Космический корабль «Джемини-8» был запущен 16 марта 1966 г. с мыса Кеннеди. Экипаж: Н. Армстронг и Д. Скотт. Данный полет мог окончиться гибелью обоих космонавтов. Но благодаря своей блестящей подготовке, Нил Армстронг и Дэвид Скотт сумели справиться с возникшими проблемами. В связи с тем, что «Джемини-6» не провел маневра стыковки с запущенным до него космическим аппаратом, Армстронгу и Скотту выпала честь первыми совершить этот маневр. Они стартовали через 1 час 41 минуту после запуска ракеты «Аджена». Через 6 час. 10 мин. оба космических аппарата, пролетая над восточной частью Тихого океана, находились примерно в 20 м друг от друга. «Джемини» шел с такой же скоростью, как и «Аджена» – 7600м/сек. Армстронг осторожно сближался с «Адженой». Готовый пойти на стыковку, он удерживал свой космический корабль на расстоянии менее одного метра, до тех пор, пока они не оказались над южной частью Атлантического океана и не установили радиосвязь с контрольным судном «Роз Нот».
Фото NASA . Первая стыковка в космосе. Последняя ступень ракеты «Аджена», к которой приближается корабль «Джемини-8» для стыковки с ней. 16 марта 1966 г.
Проверив и сравнив данные о полете, оператор управления полетом на «Роз Нот» дал Армстронгу разрешение произвести стыковку, и этот исторический маневр был совершен через 6 часов 34 минуты после запуска «Джемини-8» с мыса Кеннеди.
Совершив маневр, Армстронг сообщил на «Роз Нот», что «все прошло без сучка и задоринки», что «Аджена» держится устойчиво и что колебаний не отмечается.
Но примерно через 27 минут соединившихся «Джемини» и «Аджену» стало неистово трясти и бросать из стороны в сторону. Космонавты подумали, что произошло нарушение в системе управления ракеты «Аджена», и поэтому отключили ее, перейдя на систему управления «Джемини». Примерно на четыре минуты вращение и вибрация уменьшились, и экипаж пытался проводить намеченные маневры все еще сцепленных «Джемини» и «Аджены». Вдруг вибрация снова усилилась. Космонавты решили разъединить космические аппараты, но в тот момент, когда они оторвались от «Аджены», контроль над капсулой «Джемини» был потерян, и она начала вращаться вокруг своей оси с головокружительной быстротой, совершая по одному обороту в секунду. Стабилизировать космический аппарат космонавтам удалось лишь при помощи ракет, предназначающихся обычно для использования при возвращении в плотные слои атмосферы и спуске для приземления.
На основании данных, поступивших с космического корабля и с «Аджены», а также сообщений пилотов, инженеры проекта «Джемини» пришли к заключению, что вибрация была вызвана коротким замыканием в одной из малых ракет стабилизации, которую никак не удавалось выключить. Узнав, что Армстронг и Скотт стараются стабилизировать космический корабль, используя ретроракеты, которые играют решающую роль при возврате на Землю, руководитель полета отдал «Джемини-8» приказ идти на посадку в специально намеченном для аварийных случаев вспомогательном районе в западной части Тихого океана.
На пресс-конференции после полета д-р Роберт Гилрут сказал, что в течение первых семи часов полет проходил успешно, что запуск «Джемини» и «Аджены» можно назвать почти безупречным и что стыковка протекала совершенно гладко. Затем он добавил: «Экипаж космического корабля и наземный персонал прекрасно справились с возникшей по ходу полета аварийной ситуацией. Мы очень рады, что перед нами возникла такая трудная задача, и что мы сумели ее разрешить и обеспечить благополучное возвращение капсулы… Мы многому научились… большему, чем предполагали».
Армстронг и Скотт подтвердили сообщения экипажей «Джемини-7» и «Джемини-6», что держаться на определенной дистанции от другого космического аппарата не трудно, а Армстронг добавил, что считает и стыковку сравнительно простым маневром. Даже когда им грозила авария, ни Армстронг, ни Скотт не хотели прервать полета, так как им еще предстояло провести ряд экспериментов.
Журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, спрашивали космонавтов, что они ощущали, когда вращение корабля достигло максимума. На это Армстронг ответил, что им было трудно держать голову в нужном положении и определять, где находятся автоматические выключатели и переключатели на щите управления у них над головой. Он сравнил этот случай с ощущениями пилота-испытателя, самолет которого спускается штопором.
Программа подготовки космонавтов
После тщательного отбора 20 летчиков ВВС приступили к выполнению специальной программы и тренировок 16 марта 1960г. Занятия проведены:
По основам космической и ракетной техники 95 ч.
По конструкции корабля «Восток» 90 ч.
По специальному курсу астрономии 33 ч.
По основам геофизики 24 ч.
По основам космической и авиационной медицины 92 ч.
По курсу киносъемок 65 ч.
По каждому предмету приняты зачеты и у шести человек приняты государственные экзамены. Этим шести пилотам присвоено звание космонавта.
С космонавтами были проведены следующие специальные тренировки и испытания.
- Тренировка на самолете, специально переоборудованном для создания условий невесомости. Космонавтами выполнено по 4-5 полетов, в течение каждого полета невесомость создавалась 3 раза по 35-40 с.
- Проведено 95 испытаний на центрифуге с участием 19 человек, при этом имитировались те ускорения, которые будут иметь место в нормальном космическом полете.
- С каждым космонавтом проведено 8-9 тренировок при температуре +700С, при влажности до 30%, с временем пребывания от 30 мин до 2 ч.
- Проведено 17 испытаний в условиях изолированного пространства ограниченного объема в одиночестве при отсутствии внешней информации продолжительностью 10-15 сут.
- Все космонавты прошли испытания на вибростенде при виброперегрузках 10 ед. в течение 1 часа.
- 15 слушателей совершили по 38-45 парашютных прыжков с высоты 4 тыс. метров с задержкой раскрытия до 50 с на твердый грунт и с приводнением. 13 слушателям присвоено звание инструктора парашютно-десантной службы ВВС.
В результате тренировок отобрана группа из шести космонавтов, которые прошли непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток»:
а) суточный эксперимент в корабле при пользовании штатными средствами жизнеобеспечения;
б) 5 ч. пребывания в скафандре с целью его подгонки;
в) специальные тренировки на тренажере корабля «Восток» при имитации системы пилотирования и ориентации;
г) изучение полетных заданий, карт района приземления, ведения связи и т.д.
д) изучение неприкосновенного запаса, пользование радиосвязью и пеленгацией, определение положения на местности;
е) непосредственно на стартовой позиции космонавты проходили тренировку посадки в объект;
ж) тренировки в одевании и подгонке скафандра и подвесной системы;
з) с целью испытания систем жизнеобеспечения корабля проведено 12 длительных (до 14 сут.) экспериментов по отработке систем регенерации и кондиционирования воздуха.
Проведено 12 комплексных экспериментов с человеком.
Проводились испытания по парашютным системам с неприкосновенным аварийным запасом (НАЗ).