Яндекс.Метрика

Полет космического корабля «Союз Т-3»

soyuz-t-3

29 ноября 1980г. в СССР осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-3», пилотируемого экипажем в составе командира корабля летчика-космонавта СССР Л.Д. Кизима и летчиков-космонавтов СССР Г.М.Стрекалова и О.Г.Макарова (первый полет космических кораблей серии «Союз «Т» в трехместном варианте).

33

В соответствии с планом летно-конструкторских испытаний корабля «Союз-Т» второй пилотируемый испытательный полет на «Союзе Т-3» (11Ф732 № 8Л) планировался на IV квартал 1980 г. Программа испытаний предусматривала стыковку со станцией «Салют-6».  Для этого полета в октябре 1979г. были сформированы два экипажа: В.Г.Лазарев — Г.М.Стрекалов; Ю.Ф. Исаулов — Н.Н.Рукавишников. Немногим позже было решено одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты. С этой целью в декабре 1979г. в экипажи были включены космонавты-исследователи ИМБП В.В.Поляков и М.Г.Потапов. В этом составе экипажи готовились до конца мая 1980г. В связи с тем, что испытания беспилотного корабля «Союз Т» и пилотируемого «Союза Т-2» были полностью успешными, а также из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников». С июня 1980г. для полета на «Союзе Т-3» в качестве основного «ремонтного» экипажа стали готовиться Л.Д. Кизим и О.Г.Макаров, только что отдублировавшие Ю.В.Малышева и В.В.Аксенова, а также К.П.Феоктистов — проектант станции «Салют-6». Бывший первый экипаж В.Г. Лазарев — Г.М. Стрекалов — В.В. Поляков стал дублирующим. В третий экипаж Ю.Ф. Исаулова вместо Н.Н. Рукавишникова был включен В.В.Лебедев. Экипаж начал готовиться в качестве резервного для «ремонтного» полета и основного для 5-й длительной экспедиции на «Салют-6». Однако на этом «пертурбации» с экипажами корабля «Союз Т-3» не закончились. За два месяца до намеченного старта у К.П. Феоктистова обнаружили язву, и после операции в экипаж он не вернулся. В октябре 1980г. его заменил Г.М. Стрекалов из дублирующего экипажа, а на место Стрекалова в дублирующий экипаж был поставлен В.П. Савиных, который уже готовился в группе длительных полетов с В.В.Коваленком. Таким образом, до финиша подготовки экипажи добрались в следующих составах: первый — Кизим-Макаров-Стрекалов; второй — Лазарев-Савиных-Поляков.  Космический корабль «Союз Т-3», пилотируемый командиром Леонидом Кизимом, бортинженером Олегом Макаровым и космонавтом-исследователем Геннадием Стрекаловым стартовал 27 ноября с космодрома Байконур. На следующий день в 18:54 корабль успешно состыковался со станцией «Салют-6». Весь процесс сближения и стыковки происходил в автоматическом режиме, вмешательство экипажа не потребовалось. Комплекс «Салют-6- «Союз Т-3»-«Прогресс-11» начал работать в пилотируемом режиме. Сразу же экипаж запустил несколько научных экспериментов (установки «Сплав» и «Кристалл», эксперимент с выращиванием растения арабидопсис, эксперименты «Голограмма» и «Амплитуда») и приступил к серьезному обследованию систем и агрегатов станции.  С 4 декабря начались ремонтные работы. Экипаж вскрыл электронный блок в системе телеметрических измерений, заменил несколько элементов, собрал его и испытал. Теперь блок функционировал нормально. 5 декабря О.Г. Макаров и Г.М. Стрекалов отремонтировали систему управления бортовым комплексом станции, заменив неисправный блок коммутации электропитания. В этот же день подключили новый комплект оборудования программно-временного устройства. 6 декабря экипаж заменил преобразователь электропитания компрессоров системы дозаправки объединенной двигательной установки станции и приступил к основной задаче — ремонту системы терморегулирования. Эта система включает в себя огромное количество трубопроводов, вентиляторов, радиаторов, насосов. Сердце системы — блок гидронасосов — превысил свой ресурс более чем вдвое. Еще Валерий Рюмин и Леонид Попов обнаружили ненормальные шумы при его работе. В любой момент блок мог отказать — и тогда станция могла бы замерзнуть или перегреться… Было принято решение «врезать» в контур терморегулирования новый гидроблок с четырьмя насосами. Экипаж «Маяков» тщательно отработал технологию ремонта на Земле. Еще 1 декабря космонавты вскрыли облицовочную панель в районе старого гидроблока. Макаров обычной ножовкой отпилил часть металлической рамы, чтобы получить доступ к трубопроводу. Опилки пришлось собирать бортовым пылесосом. Затем, 6 декабря под руководством Кизима, читавшего вслух инструкцию, Макаров укрыл трубопровод в нужном месте прозрачным полиэтиленовым покрывалом с молнией и нарукавниками, чтобы антифриз не попал в атмосферу станции, засунул туда руки и, действуя гаечным ключом 36×32, разъединил трубопровод. Стрекалов ему помогал, подавая нужные инструменты. После этого Макаров присоединил к трубам гибкие шланги нового гидроблока. Вылившийся антифриз был собран салфетками. Таким образом, впервые в условиях невесомости была произведена разгерметизация гидросистемы и без слива рабочего тела в контур врезан новый агрегат. Проверка системы терморегулирования, проведенная 7 декабря, показала ее нормальное функционирование. 8 декабря все ремонтные работы на борту «Салюта» были завершены, и экипаж приступил к консервации станции. Во второй половине дня с помощью двигателей «Прогресса-11» космонавты подняли орбиту станции. 9 декабря они завершили работы с «грузовиком» и в 13:23 провели его отстыковку от комплекса. 10 декабря «Маяки» успешно возвратились на Землю. Их полет завершил испытания нового транспортного корабля «Союз Т» и продлил ресурс станции «Салют-6», что позволило провести еще одну длительную экспедицию.

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

25 + = 31