Если внимательно просмотреть сообщения ТАСС и репортажи журналистов с места приземления Ю. Гагарина и Г. Титова, то можно обратить внимание на один странный момент. Нигде не пишется о методе посадки космонавтов. Просто говорится об успешном приземлении. Репортажи с места приземления тоже ничего не говорят о методе посадки, т.к. журналисты не видели место приземления корабля. И только в 2000г. в газете «Совершенно секретно», № 4 рассказывается о приземлении Ю. Гагарина. Говорится, что механизаторы сначала увидели в небе спускающийся аппарат и ожидали, что он взорвется. В этот же момент они увидели в небе и парашютиста в белом костюме, который приземлился около избушки лесника. Это был Ю. Гагарин.
Таким образом, метод приземления первых космонавтов был таким же, как и посадка капсулы с собаками при полете второго корабля спутника. В отличие от современных спускаемых аппаратов «Восток» не обеспечивал мягкой доставки космонавта до самой поверхности. На высоте 7 км Гагарин должен был катапультироваться. Парашют был неуправляемым, то есть космонавта могло занести в воду, густой лес или овраг. Техника тех времен обеспечивала условную точность приземления, и поэтому Гагарин приземлился в 350 – 400 км от расчетной точки. Посадка Германа Титова осуществлялась таким же методом.
Дело заключалось в том, что для обеспечения мягкой посадки корабля необходимо было или увеличить вес парашютной системы (он составляет 5-8% от веса всего корабля), или использовать тормозные двигатели. К тому моменту оба варианты еще не были отработаны, а их отработка затягивала время запуска. Пошли по другому пути — космонавт катапультировался из корабля и приземлялся самостоятельно, а корабль приземлялся на своем парашюте.
К запуску следующей серии кораблей «Восход» уже была отработана система мягкой посадки всего спускаемого аппарата вместе с экипажем. Для этого в днище аппарата было установлено несколько пороховых двигателей, которые должны были включаться непосредственно перед касанием с Землей и тем самым гасить скорость приземления. Тормозные двигатели мягкой посадки были разработаны в КБ А.М. Исаева.
Создание прибора, обеспечивающего включение в нужный момент этих двигателей, оказалось настолько сложной задачей, что потребовало разработки нового типа измерителей расстояния и скорости, основанных на новых физических принципах и до настоящего времени не имеющих аналогов в мире. Фактически было создано новое научно-техническое направление, получившее название «фотонная техника». Фотонные системы основаны на использовании электромагнитного излучения в рентгеновском и гамма диапазонах, соответствующем длинам волн от 1 до долей А0.
Спускаемые аппараты космических кораблей «Восход»
На рис. из книги К.П. Феоктистова
Аппараты баллистического типа и близкие к ним аппараты скользящего спуска с аэродинамическим качеством до 0.2-0.3 обеспечивают спуск в атмосфере с приемлемыми условиями. В результате, сделан вывод, что крылатые схемы являются нерациональными, и в качестве генерального направления выбрана концепция развития аппаратов баллистического или скользящего спуска с вертикальной посадкой».
Здесь вы можете получить в подарок интересную книжку «Космонавтика ХХ века». Ее авторы — историографы Д.И. Мант и С.Д. Мант. История без прикрас, события и люди, победы и поражения. Трудный путь человечества в Космос.