Рассматривая историю создания ракет в СССР в период до 1966г., приходишь к мысли, что С.П. Королев отдал приоритет созданию не боевой, а космической ракете для освоения и изучения космоса. Официально этого никогда и никто не говорил, но сама логика создания ракет наводит на эту мысль. После создания и первых пусков знаменитой Р-7 в 1957г. стало очевидно, что, как ракета боевого использования, она имеет недостатки, основными из которых являлись достаточно длительный период предстартовой подготовки и наличие наземных стартовых комплексов. Необходимо отметить, что к концу 60-х годов наша страна была плотно окружена американскими базами, на которых стояли такие ракеты средней дальности, как «Редстоун» и особенно «Першинг», первый пуск которой состоялся 25 февраля 1960г.
Американская ракета «Першинг» обладала большой точностью попадания на дальности около 700 км. В связи с этим перед разработчиками ракетного щита СССР встал вопрос о создании боевых ракет, запускаемых из шахт. В этот период, учитывая работы М. Янгеля по созданию малогабаритных ракет шахтного варианта Р-12, Р-14 и предложения по Р-16, С.П. Королев начинает разработку комплекса Р-9 в наземном и шахтном вариантах старта.
Р-9 — последняя боевая ракета С.П. Королева на жидком кислороде. Уже после смерти Сергея Павловича на вооружение была сдана твердотопливная ракета РТ-2. После этого ОКБ-1 полностью перешло на космическую тематику. Постановление Правительства о создании ракетного комплекса Р-9 вышло 13 мая 1959г. Характерной особенностью ракеты Р-9 являлось то, что это единственная кислородная ракета, запускавшаяся из шахты. Одной из главных проблем при создании кислородных ракет были громадные потери кислорода при транспортировке его на космодром и его хранение. Вопрос решения этой проблемы был поручен заместителю Королева Мишину, и к концу 1962г. проблема была решена. Потери кислорода уменьшились в 500 раз! Это характерный пример того, как передовые ракетные технологии помогают решить мирные задачи, в частности в металлургической промышленности, где кислород используется в громадных количествах.
Основной задачей работы ОКБ на 1960г. С.П. Королев на первое место поставил пуск Р-7 в район Тихого океана, а на втором месте стояли работы по комплексу Р-9. Как и в ракету Р-7, так и в ракету Р-9, были заложены совершенно новые принципы, которые и теперь продолжают развиваться. Основным из них — введение центрального привода вместо газовых рулей и рулевых камер на предыдущих ракетах. Теперь управление полетом ракеты осуществлялось путем отклонения основного двигателя.
Дальность полета Р-9 около 11000 — 14000 км. Стартовый вес около 90-100 т, что было меньше, чем у американской «Титан-2» (150 т). На эту дальность ракета могла доставить 1.7 т, что соответствует атомному заряду в 1.65 мегатонны.
На первой ступени ракеты стоял двигатель В.П. Глушко РД-111 с тягой у земли 140 т, а на второй двигатель Косберга с тягой 80 т. Двигатель был создан с перспективой его использования на ракетах «Союз» и «Энергия».
Первый пуск ракеты Р-9 состоялся 9 апреля 1961г. После отделения первой ступени, при работе второй на 155 секунде из-за отказа клапана прекратилась подача газа в турбонасосный агрегат. Для первого пуска это можно считать удачей. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-9 проводились в три этапа:
1) первый с наземного старта;
2) второй из шахты;
3) третий — приемочный.
В период ЛКИ было произведено 54 пуска. 25 июля 1965г. ракета была принята на вооружение.
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А
С историей создания ракеты Р-9А связаны две тяжелые даты.
Первая — 3 августа 1961г. За три дня до запуска Г. Титова, когда произошел взрыв ракеты Р-9А на старте, что внесло нервозность перед запуском второго корабля «Восток».
Вторая — 24 октября, когда в 1963 г. при аварии ракеты Р-9А погибло восемь человек.
Таким образом, за полгода до своей кончины Сергей Павлович Королев уже создал первую в мире кислородную межконтинентальную баллистическую ракету, стартующую из шахты.