«Сатурном» называлась серия американских ракет-носителей, созданных в 1964-67гг. по программе «Аполлон». Всего было создано три модификации этого носителя: «Сатурн-1», «Сатурн-1b» и «Сатурн-5». «Сатурн-1» представлял собой экспериментальную двухступенчатую ракету-носитель, предназначенную для отработки общих для всех модификаций узлов, а также для вывода на орбиту макетов космического корабля «Аполлон». Ракета была способна выводить на геоцентрическую орбиту высотой 165 км полезный груз весом до 10.2 тонн. Двигательная установка первой ступени состояла из 8 жидкостно-реактивных двигателей, работавших на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень имела 6 ЖРД, работавших на жидком кислороде и водороде. Всего было проведено шесть пусков «Сатурна-1».
Вернер фон Браун (слева) и Курт Дебус руководители проекта и ракеты «Сатурн 5»
«Сатурн-1b» также был двухступенчатым. Носитель предназначался для отработки на околоземной орбите непилотируемых и пилотируемых кораблей «Аполлон». «Сатурн-1b» использовался для доставки космонавтов на орбитальную станцию «Скайлэб», а также для запуска корабля «Аполлон» для стыковки с кораблем «Союз» по программе ЭПАС. «Сатурн-1b» мог выводить на круговую геоцентрическую орбиту высотой 195 км полезный груз весом до 18.1 тонны. В качестве первой ступени была использована модифицированная первая ступень «Сатурна-1». На второй ступени был установлен один ЖРД, топливом для которого служили жидкий кислород и водород.
Для управления ракетой по крену были установлены два блока с тремя вспомогательными двигателями на каждом. Двигатели работали на четырехокиси азота и несимметричном диметилгидразине. Всего было проведено семь пусков ракеты-носителя «Сатурн-1b». Сверхмощный «Сатурн-5» представлял собой трехступенчатую ракету-носитель. Предназначался для отработки полностью оборудованного корабля «Аполлон» на околоземной и окололунной орбитах, а также для доставки космонавтов на Луну. «Сатурн-5» мог выводить на круговую геоцентрическую орбиту высотой 195 км полезный груз весом около 130 тонн. Габариты «Сатурна-5» были внушительными: стартовая масса — до 2950 тонн, высота (длина) без полезного груза 85.6 м, а с кораблем «Аполлон» — около 110 м, диаметр -10.1 м, а по лопастям стабилизатора — 19.2 м. Двигательная установка первой ступени «Сатурна-5» состояла из пяти ЖРД, работавших на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень была оборудована также пятью ЖРД, работавшими на жидком кислороде и водороде. На третьей ступени был установлен один ЖРД, работавший на жидком кислороде и водороде. Всего было осуществлено 12 пусков «Сатурна-5», в том числе, 7 — для лунных экспедиций и вывода на околоземную орбиту обитаемой орбитальной станции «Скайлэб».
Сборка «Сатурна-5» производилась в здании в вертикальном положении. Место сборки было расположено на расстоянии более 5 км от стартовой площадки, откуда ракета специальным тягачом-«ползуном» транспортировалась на стартовую платформу, также служившую пусковым столом.
Всего было сделано 19 «Сатурнов –5». Последний, 19-й, передали в музей.
В 2004 г. в связи с выдвижением Америкой новой программы исследования дальнего космоса (орбитальной станции на Луне, высадка на Марс и т.д.) вновь возникла проблема создания мощных РН. Как известно, в 1960-80гг. было четыре проекта мощных РН – два американских — «Нова» и «Сатурн-5» и два советских — «Н-1» и «Энергия». Практическое исполнение получили только два: «Сатурн-5» и «Энергия».
К настоящему времени стало ясно, что мощные ракеты (сверхтяжелые носители) при существующей в настоящий период технологии запуска необходимы только для запуска пилотируемых кораблей к Луне, Марсу и далее. Вся система спутникового обеспечения в ближнем космосе и запуск небольших автоматических станций в дальний космос может быть осуществлена ракетами среднего класса («Союз», «Протон», «Дельта», «Ариан», «Атлас» и т.д.). Громадная стоимость создания мощных ракет при небольшой эффективности по сравнению с ракетами среднего класса заставляет задуматься о разработке альтернативных транспортных средствах для обеспечения межпланетных полетов. Стоимость разработки ракеты «Сатурн-5» составила $7.5 млрд. Стоимость разработки системы «Энергия-Буран» составила 14 млрд. рублей (в 1960-х годах рубль и доллар были примерно одинаковы). Стоимость первого запуска «Бурана» составила 350 млн. руб., а запуск «Стурн-5» с кораблем «Аполлон» — $431 млн. (По сегодняшним ценам это 2.4 млрд.).
Интересно, что по современным ценам 1 кг полезного груза, выведенного на орбиту с помощью РН «Сатурн-5», составил бы около $17 тыс., т.е. примерно столько же, что и на шаттле (15-20). Таким образом, при решении задачи пилотируемых межпланетных полетов при современном техническом уровне цивилизации и на основании анализа результатов создания первых 4-х мощных ракет можно выдвинуть гипотезу, что существующие методы транспортировки полезных грузов большой массы в дальний космос экономически мало эффективны и технически трудно осуществимы. Поэтому реально пилотируемые полеты в дальний космос (к Марсу) в ближайшие 20-30 лет маловероятны. Только создание мощной РН занимает от 10 до 15 лет с начала разработки.