При изложении истории развития ракетной техники в 30-е годы в СССР основное внимание концентрируется на работах С.П. Королева, М.К. Тихонравова, В.П. Глушко (ГИРД, ГДЛ и РНИИ) в плане создания военной ракетной техники. В тоже время в 30-е годы интенсивно начинают развиваться такие области науки, как физика различных излучений, в том числе космических, метеорология, авиация и ряд других, для которых было необходимо знание условий и физического состояния атмосферы выше 30 км, т.е. в стратосфере. Радиозонды, изобретенные П.А. Молчановым, поднимались до высоты 30-35 км. Поэтому нужны были технические средства для достижения больших высот. Эта проблема обсуждалась на открывшейся 2 марта 1935г. в Москве Всесоюзной конференции по применению реактивных летательных аппаратов для освоения стратосферы. С.П. Королев предлагал ракетопланы, а М.К. Тихонравов настаивал на ракетах с вертикальным взлетом. Кроме военного ведомства, технические задания на создание ракет с учетом своей специфики предлагали Физический институт АН СССР (А. Иоффе) и Гидромет (О. Шмидт).
Ниже приводятся данные Л.А. Ведешина о довоенных геофезических ракетах и авторах их разработки («История авиации и космонавтики», М.: Вып. 15, 1972г.).
Эти ракеты предназначались для вертикального полета. В большинстве случаев они имели отделяющуюся головную часть, в которой находились различные приборы, парашют и устройство его раскрытия. А некоторые ракеты спускались на парашюте полностью. Ряд ученых и конструкторов рассматривали эти ракеты как начальный этап осуществления полета человека на ракете.
1931г. – проект метеорологической ракеты А.И. Полярного. Длина – около метра, двигатель пороховой с тягой около 40 кг. Высота подъема – 6 км. Проект не был осуществлен.
1932г. – ракета В.В. Разумова — А.Н. Штерна. Длина – 2.665 м. Сначала планировался ЖРД с тягой 200 кг, но в связи с трудностью его изготовления двигатель был заменен на пороховой и старт произошел в 1934г. Высота подъема составила 5 км.
1932г. – ракета В.В. Разумова. Длина – 2.11 м. Пороховой двигатель с тягой 148 кг. Высота подъема около 10 км. В упрощенном варианте запускалась в 1934г.
1933г. – ракета Ф. Цандера «ГИРД-09» с ЖРД (жидкий кислород и сгущенный бензин) с тягой около 38 кг. 17 августа 1933г. был осуществлен первый запуск этой ракеты в СССР.
1933г. – ракета Ф. Цандера «ГИРД-Х». Длина – 2.2 м, двигатель ЖРД (жидкий кислород и этиловый спирт). 25 ноября 1933г. достигла высоты 80 м.
1933г. – проект ракет В.П. Глушко РЛА (1, 2, 3). Длина около 2 м. Двигатели ЖРД с тягой около 300 кг. Проект был прекращен в конце 1933г.
1933г. – стратосферная ракета РДД – 11 В.С. Зуева. Высота подъема – 50 км, ЖРД с тягой 600кг. Проект осуществлен не был.
1934г. – ракета А.И. Полярного. Длина – 1.7 м. ЖРД с тягой 25-40 кг. Высота подъема 0.5 км. Первый пуск в 1935г. оказался неудачным.
1935г. – ракеты конструкции Л.К. Корнеева. Разработаны 2 варианта — длиною 1.5 м и 05 м. ЖРД для обоих вариантов с тягой 650 кг. Высота подъема от 40 до 65 км. 14 апреля 1937г. Л. Корнеев письменно докладывает И.В. Сталину, что 11 апреля 1937г. созданная им стратосферная ракета достигла высоты 2500 м («Военно-исторический журнал» № 2 за 1996г). Другие источники ставят этот результат под сомнение.
АвиаВНИТО
1936г. – ракета М.К. Тихонравова «АвиаВНИТО». Создана на базе ракеты «ГИРД-05». Длина – 3.225 м. ЖРД Душкина с тягой 300 кг. Топливо – жидкий кислород и спирт. Характерно, что именно такие компоненты использовались впоследствии на немецкой ракете Вернера фон Брауна А4 (Фау-2) и «семерке» С.П. Королева. Первый запуск ракеты «АвиаВНИТО» был осуществлен 6 апреля 1936г., а 15 августа 1937г. ракета поднялась на высоту около 3 км.
1936г. – проект ракеты Нистратова. Данные отсутствуют, проект не был осуществлен.
1937г. – по заданию Физического института АН СССР был разработан проект ракеты для достижения высот более 50 км с ЖРД с тягой 170 кг.
Таким образом, в довоенный период работы по созданию ракет велись целым рядом конструкторов. Сравнение результативности с работами Вернера фон Брауна в Германии (немецкие ракеты А1, А2, А3) показывает, что ракетостроение в России и Германии шло одинаково. Однако ракетостроение в довоенный период не получило широкого развития в нашей стране, впрочем, как и в Германии до 1935г. Причина заключается в том, что практически не было создано ни одной ракеты, которая смогла бы доставить научную аппаратуру на высоту 30 и более километров. К тому же еще не были созданы мощные ЖРД, отсутствовали эффективные топлива и жаростойкие материалы.
Двигатель Вальтера – прототип настоящих мощных двигателей был создан только в 1936г.
Напомним некоторые даты создания многоступенчатых ракет.
11 апреля 1937г — первые летные испытания экспериментальных кислородно-спиртовых баллистических ракет конструкторского бюро № 7-Р-03 конструкции Л.К.Корнеева и Р-06 конструкции А.И. Полярного.
5 марта 1939. был проведен первый успешный полет первой в мире отечественной двухступенчатой ракеты «ВР-3» конструкции И.А. Меркулова с прямоточным ВРД на второй ступени. Ракета спроектирована в реактивной секции (группой Стратосферного комитета) Осоавиахима (руководимой И.А.Меркуловым). Первая ступень ракеты представляла собой разгонную часть с твердотопливным двигателем конструкции А.И. Полянского, вторая ступень была с ПВРД (прямоточным воздушно- реактивным).