Яндекс.Метрика

Проект Зенгера

В конце июля 2001г. в американской печати появились сообщения о якобы начавшихся снова разработках космических бомбардировщиков. Стоит вспомнить проект более чем полувековой давности, до сих пор не осуществленный. Отдельные элементы этой выдающейся инженерной разработки нашли свое воплощение в проектах  нашего «Бурана» и американского «Шаттла».  Хорошо известно, что Вернер фон Браун и его соратники в конце войны и перед переходом к американцам особое внимание обращали на вопрос уничтожения технической документации.

Проект Зенгера

Наши специалисты, изучавшие опыт немцев в создании ракет, не обнаружили ни чертежей, ни расчетов, ни технологической документации. Тем более странно, что в куче мусора в Пенемюнде был найден один из ста экземпляров совершено секретного проекта космического бомбардировщика с детальной проектной разработкой. Создается впечатление, что проект Зенгера не был уничтожен специально, чтобы сохранить для истории науки это гениальное творение инженерной мысли.

Проект Зенгера

«Серебряная птица» над озером Мичиган

 (нереализованный проект Третьего Рейха 1930-х годов)

Проект Зенгера

Схема самолета Э.Зенгера

Проект Зенгера

Старт с трека

Проект Зенгера

«Скачкообразная» траектория «Серябряной птицы» при бомбардировке Нью-Йорка
(вариант налёта с возвращением в Германию)
Иллюстрации с сайтаhttp://kz44.narod.ru/Zenger.htm

      Первоначальное ознакомление с этим материалом А. Исаева, в будущем главного конструктора двигателей космических систем и ракет для подводных лодок, привело его в состояние шока. А. Исаев в КБ  В. Болховитинова разрабатывал двигатель для самолета  БИ-1 с тягой 150 кг, а в проекте речь шла о ракетных двигателях с тягой до 100 тонн. В этот период вопросы ракетной техники в Москве курировал Болховитинов. Постановление о создании ракетной отрасли еще только готовилось. С.П. Королев, В.П. Глушко и все будущие руководители ракетно-космических работ в СССР изучали немецкий опыт. Болховитинов, ознакомившись с проектом, видно испытал чувство аналогичное тому, какое испытал Исаев.  Он понял, что шел не по тому пути,  и это послужило,  вероятно,  поводом  тому, что он уходит из ракетной техники навсегда.

После проигрыша войны на море фашистская Германия сделала ставку на нанесение ударов по крупным городам противников авиацией и ракетами, поэтому объясним интерес к проектам ФАУ-1 и ФАУ-2 для нанесения ударов по Лондону и проектам Вернера фон Брауна А9/10 и проекта Зенгера для удара по Нью-Йорку.

Проект «Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем» был представлен руководству вермахта в 1944г. Авторами проекта были Э. Зенгер и И. Бредт. В этой работе дан глубокий инженерно-технический анализ возможности создания пилотируемой крылатой ракеты большой дальности и большого тоннажа. Представлены инженерные расчеты создания ракетного двигателя с тягой 100 т. Такой двигатель обеспечивал полет ракеты на высотах от 50 до 300 км  со скоростями от 20 000 до 30 000 км/час на дальность от 20 000 до 40 000 тыс. км. Особое значение имело решение проблемы аэродинамики самолета, имевшего скорость в 10-20 раз превышающую скорость звука.

Ценность найденного документа заключалась в том, что были очень подробно исследованы физико-химические и энергетические свойства ракетных топлив при высоких давлениях и температурах в камере сгорания. Детально были рассмотрены системы охлаждения камер сгорания и подачи топлива турбонасосных агрегатов. Общий вес составлял 100 тонн. Вес бомб 10 тонн. Вес самолета при посадке после бомбардировки 10 тонн. Самолет запускался с земли мощным ракетным устройством, которое работало в течение 11 секунд. После разгона до 500м/сек. самолет отрывался от Земли и набирал высоту от 50 до 150 км в течение  4-8 минут. В этот период расходовался весь запас горючего и далее самолет летел путем свободного планирования по волнообразной траектории с затухающей амплитудой, отталкиваясь от плотных слоев атмосферы как камешек, пущенный по воде. Произведя бомбометание, самолет возвращался на аэродром или другую запасную площадку.

С немецкой пунктуальностью был описан процесс стендовой отработки системы, состоящей из 12 этапов.

Перевод этого проекта был опубликован в СССР в 1946г. в «Обзорах трофейной техники». Космический аппарат с горизонтальным стартом не создан до сих пор.

Проект Зенгера22 апреля 2010г. в США был осуществлен запуск двух аппаратов, которые можно рассматривать как  материализация проекта Зенгера в  XXI веке.

Первый эксперимент — запуск орбитального беспилотного самолета.  (Космический аппарат X-37B — Orbital Test Vehicle).

Второй — запуск РН «Минотавр»    гиперзвукового баллистического планера Falcon HTV-2.     Согласно опубликованным данным, ракета-носитель Minotaur IV Lite, стартовавшая 22 апреля 2010 года с 8-й стартовой площадки космодрома на авиабазе ВВС США Vandenberg, успешно вывела на запланированную траекторию полёта после отделения от носителя экспериментальный аппарат Falcon (Force Application and Launch from Continental United States) HTV-2 (Hypersonic Technology Vehicle 2).      Носитель успешно выполнил запланированный манёвр, осуществил сброс обтекателя и отделение аппарата HTV-2.  Затем, на 9 минуте полёта, передача телеметрической информации внезапно прекратилась. Аппарат HTV-2 был потерян при невыясненных обстоятельствах.

 

В настоящее время ведётся расследование обстоятельств потери аппарата.   Согласно представленной DARPA информации, эксперимент HTV-2 предполагал испытание маневрирующего гиперзвукового летательного аппарата без двигательной установки, рассчитанного на полёт со скоростью 20 Мах (около 6,6 км/с). Предполагалось испытать аэродинамические решения, новые теплозащитные покрытия и технологии, а также системы автономной навигации и управления аппаратом на сверхзвуковых скоростях.  В рамках эксперимента предполагалось осуществить аэродинамическое маневрирование трёх видов:      — «энергетическое» маневрирование (гашение избыточной скорости при помощи маневрирования);      — метрологическое маневрирование (маневрирование для измерения характеристик манёвра по тангажу, рысканию и крену);   — «ныряние» в атмосферу в целях затопления аппарат в безопасной области.   Дальность баллистического планирования оценивалась в 3100 морских миль (свыше 5700 км).  Задачей эксперимента, вероятно, являлось испытание технологии гиперзвуковых маневрирующих боеголовок.

Публикации об этих экспериментах крайне ограничены.

 

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

+ 8 = 14