Яндекс.Метрика

Последний полет Юрия Алексеевича Гагарина

Gagarin

Из дневника Н.П. Каманина.

27 марта 1968 года.

«... Вдруг звонят с аэродрома: нет связи с самолетом Гагарина. Сердце сжимается нехорошим предчувствием. Что-то случилось?! Случилось самое страшное: погибли Гагарин и лучший летчик авиаполка Серегин.

Это был полет на двухместном учебно-тренировочном самолете. Впереди — Гагарин, сзади — командир полка летчик первого класса, Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Серегин. Небо в серой облачности. Задача: отработать технику пилотирования в зоне и по кругу. Такие полеты — в программе подготовки всех космонавтов. Без них трудно, как мы говорим, быть в летной форме. В них шлифуются не только профессиональные навыки, но и проверяется умение работать в условиях перегрузок и шумов. Такие полеты — тренировка в экстремальных ситуациях. Одним словом, все это он уже прошел...

... До отупения прокручиваю магнитофонную ленту, фиксировавшую полет. Знаю ее наизусть. Ну, хотя бы что-нибудь, предвещавшее беду. Голоса ровные. Посторонних звуков нет. А вот и конец записи.

10 часов 19 минут.

— Я — 625-й! Влет в зону!

10 часов 21 минута.

— Я — 625-й! Зону занял. Высота 4200 метров. Выполняю задание.

Затем короткий доклад о выполнении деталей задания.

— Задание в зоне закончил! Разрешите на курс!

Гагарин повторил полученное разрешение.

— Все понял! Выполняю!

Это были его последние слова. Связь оборвалась.

Отметка самолета на индикаторе локатора пропала в районе Киржача. На индикаторе времени — 10 часов 31 минута. Гагарин молчал. Потянулись томительные минуты. Взлетела группа поиска. Аэродром затих. Потом донесение вертолетчика:

— Вижу место падения самолета — 2.5 км юго-восточнее деревни Новоселово...»

По непонятным для авторов причинам эта запись из дневника Каманина приведена в ж. «Огонек» № 16 за 1986г. В третьей книге Н.П. Каманина «Скрытый космос (1967—1968гг.)», изданной в 1999г., эта запись полностью отсутствует, и после 26 марта идет сразу запись 31 марта.

Кстати, именно после этого полета Юрий Гагарин собирался приехать на день рождения отца – Алексея Ивановича Гагарина.

Воздушная обстановка в зоне «20» 27 марта 1968 года
с 10 часов 19 минут до 10 часов 45 минут

145

Воздушная обстановка в зоне «20» 27 марта 1968 года
с 10 час. 19 мин. до 10 час. 45 мин.

  1. Маршрут самолета «625» требует дополнительного уточнения, так как он по данным радиообмена и наблюдений оператора РЛС, восстановленных по памяти.2. Траектория полета самолета «625», показанная на схеме после отметки 10:43, является предположительной.
  2. Самолеты «631» и «632» в момент времени 10:43 находились уже в районе аэродрома Чкаловская.
Командир
экипажа
(позывной)
Тип
самолета
Время
взлета
Отметки времени
10:27 10:30:10 10:43
Н Д Н Д Н Д
Гагарин
Серегин
(«625)Устенко
(«631»)Есиков
(«632»)

Андреев
(«614»)

Борзов
(«116»)

Чайковский
(«128»)
УТИ
МиГ-15МиГ-21МиГ-21

УТИ
МиГ-15

Ан-22

Ан-24
10:19

10:20

10:22

10:30

10:33
4200

5000

3000

0

23

25

4200

5000

3000

Взлет

0

66

12

Взлет

4200

5000

5000

500

1600
0

30

18

57

14

 

10:27 – начало выполнения задания экипажем самолета «625»,

10:30:10 — потеря радиосвязи после окончания выполнения задания,

10:43 — исчезновение отметки на экране радиолокатора,

Н — высота полета в метрах ,

Д — относительное удаление от самолета «625» в километрах.

Прошло более тридцати лет с момента гибели первого космонавта планеты, но до сих пор нет официального заключения о причинах трагедии. Это обстоятельство порождает массу всевозможных мифов и небылиц, обыгрывающих ту или иную версию.

23 марта 1987г. в газете «Правда» была напечатана статья С. Белоцерковского и космонавта А. Леонова «Им не хватило двух секунд...», в которой наиболее объективно и корректно с технической точки зрения излагаются версии гибели и порядок исследования ее причин.

Согласно авторам, после гибели Ю. Гагарина несколькими организациями высокого уровня были произведены комплексные исследования причин трагедии. Были внимательно изучены предполетная подготовка, техническое состояние самолета и работа всех его систем во время полета, метеообстановка, а также наличие в зоне полета других летательных аппаратов (метеорологических зондов и самолетов).

Комиссии не обнаружили никаких фактов, которые могли бы вызвать подозрение. Катапультами летчики не пользовались. Анализ разговоров, тембра голосов, анализ крови и другие анализы останков не показали никакого отклонения от нормы.

В результате, на основании анализа метеорологической обстановки был выдвинут ряд версий, которые так и остались на уровне гипотез.

В районе полета в это время наблюдалась почти сплошная облачность, причем в два слоя. Нижний занимал высоту от 660-500 до 150 метров, а верхний — от 4500 до 5500 метров.

После получения разрешения на разворот на курс 320 и выполнения задания полет проходил между двумя слоями сплошной облачности. Вблизи верхний границы нижнего слоя (около 600 метров над землей) самолет, вероятно, свалился на крыло, вследствие больших нагрузок при маневре, в сторону виража или спирали. А подвеска дополнительных баков под крылом могла способствовать более раннему входу в штопор. Находясь в этот момент под воздействием 10-11-кратных перегрузок, А. Гагарин и В. Серегин действовали абсолютно согласовано и высокопрофессионально, пытаясь вывести самолет из штопора. Как показали отпечатки пальцев на рукоятках и отпечатки ступней на педалях, действия обоих летчиков были абсолютно правильными. Но надо иметь в виду, что при 12-кратных перегрузках конструкция самолета уже находится на пределе. Летчикам не хватило 250-300 метров, т.е. 2 секунд.

Последний полет Гагарина длился всего 12 минут.

К. Феоктистов, говоря о причинах некатапультирования Ю. Гагарина и В. Серегина, пишет, что Гагарин летел впереди на месте ученика, а Серегин сзади на месте инструктора. В аварийной ситуации первым должен был катапультироваться Серегин, а затем Гагарин. Если бы первым катапультировался Гагарин, то Серегин уже не мог бы катапультироваться.

И все-таки в гибели Юрия Гагарина есть какой-то рок. За 25 лет до этого, с разницей в один лишь день, час в час, 26 марта 1943г. при аварии первого отечественного реактивного самолета БИ-1 погиб знаменитый летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи, звание Героя Советского Союза которому было присвоено лишь 28 апреля 1973г.

147

 Последний полет Гагарина длился всего 12 минут

148

Не стало Юры Гагарина

     До сегодняшнего дня существует мнение, что одной из главных причин гибели Гагарина является появление в районе полетов неизвестного самолета типа СУ-15. Как пишут Н.Н. Непомнящий и А.Ю. Низовский в книге «Сто великих тайн» (М., Вече, 200г.): «По прошествии многих лет все справедливее становится печальное замечание И. Волка: восстановить картину гибели первого космонавта планеты уже вряд ли удастся. И сегодня, по существу, всерьез обсуждается лишь одна версия о попадании самолета Гагарина в струю сверхзвукового истребителя. Версия не бесспорная, но другой не существует…».

Проходят годы и появляются новые версии о причинах гибели Гагарина. В 2005г. в «Энциклопедии» А. Железнякова появилось сообщение, что И. Кузнецов считает, что Гагарин и Серегин в последние моменты полета были без сознания, т.к. в кабине был кем-то перекрыт вентиляционный клапан.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий