Понятие «твердое топливо» по отношению к ракетам слишком широко. В историческом аспекте до 50-х годов ХХ века оно было связано с различными видами порохов. Только после разработки в Америке смесевого топлива термин «твердое топливо» связывают с баллистическими ракетами. Смесевым оно было названо так потому, что окислитель и горючее не хранились отдельно, а содержались в одной смеси, и по энергетическим характеристикам оно значительно превышало пороха. Когда в публикациях говорится, что к 1945г. Россия занимала лидирующее место в мире по ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), то имеются в виду пороховые. До 50-х годов в России, США и Англии ни твердотопливных, ни жидкостных ракетных двигателей не было, а то, что имелось, было скорее авиационными ускорителями.
В аспекте истории космонавтики РДТТ можно рассматривать и в авиации, только как ускорители на начальном этапе космического полета, что осуществлено американцами на своих «шаттлах». А вот в военном аспекте РДТТ имеют явное преимущество по всем тактико-эксплуатационным и экономическим показателям. С.П. Королев, занимавшийся созданием ракеты Р-7, в которой превалировала космическая компонента, только к концу 50-х годов оценил правильность решения американцев. Недаром Б. Черток назвал главу, посвященную нашей твердотопливной ракете, «Исправление ошибок великих». Работа С.П. Королева по созданию твердотопливного ракетостроения в нашей стране была действительно исправлением стратегической ошибки военного ракетостроения в СССР. Но так как рассмотрение военного ракетостроения не относится к тематике данной книги, то авторы вынуждены касаться этих вопросов только в плане исторического развития ракетостроения и исследования космоса, освещение боевых ракет осуществляется в чисто ознакомительной форме.
Работы над ракетой начались в 1958 г., когда С.П. Королеву и военно-политическому руководству страны стало абсолютно ясно, что Америка для боевых межконтинентальных ракет стратегического назначения выбрала направление на создание твердотопливных ракет типа «Минитмэн» и «Полярис» с дальностями от 2 до 3 тыс. км. В 1958г. было принято решение о ликвидации НИИ-58, занимавшимся снарядами, порохами и баллистикой под руководством Грабина. Производственные мощности и все специалисты были переданы С.П. Королеву, и на базе этого предприятия был создан коллектив, который занялся созданием твердотопливных ракет. В ноябре 1959г. вышло Постановление Правительства, согласно которому дальность ракеты РТ-1 определялась 2 500 км, а вес головной части — 800 кг. Вес трехступенчатой ракеты должен был составить 35.5 т. Не дожидаясь, начала летно-конструкторских испытаний ракеты РТ-1, 4 января 1961г. выходит Постановление Правительства о создании межконтинентальной твердотопливной ракеты РТ-2. Вес ракеты определялся 46.1 т., дальность — 10500 км, головная часть должна быть такой же, как у Р-9 и Р-16 с тротиловым эквивалентом 1.65 Мгт.
28 февраля 1962 г. был проведен пуск первой советской твердотопливной ракеты средней дальности РТ-2. Запуск производился с космодрома Капустин Яр из шахты, переоборудованной для янгелевской ракеты Р-14. Но так как при старте с полигона Капустин Яр невозможны были испытания на полную дальность, их перенесли на полигон Плесецк, где они начались 4 ноября 1966г. Как показала дальнейшая эксплуатация ракеты, она стала наиболее надежной в стратегических ракетных войсках. В период до 3 октября 1968г. в процессе летно-конструкторских испытаний было проведено 25 пусков, из которых 16 были успешными. В 1968 г. ракета РТ-2 была принята на вооружение. Таким образом, наша первая твердотопливная стратегическая межконтинентальная ракета появилась на 7 лет позже американской. Интересно отметить, что к работе над 2-й и 3-й ступенями был привлечен коллектив ленинградского КБ «Арсенал». Как пишет Б. Черток, с 1968г. по 1994г. было проведено более 100 пусков ракеты РТ-2.
25 лет ракетные комплексы обеспечивали на боевом дежурстве безопасность нашей страны. Именно разработка этой ракеты стимулировала создание эффективного смесевого топлива и доказать преимущество РДТ.
Основные данные ракеты РТ — 2
1. Дальность км. 9600 – 12000 (в зависимости о головной части)
2. Вес головной части в кг. 500 — 1400
3. Число ступеней 3
4. Стартовый вес т. 46.1 – 51.0
5. Тяга двигателя 1 ступени тс. 91
6. Запуск из шахты.