Яндекс.Метрика

Опять виноват блок «Бриз-М»

Razgonnyi-blok-Briz-M

     14 марта 2008г. с космодрома Байконур осуществлен пуск РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским телекоммуникационным спутником АМС-14.

93

РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».

94

 Разгонный блок «Бриз-М».

95

 Американский телекоммуникационный спутник АМС-14.

      Космический аппарат прямого телевещания АМС-14 должен был обеспечить предоставление услуг на территории Канады и континентальной части США. Масса КА — 4209 кг. Срок службы — 15 лет. Работа двигателя разгонного блока «Бриз-М» была прекращена ранее расчетного времени, в результате чего космический аппарат не был выведен на  высоту 28 тысяч вместо положенных 36 тысяч км.

«Владельцы спутника из американской корпорации SES AMERICOM сообщили нам, что спутник является полностью управляемым. Однако высота орбиты, на которую он попал в результате преждевременного отключения российского разгонного блока «Бриз-М», слишком мала для того, чтобы космический аппарат мог штатно работать. Кроме того, имеющихся на спутнике запасов топлива и мощности его собственных двигателей явно недостаточно, чтобы поднять АМС-14 еще на 8 тысяч километров над Землей, чтобы покрыть телесигналом те области США, для обслуживания которых он предназначался».

 

21 марта 2008г. появилось сообщение, которое приводим полностью:

О надежности блоков типа ДМ

На днях в газете «Известия» была опубликована заметка «Первая авария 2008 года», в которой речь шла об имевшей место 15 марта с.г. неудавшейся попытке вывести на заданную орбиту американский телекоммуникационный спутник АМС-14 (подвел разгонный блок «Бриз-М»).

Всё в этой заметке правильно, за исключением одного. Автор материала утверждает, что «Хруничев» принял решение о создании собственного разгонного блока [имеется в виду блок «Бриз-М» - К.И.], поскольку блоки ДМ, которые делает РКК «Энергия», слишком часто приводили к авариям».  Вот о надежности блоков типа ДМ и хотелось бы сказать несколько слов.

К настоящему времени разгонные блоки типа ДМ были установлены на 305 ракетах-носителях («Протон», Н-1, «Зенит-3SL»).   В 25 случаях (28 сентября 1967г., 22 ноября 1967г., 23 апреля 1968г., 14 июля 1968г., 20 января 1969г., 19 февраля 1969г., 27 марта 1969г., 2 апреля 1969г., 28 ноября 1969г., 6 февраля 1970г., 27 мая 1978г., 17 августа 1978г., 17 октября 1978г., 23 июля 1982г., 24 декабря 1982г., 18 января 1988г., 9 августа 1990г., 27 мая 1993г., 27 октября 1999г. при пусках РН «Протон», 21 февраля 1969г., 3 июля 1969г., 27 июня 1971г., 23 ноября 1972г. при пусках РН Н-1, 12 марта 2000г.,  30 января 2007г. при пусках РН «Зенит-3SL») до использования разгонных блоков дело не дошло — ракеты потерпели аварии на ранних участках своего полета. А 280 раз блоки типа ДМ применялись для вывода на околоземную орбиту или на межпланетные траектории космических аппаратов различного назначения.  Из этого числа отказы разгонных блоков типа ДМ были зафиксированы 10 раз: 8 апреля 1967г. при запуске КА Л1-4, 14 июня 1969г. при запуске КА «Луна» (8Е5), 23 сентября 1969г. при запуске КА «Луна» (8Е5), 16 октября 1975г. при запуске КА «Луна» (8Е), 30 января 1987г.  при запуске КА «Экран», 24 апреля 1987г. при запуске трех КА типа ГЛОНАСС, 17 февраля 1988г. при запуске трех КА типа ГЛОНАСС, 19 февраля 1996г. при запуске КА «Радуга», 25 декабря 1997г. при запуске КА Asiasat-3, 26 ноября 2002г. при запуске КА Astra-1K.

Еще в одном случае (29 июня 2004г. при запуске КА Telstar-18) результаты работы РБ ДМ-SL оцениваются как частично-успешные, а при запуске 16 ноября 1996г. межпланетной станции «Марс-96» причины аварии остались невыясненными.  А теперь давайте посчитаем надежность разгонных блоков типа ДМ. Не учитывая, естественно, аварийные пуски РН, когда до разгонных блоков «дело не доходило», получаем, что надежность составляет 0,964 при определенно установленных отказах ДМ-ов или 0,957 с учетом не выясненных причин аварии «Марс-96» и частично-успешного запуска Telstar-18.    Вообще-то такой надежностью могут «похвастаться» немногие ракетно-космические системы.  Поэтому можно однозначно сказать, что утверждение «Известий» о том, что «блоки ДМ слишком часто приводили к авариям», это, извините, «от лукавого». Или от того, кому выгодна такая интерпретация истории развития отечественной ракетно-космической техники».

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий