Ученые не любят говорить о своих ошибках. Наука, как и любая деятельность человека, подчинена определенным закономерностям. Хорошо известно, что из 100 опубликованных гипотез или «открытий» по физике или математике только одна-две оказываются плодотворными. В то же время, по законам в области прогнозирования в науке, при очередном открытии ученые дают на ближайшую перспективу слишком оптимистические прогнозы, которые в основном не подтверждаются временем.
Классическим примером являются прогнозы, сделанные в 1966 г. нашими и американскими учеными и конструкторами о возможности осуществления полетов к Марсу пилотируемых космических кораблей с человеком на борту в 1985-90 гг. Или такой классический пример, когда в 1974г. В.П. Глушко был назначен Генеральным конструктором ракетостроения, он продекларировал свою программу: 1981г.- экспедиция на Луну, а в 1983г.- полеты к Марсу.
То же произошло с историей создания атомного оружия в Германии. Разговоры о том, что немецкие ученые задержали создание атомной бомбы по гуманно-нравственным соображениям, это «фиговый листок» для общественности. Там, где немцы ошибались поменьше, ни о каких нравственно-гуманных тормозах не говорилось. Редкие исключения, которые имели место, можно охарактеризовать пословицей «После драки кулаками не машут».
Начатые до второй мировой войны исследования по созданию взрывчатого вещества огромной мощности на основании использования открытий ядерной физики шли в Германии полным ходом. История немецкого атомного проекта информационно полно изложена в книге Д. Ирвинга «Вирусный флигель» (Атомиздат, М., 1969г.).
Результаты работ немецких физиков в период войны над атомной бомбой классический пример, как сочетание ошибки в науке с практической реализацией результатов приводит не только к колоссальным материальным и интеллектуальным затратам, но одновременно является катализатором для появления и развития других направлений в науке и технике.
6 декабря 1939г. в своем отчете военному Министерству Германии руководитель атомного проекта Вернер Гейнзерберг пишет, что «…обогащение (имеется в виду уран-235) единственный метод изготовления взрывчатого вещества, с силой, на несколько порядков величины превышающей все до сих пор известные». И далее, говоря о замедлителях, при создании атомных котлов и зарядов, «… подходящими окажутся тяжелая вода и чрезвычайно чистый графит». Однако, в середине 1940 г. Гейзенберг окончательно отказался от графита.
Как впоследствии утверждали физики-атомщики, выбор между тяжелой водой и графитом в пользу первой, оказался «роковой ошибкой», которая спасла человечество от фашистского ядерного оружия.
Но причем здесь ракетная техника? Каждому из нас знакомо радостное чувство восторга, когда в жару из рук вырывается шланг с водой и начинает поливать всех без разбора. Именно этот физический принцип и был заложен немцами при решении проблемы управления полетом первой баллистической ракеты ФАУ-2. На выходе из камеры сгорания ставилось 4 газовых руля, которые, получая сигналы от рулевых машинок, изменяли направление газовой струи и, тем самым, изменялось управление полетом ракеты. С.П. Королев в 1946г., ознакомившись с этой системой, использовал ее на первых своих ракетах до ракеты Р-7, когда газовые графитовые рули были заменены на управляющие двигатели малой тяги. Система рулевых машинок и управление полетом баллистических ракет являлись одной из серьезнейших конструкторско-технологических проблем ракетостроения.
Так вот, в том случае, если бы физики-атомщики Германии в 1938-43 гг. пришли к выводу о необходимости использования графита, то из-за ограниченного количества графита в Германии его бы не хватило на ракетную технику, что значительно затормозило бы работы по созданию ФАУ-2.
У нас дефицита в графите не было, но использование графитовых рулей на двигателях, работавших более 100-120 секунд, приводило к их полному разрушению, поэтому проблема была решена другим методом.
Так, ошибка физика не остановила развитие ракетной техники. Пройдут годы, и «ошибка» другого физика-атомщика А. Сахарова даст ускорение развитию ракетной техники и будет способствовать запуску первого человека в космос.