Традиции коммунистической бюрократии к каждому съезду партии готовить какое-либо грандиозное мероприятие, особенно в авиации, воздухоплавании и космонавтике иногда приводили к трагическим последствиям. В период работы ХVII съезда ВКП(б) 30 января 1934г. в стратосферу стартовал стратостат «Осоавиахим-1». Экипаж — командир П.Ф. Федосеенко, главный инженер А.Б. Васенко и инженер И.Д. Усыкин. Стратостат достиг высоты 22 км. На высоте около 20 км стратостат обледенел. От перегрузки лопнул сварной шов, и стальная сфера гондолы упала на землю. Все члены экипажа погибли.
Необходимо отметить, что это был второй запуск стратостата в СССР. Первый состоялся 30 сентября 1933г. Экипаж – Г. Прокофьев, К. Годунов и Э. Бирнбаум. Стратостат достиг высоты 19 километров.
Первый в мире стратостат построил бельгиец О. Пикар и 27 мая 1931г. поднялся на нем на высоту более 15 километров. После аварии стратостата «Осовиахим-1» работы в этом направлении были прекращены.
Только в 1961г. новый рекорд поставил американец М. Росс, достигнув высоты 34 668 метров.
Еще об одной трагедии, связанной со стратостатом, рассказывает А. Железняков в своей книге «Тайны ракетных катастроф».- М.: «Яуза» «ЭКСМО», 2004.
«Стратостат «Волга» стартовал 1 ноября 1962г. в 7 часов 44 минуты утра по московскому времени с военного аэродрома на окраине города Вольск. Через два часа 20 минут он достиг максимальной высоты 25 458 метров, и с Земли поступила команда к началу «работы».
Первым из кабины стратостата катапультировался Евгений Андреев. Его задачей было испытание системы аварийного покидания гондолы стратостата, аналога космической капсулы, и оценка возможности свободного падения в разряженных слоях атмосферы в серийном высотном снаряжении «ККО-3».
Двадцать четыре километра Андреев преодолел в свободном падении и лишь на высоте 900 метров раскрылся купол. Все прошло успешно, и спуск на Землю занял чуть более 6 минут. На некоторых участках парашютист развивал скорость 900 километров в час. …
Вторым покидал кабину Петр Долгов, облаченный в высотный скафандр «СИ-3М» – прообраз современного космического снаряжения. В его задачу входило и испытание специальной парашютной системы, обеспечивавшей автоматическое раскрытие купола на определенной высоте без вмешательства человека. По мысли конструкторов, среди которых был и сам Долгов, такая система могла сохранить жизнь летчика или космонавта в нештатной ситуации, если бы он, например, потерял сознание.
Долгов покидал кабину «Волги» самостоятельно, без использования специальных средств (катапульты). Вот тут-то и произошла трагедия, о которой стало известно через несколько десятков минут. От срабатывания катапульты после прыжка Андреева, а также из-за сильных ветров на высоте гондола стратостата раскачивалась, и Долгов, покидая ее, случайно ударился шлемом об обшивку. Стекло не выдержало, образовалась небольшая трещина, через которую мгновенно вышел весь воздух, вскипела кровь в сосудах, испытатель погиб. А оборудование продолжало работать, как ему было положено … Через 38 минут тело Долгова опустилось на Землю».
После этой катастрофы за рубежом муссировались слухи, что Долгов погиб при полете в космос.
Но бывали случаи и с благополучным исходом. 25 мая 1919 г. с аэростата, терпящего аварию, впервые на парашюте спасся красноармеец Горбачев.
В последнее время в зарубежной печати стали появляться сообщения, что француз Мишель Фурнье намеревается осуществить «Большой прыжок» с высоты 40 км, на которую он собирается подняться в гондоле, привязанной к воздушному шару. Испытания планируется провести на территории канадской провинции Саскачеван. Фурнье уже дважды (в сентябре 2002г. и в августе 2003г.) пытался совершить стратосферные прыжки, но это не удалось сделать из-за неблагоприятной погоды и проблем с надувным шаром.