Чжонвей-1». Спутник выведен на переходную к  геостационарной орбиту, праметры которой, по данным оперативных измерений китайского центра управления, составляли: апогей — 35732 км;  перигей  — 210 км;  наклонение плоскости орбиты — 24,5'. Это был четвертый запуск ракеты CZ-3В. Ракета разработана и изготовлена Китайской академией ракетной техники (г. Пекин). При стартовой массе 426 тонн ракета способна доставить на переходную орбиту (GTO) до 5 т полезного груза. В отличие от ранних вариантов 3 и ЗА РН CZ-ЗВ рассчитаны на запуск нескольких спутников одновременно.

РН CZ-4В. Запущенная в мае 1999г. ракета-носитель CZ-4В представляет собой усовершенствованный вариант ракеты-носителя CZ-4А, выполнившей   первый полет в сентябре 1988 г. Трехступенчатая PH CZ-4В высотой   44,1 м и максимальным диаметром 3,35 м имеет стартовую массу 254,4 т. Максимальная масса полезного груза на круговой орбите высотой 200 км с   наклонением 70' — 4200 кг  для увеличения грузоподъемности CZ-4В могут применяться навесные стартовые твердотопливные ускорители.

Исходная ракета CZ-4А создана Шанхайской академией ракетной техники. Парк китайских ЖРД, используемых как на боевых ракетах, так и в PH на их основе,   составляют азотнокислые двигатели YF-2, YF-З, YF-20, YF-22 и другие, а также кислородно-водородный ЖРД YF-73.

К сожалению, опубликованных сведений о китайских ЖРД явно недостаточно, и они носят отрывочный и противоречивый характер. Однако с достаточной степенью достоверности можно считать, что в основе китайских ЖРД лежат, как правило, практикуемые у нас принципы создания двигателей. Кроме того, данные по давлению в камере и удельному импульсу тяги китайских ЖРД показывают, что все эти двигатели выполнены по схеме без дожигания и прошли аналогичный нашим ЖРД путь развития от многокамерных двигателей с неподвижными камерами небольших (до 300 кH) тяг (типа YF-2) до достаточно мощных, устанавливаемых в шарнирных подвесах однокамерных ЖРД с тягой свыше 700 кH (типа YF-20 ила YF-22). Специалисты отмечают также достаточно высокий уровень конструкции китайского кислородно-водородного ЖРД YF-75, Он является четырехкамерным двигателем и имеет отклоняемые на углы до 5' в одной плоскости камеры. Камеры стальные, паяно-сварной конструкции.

19 ноября  1999г. в Китае был осуществлен первый испытательный запуск РН «CZ-2F» которая вывела на околоземную орбиту первый китайский пилотируемый КК «Shen Zhou-1» (Шень Чжоу – «Волшебный корабль»). Программой полета беспилотного КК предусматривалось проведение автономных испытаний в реальном космическом полете. Первый беспилотный испытательный полет китайского КК. Генеральный конструктор корабля Shenzhou Ци Фажень (Qi Faren), главный конструктор Ван Юнчжи (Wang Yongzhi), (в феврале 2004г. получил национальную премию за создание КК).  Технические параметры «Шэньчжоу»:  полная масса — 7,8 т.  Длина — 8,65 м (7,48). Длина китайского КК колеблется из-за навесного отсека.   Наибольший диаметр — 2,8 м.  Наибольший размах солнечных батарей — 19,4 м. КК имеет две пары БС большие размером по 2×6.5 м и малые по 2×3.2 м общей площадью более 24 кв.м.   Обитаемый объем КК — 8 куб.м.   КК оснащен 52-мя двигателями, обеспечивающими коррекции орбиты, ориентацию и стабилизацию.  КК может совершить автономный полет до 20 суток. Спускаемый аппарат (СА): D=2.517 м H=2.5 м, внутренний объем 6 куб. м. и может вместить трех космонавтов, имеет два иллюминатора. Официально объявлено, что СА может использоваться многократно. Размеры орбитального модуля (ОМ): D=2.25 м, L=2.8 м. На обоих днищах имеются люки для перехода в СА и другой КК после стыковки. На внешней панели ОМ смонтированы две СБ площадью 12 кв.м.   Двигательный модуль (ДМ) или приборно-агрегатный отсек: D=2.8 м, L=2.941 м.

Для подготовки к будущим пилотируемым полетам несколько граждан Китая прошли курс тренировок в российском Центре подготовки космонавтов (ЦПК).

Необходимым условием реализации программы длительных пилотируемых полетов является создание ракеты-носителя, способной доставить на орбиту полезные грузы массой до 20 — 24 т. Таким носителем может стать разрабатываемая PH CZ-5, Она будет оснащена жидкостными стартовыми ускорителями, созданными на базе ее же первой ступени.

В 2006г. в Китае были приняты «Основные положения 11-й Пятилетней программы социально-экономического развития» и «Тезисы Государственной средне-долгосрочной программы научно-технического развития (2006- 020)», в которых отведено важное место развитию национальной космонавтики. В соответствии с положениями этих документов центральное правительство разработало новую космическую программу, поставив новые цели и основные задачи на ближайшие 5 лет и последующий период. Согласно программе, Китай продолжит реализацию проектов пилотируемых космических полетов, зондирования Луны, высокоразрешающей системы наблюдения за поверхностью Земли из космоса и создания ракет-носителей нового поколения, а также ряд других приоритетных проектов, будет активизировать соответствующие фундаментальные исследования, в опережающем порядке развивать космические технологии, чтобы способствовать научно-техническому прогрессу и инновационной деятельности в области космонавтики. А также планируется в ходе пилотируемых полетов осуществить выход космонавтов в открытый космос, провести эксперимент по стыковке космических аппаратов, создать орбитальную станцию прикладного назначения, рассчитанную на длительный автономный полет и периодическое пребывание на ней экипажей, продолжить исследования в сфере пилотируемых полетов; осуществить зондирование Луны с окололунной орбиты, решить ключевые технические проблемы зондирования Луны, разработать и осуществить запуск первого отечественного спутника зондирования Луны «Чанъэ-1», сконцентрировать силы на научных исследованиях Луны и изучении ее природных ресурсов, провести научные исследования на основе данных зондирования;  повысить возможности и эффективность использования космодромов в проведении комплексных испытаний, оптимизировать их размещение, повысить техническую надежность и уровень автоматизации объектов и оборудования космодромов; повысить технический уровень и возможности сети слежения и управления космическими полетами, коэффициент охвата этой системой с тем, чтобы она удовлетворяла потребностям исследований

56

56a

57

31 октября 2009г. в СМИ появилось сообщение, что отец китайской космической программы Цянь Сюэсэнь умер в пятницу в возрасте 98 лет, сообщает Reuters со ссылкой на китайское информагентство «Синьхуа». Цянь Сюэсень получил образование в США, где затем работал Калифорнийском технологическом институте. В 1955 г., после революции в Китае, он вернулся на родину, и в 1958 г. вступил в Компартию страны.  15 декабря 2009 г. с китайского космодрома Тайюань выполнен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-4B, которая вывела на околоземную орбиту спутник ДЗЗ «Яогань-8». Вместе с «Яогань-8» на намеченную орбиту введен также малый спутник «Надежда-1», сообщает агентство Синьхуа.

58

РН «Chang Zheng-4B»

59

Спутник ДЗЗ «Яогань-8».

60

Малый спутник «Надежда-1»

       28 июля 2010.г в СМИ появилось сообщение, что в настоящее время Китайские инженеры приступили к разработке нового сверхмощного двигателя для будущего поколения космических ракет, запускаемых в интересах КНР. По словам Ли Тонгу, генерального менеджера по маркетингу Китайской академии космических технологий CALT, сейчас местные инженеры обсуждают возможность создания ракеты с двигателями, тягой до 600 тонн. Работать новые двигатели должны на базе жидких кислорода и специальных окислителей, пишет Cyber Security.  По словам экспертов, если стране удастся достичь успеха в создании ракеты, то это, во-первых, увеличит возможности страны в доставке собственных грузов на орбиту, а во-вторых, позволит Китаю выйти на рынок коммерческих запусков. Для сравнения: мощности ракеты-носителя Long March 5, наиболее используемой в КНР на данный момент, в пять раз меньше.  Сам Ли Тонгу говорит, что двигатели новой ракеты в теории могут стать основой для аппаратов, которые будут доставлять людей на Луну. Сейчас в Китае подобные проекты находятся на рассмотрении.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий