Свои первые ракеты Вернер фон Браун назвал «Агрегатами», поэтому далее этим проектам присваивались индексы А1, А2, А3 и А4, известные как V-2. Вернер фон Браун, будучи конструктором и изобретателем высокого творческого уровня, мало интересовался технологической доводкой своих ракет. Достаточно было 2-3 успешных пуска и он, впрочем, как и С.П. Королев, переходил к другим проектам, идеи которых у него давно уже сформировались в конструкторско-инженерные решения. После решения в начале 40-х годов с помощью Г. Вальтера проблемы жидкостного ракетного двигателя, основная конструктивная схема которого не изменилась до сих пор, Браун вплотную занялся многоступенчатой ракетой.
К тому времени уже было ясно, что в космос, а это была главная цель всех ракетных конструкторов, ни самолетом, ни одноступенчатой ракетой не выйдешь. И вот создается ряд проектов, из которых наиболее интересны проект Зенгера, конструктивные решения крылатых и баллистических ракет A4b, А5, А9, А10 и А9/А10. Данных об этих проектах почти нет. Некоторые историки космонавтики выдвигают версию, что все материалы по этим проектам были уничтожены Брауном и его инженерами, так как именно Браун в конце 1944г. предложил Гитлеру проект нанесения ракетного удара по Вашингтону и Нью-Йорку с использованием ракеты А9/A10, а так как все они бежали к американцам, об этом проекте лучше было бы не вспоминать. Проект А-4b предусматривал создание на базе баллистической ракеты ФАУ-2 крылатой ракеты на дальность до 600км с форсированным двигателем и установкой небольших крыльев. Далее этот вариант получил индекс А9 и, по данным различных источников, прошел успешные испытания с 24 января по 14 февраля 1945г. Ракета А10 представляла собой ракету-носитель ступени А9. Конкретные данные об испытаниях авторам неизвестны. Однако по данным известного журналиста-международника В. Овчинникова 24 января 1945г. (а согласно Б. Чертоку – 27 января) Вернер фон Браун заявил, что «проблема создания двухступенчатой ракеты большой дальности технически решена». Если это соответствовало действительности, то до запуска искусственного спутника Земли оставался один шаг.
Двухступенчатая ракета А9/А10 имела длину около 18 м. Стартовый вес — 70-75 т, вес заряда, как у ФАУ-2, всего 1 т. Длительность полета около 35 минут. Что в этом проекте было осуществлено даже частично, а что можно отнести к научно-техническим мифам, вероятно, навсегда останется тайной Вернера фон Брауна. Вот как пишет об этом К. Гэтланд в книге «Космическая техника» (М., Мир: 1986г.): «Стремление увеличить дальность ракеты А-4 преследовало двоякую цель. Одной было удовлетворение требования военных, вторая отражала энтузиазм группы проектантов в области космических полетов. Первым шагом являлась установка на ракете А-4 стреловидных крыльев и увеличенных аэродинамических рулей. Теоретически такая ракета в полете могла бы планировать на расстояние до 600 км. Два экспериментальных полета крылатых ракет, названных А-4b, были произведены в Пенемюнде в 1944г. Первый запуск был полностью неудачным. Вторая ракета успешно набрала высоту, однако при входе в атмосферу у нее оторвалось крыло. После окончания войны в Европе в 1945г. офицеры разведывательной службы США были немало удивлены, обнаружив среди документов из Пенемюнде чертежи больших двухступенчатых ракет. На одном из чертежей была изображена ракета А-4 с крыльями, установленная в носовой части ускорителя, предназначенного для создания стартовой тяги, превышающей 180 тс. Это был проект А-9/А-10, который пенемюндская группа разработала в 1942-45гг. Ракета А-9 после отделения от первой ступени А-10 должна была пролететь около 5 тыс. км, планируя в атмосфере. При обеспечении соответствующей тяги имелась возможность атаковать цели на Атлантическом побережье Америки со стартовых позиций, расположенных в Западной Франции или Португалии».
Проект А-9/А-10.
В 1952г. во Франкфурте-на-Майне как техническую монографию издали работу фон Брауна «Марс-проект». Книга содержала 75 страниц расчетов, таблиц и схем, а также 3 страницы описательной части миссии на Марс. Вот краткие технические данные ракеты–носителя: на первой ступени стоял 51 двигатель суммарной тягой 14000 тс; общий расход топлива 5200–6860 т. Вторая ступень: 34 двигателя тягой 1750 тс, расход топлива – 770 т. Третья ступень – пилотируемый крылатый космический корабль-челнок, приземляющийся по самолетному, имела пять двигателей тягой 220 тс, расход топлива – 90 т. Она должна была выводить на орбиту высотой 1730 км и периодом обращения 2 часа полезный груз 33–36.5 т.
Наиболее ранний документ, отразивший начало разработки концепции «двухступенчатого агрегата», относится к июлю 1940 г., пик же работ по обоснованию возможности создания ракеты «для обстрела Америки» пришелся на лето и осень 1941 г. Известные источники убедительно свидетельствуют о том, что эти работы не вышли за пределы аван-проекта, который допускал разные технические характеристики отдельных ступеней: в зависимости от типа двигательной установки первой ступени и аэродинамической формы крыльев второй ступени.
Особого внимания требуют к себе источники, касающиеся пилотируемого варианта ракеты А9. Нет никаких оснований утверждать, что немецкими ракетчиками был создан проект пилотируемой крылатой ракеты А9, не говоря уже о его осуществлении на практике.
В 1956 г. Вилли Лей и фон Браун написали заключительные статьи в книге «Исследование Марса » и выпустили в Германии большую книгу «Старт в космос», богато иллюстрированную Ч. Боунстиллом. Она объединила все идеи Брауна по Луне и Марсу. Если не вдаваться в детали проекта полета на Марс, а только сравнить внешний вид ракет А9/А10 и марсианской, то можно увидеть много общего. Отсюда можно предположить, что, создавая боевые ракеты, Вернер фон Браун, как и С.П. Королев, думал о полетах на Луну и Луну и Марс.
Любителям фотографии. Интернет-журнал «Я фотолюбитель». Огромная коллекция фотографий читателей журнала, сотни статей о фотоискусстве. Уроки фотографии для начинающих.