Так называлась серия отечественных транспортных космических кораблей, запуски которых производились в 70-80-х годах XX века. К началу 70-х годов, когда начали функционировать орбитальные станции серии «Салют», основные исследования были перенесены на них. Возникла необходимость значительного увеличения веса полезного груза, доставляемого на станцию, что, в частности, было связано с жизнеобеспечением возросшего количества космонавтов, одновременно находившихся на орбите (в отдельные моменты до шести человек). В связи с этим в СССР создается новая модификация корабля «Союз» — транспортного. Серия «Союз Т» — также транспортные корабли для доставки космонавтов и оборудования на орбитальные станции.
Разработан корабль в КБ С.П. Королева. Его экипаж предполагал наличие трех человек. Длина корабля серии «Союз Т» составляла 7.5 м, диаметр 2.7 м, обитаемый объем помещений 9 куб.м. Длительность автономного полета 14 дней, в пристыкованном к орбитальной космической станции («Салют») состоянии — 160 дней. На «Союзах Т» были установлены усовершенствованная система сближения «Игла» и новый модуль обслуживания.
КК «Союз-Т» и грузовые транспортные корабли «Прогресс»
Первый корабль серии «Союз Т-1» был запущен 16 декабря 1979г. Полет проходил в беспилотном режиме. Была произведена стыковка с орбитальной станцией «Салют». 5 июня 1980г. был запущен пилотируемый «Союз Т-2», который произвел стыковку с орбитальным комплексом «Салют-6»-«Союз-36». 27 ноября 1980г. на орбиту запускается «Союз Т-3», который пристыковывается к комплексу «Салют-6 — Прогресс-11».
Всего, по официальным советским данным, в период с декабря 1979г. по март 1986г., когда начала функционировать орбитальная станция «Мир», было запущено 15 кораблей серии «Союз Т». Одновременно было запущено 17 кораблей серии «Прогресс», обычно доставлявших необходимый полезный груз для работ очередной экспедиции, которые затем отстыковывались, переводились на другую орбиту и сгорали в атмосфере.
С 12 марта по 26 мая 1981г. на орбите работал комплекс «Салют-6»-«Союз-40»-«Союз Т-4». Одновременно, для обеспечения работ был произведен запуск транспортного корабля «Прогресс-12». На этом совместные работы двух программ — со станцией «Салют-6» и с серией кораблей «Союз» заканчиваются.
Станция «Салют-7» была выведена на орбиту 17 апреля 1982г. В том же году с ней производили стыковку «Союз Т-5» (запуск 13 мая), «Союз Т-6» (запуск 24 июня) и «Союз Т-7» (запуск 19 августа). Запуск этого корабля и стыковка со станцией «Салют-7» примечательны тем, что в состав экипажа входила вторая женщина-космонавт С.Е. Савицкая. Запуск корабля «Союз Т-8» (20 апреля-27 апреля 1984г.) и его стыковка со станцией «Салют-7» отличались от предыдущих. Теперь комплекс был дополнен стыковкой с ИСЗ «Космос-1443», который представлял собой межорбитальный буксир, состоящий из орбитального блока и возвращаемого аппарата. 27 июня 1983г. запускают корабль «Союз Т-9», который сменяет «Союз Т-8», входящий в комплекс «Салют-7-Космос-1443» .
«Союз Т-10» (запуск 8 февраля-11 апреля 1984г.) стыкуется с комплексом «Салют-7».
Ггрузовой корабль «Прогресс-19» стартует на комплекс 21 февраля 1984г. 31 марта 1984г. он отделяется от станции и прекращает свое существование. 3 апреля 1984г. стартует «Союз Т-11». На орбите работает комплекс «Салют-7»- «Союз Т-10» — «Союз Т-11». 17 июля 1984г. на стыковку с комплексом «Салют Т-10» — «Союз Т-11» стартует корабль «Союз Т-12» (17-29 июля 1984г.) с женщиной-космонавтом С.В. Савицкой, которая в сопровождении космонавта А.А. Джанибекова 25 июля 1984г. впервые вышла в открытый космос. После проведения этого эксперимента «Союз Т-11» и «Союз Т-12» отстыковываются от станции и 2 октября 1984г. возвращаются на Землю.
6 июня 1985г. со станцией «Салют-7» стыкуется корабль «Союз Т-13» (6 июня-26 сентября). 10 июля — ИСЗ «Космос-1669», а 14 июля — «Союз Т-14» (14 июля-21 ноября). 29 июля «Космос-1669» отстыкован, переведен на другую орбиту и прекратил существование. 26 сентября был отстыкован и вернулся на Землю «Союз Т-13», а 27 сентября 1985г. запускают «Космос-1686», образуя новый орбитальный комплекс «Салют-7-Союз Т-14 — Космос-1686». К сожалению, программу этого полета пришлось сократить из-за болезни командира корабля В.В. Васютина. 21 ноября «Союз Т-14» совершил посадку, а оставшийся на орбите комплекс «Салют-7-Космос-1686» продолжил полет в автоматическом режиме.
Последний корабль этой серии «Союз Т-15» стартовал 13 марта 1986г. 15 марта он произвел стыковку с новой станцией «Мир», выведенной на орбиту 20 февраля 1986г. Для обеспечения «Мира» топливом и оборудованием 23 апреля 1986г. стартуют грузовые корабли «Прогресс-25» и «Прогресс-26». Что касается экипажа «Союза Т-15» в составе Л.Л. Кизима и В.А. Соловьева, то, проверив станцию «Мир» и произведя 5 мая отстыковку, экипаж начал первый в истории орбитальных полетов перелет на станцию «Салют-7», которая в комплексе с «Космосом-1686» функционировала в автономном автоматическом режиме. После успешно проведенной стыковки экипаж комплекса «Салют-7»-«Союз Т-15»-«Космос-1686» продолжил программу работ, прерванную из-за болезни командира «Союза Т-14». Ориентация комплекса осуществлялась с помощью «Космоса-1686» (заметим, что в этот же период были проведены летные испытания модернизированного корабля «Союз ТМ»). 26 июня 1986г., после консервации комплекса «Салют-7»-«Космос-1686» была произведена расстыковка и осуществлен повторный перелет на станцию «Мир», где космонавты провели ряд работ и экспериментов по подготовке станции для работы следующих экспедиций.
Экипаж «Союза Т-15» возвратился на Землю 16 июля 1986г. Космонавты Л.Д. Кизим и В.А. Соловьев провели в космосе 125 суток. Таким образом, с окончанием серии «Союзов Т» окончилась и активная эксплуатация станции «Салют-7». Комплекс «Салют-7»-«Космос-1686» был переведен на орбиту высотой 483 км и выведен в автоматическом режиме на ресурсные испытания.
На смену кораблям «Союз Т» пришли корабли серии «Союз ТМ», так называемой 100-й серии.
«Союз ТМ2» в полете
Численность экипажа корабля этой серии составляет 1-3 человека. Корабль «Союз ТМ» состоит из приборно-агрегатного отсека и двух обитаемых отсеков: спускаемого аппарата и бытового отсека. Корабль «Союз ТМ» предназначался для доставки грузов и экипажей на МКС, что позволило значительно снизить стоимость проведения транспортных операций. «Союз ТМ» может причаливать к стыковочным узлам на служебном и универсальном стыковочных модулях МКС. Также были исследованы возможности использования «Союза ТМ» в качестве корабля-спасателя по программе «Фридом».